Консультация для педагогов Развитие у детей интереса к кубанским традициям, культуре, обрядам наших предков.
консультация на тему

продолжать формировать у детей культурные традиции, знакомить детей с декоративно прикладным исскуством Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiyapokubani.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  

ПЕДАГОГОВ.

«РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ,

КУЛЬТУРЕ, ОБРЯДАМ НАШИХ ПРЕДКОВ».

     

Воспитатель: Шлык Н.Н.

МБДОУ №3 «Тополёк»

ст. Фастовецкой.

  Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, воспитании чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданными предыдущими поколениями. Декоративно-прикладное искусство Кубани является лишь частью всей системы традиционной культуры края. Как известно её основу составляли две этнические традиции: русская и украинская.

Определяя специфику традиционной культуры Кубани, обратили внимание на то, что кубанскому варианту восточнославянской культурной традиции присуще много специфических черт и признаков, в совокупности характеризующих особенности кубанской традиции.

Во-первых, кубанская традиция относится к числу традиций позднего формирования, и процесс ее складывания проходил в условиях развития национальной профессиональной культуры.

       Во-вторых, освоение Кубани славянами, и прежде всего, казачеством осуществлялось с разных  «метропольных» территорий.

       В-третьих, процесс заселения, а, следовательно, и формирования культурного пространства, происходили поэтапно.

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве кубанского края, живописи, о своих праздниках и обычаях. Именно культура Кубани, как мать и отец должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Как не вспомнить слова: «мне скучно, поговорим о старине». Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, живописи, кубанском декоративно-прикладном искусстве – сохранится для потомков.

     Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством Кубани – значит напичкать их разнообразными знаниями об истории возникновения ремесел, их названиях, технике выполнения ит.д. Это неправильно. Народное творчество нужно вводить в детскую жизнь естественно, без театрализации, так, как оно существует в жизни. Очень легко объяснить детям красоту народного искусства. Понимание этой красоты словно дремлет в них, его нужно только разбудить. Помогут нам русская природа, сказки, архитектура, утварь… Красиво вышитое полотенце, уникальный сосуд дети встречают с восхищением, пониманием красоты. Важно, чтобы дети не только радовались красоте вещи, а были готовы слушать рассказы о народных умельцах, смогли бы поделиться своими впечатлениями дома, со сверстниками. Стоит, заинтересовать детей и пойдут рассказы о чем-то удивительном, что они видели дома, в музее просто у бабушки. А то и принесут старинную вещь, найденную на чердаке или в сундуке.

        Основная цель – это развитие интереса у детей, умения видеть и наслаждаться красотой, желания творить. Задача видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться должна стать фундаментом развития нравственных качеств личности: доброты, уважения, умение ценить созданное человеком.

        Не нужно распыляться охватывать все сразу! Нужно терпеливо учить детей обращать внимание на красивое, замечать его самостоятельно, любоваться. Постепенно дети смогут передать увиденное а их поделках, создавая рисунки, аппликации, работая с разным изобразительным материалом. Этот момент самостоятельности необходимо воспитывать и по заинтересованности судить о результатах.

        Подумайте, что интересное, самобытное есть в вашей станице, крае. Народное изобразительное искусство живет в быту, окружает нас повседневно, стоит только внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдем в них много художественного, декоративного, ранее не подмеченного: резные наличники окон, причелины, узоры решеток, ворот, изразцовые печи, лепные потолки, плетеные корзинки, абажуры, вышитые полотенца, кружева, тканые дорожки, одеяла из лоскутков и многое другое.      

        Эту работу лучше всего начинать со второй половины средней группы, когда дети уже осознанно воспринимают окружающее и имеют некоторые представления о форме, цвете, элементах узора, могут высказать свои суждения (последнее особенно важно).

      Сначала стоит познакомить детей с одним каким-то видом ремесла. Например, вы решили познакомить их с вышивкой. Постарайтесь собрать самые разные вышитые изделия, но выполненные высокохудожественно, имеющие эстетический вид. Изделий не должно быть очень много. Самое главное на этом этапе – заинтересовать детей. Лучше всего организовать детей небольшими подгруппами, чтобы была возможность пообщаться, увидеть, что интересует детей, ответить на их вопросы. Показывая вышивки, следует дать возможность рассмотреть их. Хорошо бы оставить вышивки на некоторое время в группе (повесить, украсить уголок), выбрать несколько (те, которые понравились детям), чаще любоваться красотой вышитых изделий, как бы «невзначай», то есть, не привлекая специально внимание детей (показать уголок вошедшему в группу родителю, постоять, любуясь, и т.д.)

       Украшая группу вышитыми изделиями, хорошо бы посоветоваться с детьми(где и как лучше повесить), корректно внося свои уточнения.

       Можно предложить детям зарисовать понравившиеся изделия или узоры по желанию и, разумеется, если есть интерес, но нельзя преследовать цель – передавать узор точно или конкретизировать элементы, важен интерес ребенка.

      Следующая ступень – дать детям возможность наблюдать процесс вышивания. Хорошо, если появится возможность пригласить в группу кого-нибудь из взрослых (мама, бабушка, сотрудник ДДТ, владеющий техникой вышивания). Хорошо, если такой взрослый принесет свои изделия и сможет побеседовать с детьми. Наблюдение процесса вышивания нельзя навязывать детям, это может быть организованно так: взрослый приходит в группу, садится и вышивает. Дети будут подходить по мере того, как заметят взрослого, заинтересуются, и станут наблюдать те, кому действительно интересно. Желательно поддерживать с детьми живую беседу, дети должны свободно общаться с взрослыми, друг с другом, задавать вопросы. Нужно обратить внимание, с какой любовью взрослый вышивает, как ловко работает иглой, как аккуратно сплетены в косу или разложены в коробочке цветные нитки, как их много.

       В старшей группе можно организовать обучение вышиванию именно тех детей, кто желает, кто в этом заинтересован. Количество обучающихся может постоянно меняться (может быть совсем небольшая подгруппа, 3-4 человека). Объем работы должен быть небольшой, чтобы дети быстрее увидели результат. В процессе вышивания дети знакомятся с особенностями кубанской вышивки. Кстати, не надо искать в узорах кубанской вышивки какие-то особенности (определенный цвет или постоянный элемент узора), но уместно вспомнить об истории заселения кубанской земли.

        Заселяли Кубань украинцы, русские, люди других национальностей. Естественно они и принесли с собой свою культуру. На кубанской земле культура разных народов претерпевала изменения, появлялись новые традиции, новые направления, которые находили отражение в искусстве. Поэтому в разных регионах края предметы ремесел и прикладного искусства самые разные. В частности, вышивки различаются и цветом и узором. Колорит вышивок может быть и черно-красным, и сине-красный. Для кубанской вышивки характерна не только вышивка крестом, можно увидеть и уникальные вышивки гладью, сочетание в одном изделии нескольких видов швов.

         Вышитые детьми и взрослыми изделия хорошо использовать в интерьере групповых комнат и всего детского сада. Дети и взрослые могут заранее предусмотреть, что можно вышить (скатерть для кукол, постельное кукольное белье, носовой платок, салфетку), вышивкой можно украсить изделие в уголке ряжения, вышить фартучки для дежурных, театральные костюмы, то есть найти применение имеющимся у детей навыкам. Можно выполнить и совместную работу. Например, взрослый выполняет более сложную часть вышивки, дети дополняют ее постепенно, каждый ребенок какую-то часть, более доступную ему. Полученные детьми знания и умения можно использовать и в других видах деятельности: в лепке, аппликации, рисовании, украшая знакомым узором предметы быта, одежды, домашней утвари.

         Нам, воспитателям, нужно помнить, что народное творчество оказывает большое влияние на ребенка, воспитывает у него чувство любви к своей родине, понимание красоты, уважение к ее творцу.

        По такому принципу можно знакомить детей с другими ремеслами, другими видами прикладного искусства.

        Несколько слов о гончарном искусстве. Это своеобразное ремесло. Хотелось бы, чтобы у детей были некоторые представления о нем, чтоб полученные знания нашли применение. История гончарного ремесла уходит в далекое прошлое. Детям интересно узнать, что в древние времена посуду лепили руками и обжигали на костре или в очаге. Такой путь можно проделать с детьми: слепить любую посуду и обжечь в муфельной печи или просто высушить расписать. Позднее детям можно рассказать о том, что появилось элементарное приспособление – гончарный круг, а для обжига использовали горны – специально сооруженные для этой цели печи. Посуда, изготовленная на гончарном круге, намного красивее, разнообразнее, а обожженная в горне более прочная. Если есть возможность понаблюдать работу гончара на гончарном круге, воспользуйтесь ею. Дети получают при наблюдении много дополнительных знаний не только о процессе изготовления, но и о свойствах и качествах глины, о разнообразии форм. И, разумеется, о работе самого гончара, о его человеческих качествах. Дополнительно можно рассмотреть с детьми иллюстрации. Большой интерес, например, вызывает рассмотрение гончарных изделий, которым пользовались наши предки и которые сохранились в отдельных семьях. Детям интересно будет знать об отдельных названиях, также характерных для каждого района: в северо-западных районах до сих пор можно услышать украинские названия: макитра, махотка, копысточка, крынка, глечик. Наиболее распространена в крае керамика с влиянием русских традиций, название изделий соответственно: миска, горшок, кувшин, корчаг, кубышка.

        Гончарные изделия, выполненные в украинских традициях, отличались от русских многоцветием: яркая роспись, лепные украшения с использованием растительного орнамента ( букеты цветов, листья, ветви).

        Гончарные изделия покрывали глазурью. Глазурь может быть нескольких цветов: коричневая, желтая, зеленая. Часто сосуд  оформляли легкой гравировкой – геометрическим орнаментом. Одинаковые гончарные изделия встречались очень редко, каждый мастер вносил свою индивидуальность, неповторимость. Рассмотрите с детьми несколько кувшинов, увидят различия, определят, какой кувшин красивее, изящнее, наряднее. Пусть заметят приемы художественного оформления – роспись, налеп, рельеф, определят их назначение (праздничный, повседневный, в подарок).

Рассказать детям о том, как устраивались ярмарки, об их яркости, веселье, многообразии товаров, среди которых были и гончарные изделия. Керамика пользовалась большим спросом – в ней готовили пищу и подавали на стол, хранили и перевозили продукты, посуда была необходима.

Если есть возможность, покажите детям скульптуры кубанских мастеров – диковинные фигурки: лев, кошка, самовар, птица и др., это вызывает у детей интерес, знакомство с ними – развитие творческой мысли, фантазии, воображения.

         Кубань славилась и плетеными изделиями: корзины, лукошки, подставки разной величины, кашпо, абажуры.  Плели из ивовых прутьев, из листьев кукурузных початков.

         Разумеется, сначала необходимо рассмотреть с детьми изделия, выбрать понравившиеся, показать детям элементарные приемы плетения простых предметов (небольшие подставки, хлебницы, вазочки, утварь для игр).

         Плести дети могут в любое время, когда захочется. Простые виды плетения доступны детям, и они работают с интересом.

          Сырье для плетения можно заготавливать впрок (листья кукурузных початков, стебли рогоза) и накануне (прутья ивы). Ивовые прутья лучше всего использовать поздней осенью и зимой.

         Наш хлебный край имеет в изобилии разного рода солому. Неповторимые, оригинальные изделия из соломы служат украшением жилищ, предметов быта. Доступность обработки, простота техники выполнения позволяют организовать эту работу с детьми. Изделие может быть простым (украсить салфетку, небольшие декоративные аппликации) и более сложным (коллективные аппликации, плетение, изготовление игрушек). Выполненные воспитателями и детьми работы удачно украсят помещение детского сада.

         Кубанский самобытный промысел ковань, выполненная руками кузнеца. В городах и станицах края сохранилось много кованых изделий. Присмотритесь внимательно: это заборы, ажурные крылечки, ступени, подставки для цветов, оконные решетки и др. Сколько выдумки, находчивости, свежих идей! В ковань вкладывалось много труда, и он оправдался.

         На экскурсиях с детьми обращайте внимание на ажур ковани, любуйтесь вместе с детьми. Детям интересно будет знать, что кузнечное ремесло пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена, одновременно с обработкой камня и дерева, человек постигал тайну кузнечного дела. Показывая детям уникальные творения рук человека, можно кратко рассказать об основных приемах работы и некоторых инструментах, использовать иллюстрации.

         Кузнечное ремесло связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота. Поэтому для удобной и безопасной работы необходимо было подобрать для кузницы место, обзавестись надежными инструментами.

        Все кузнечные работы проводятся на воздухе. Поэтому место для кузницы выбирали такое, чтобы не мешать окружающим: кузницы устраивали обычно далеко за селом или на окраине города, только веселые перезвоны молота доносились к людям.

        Для начала можно предложить рассмотреть простое кованое изделие или отдельный узор, выделить несколько одинаковых элементов. Орнаменты практически не повторяются. Глядишь на декоративные решетки, на кружево ворот, крылечек и беседок и не веришь, что сделаны они из грубого металла. Всю эту красоту, неповторимость необходимо донести детям, помочь увидеть своеобразие, воспитать желание не только сберечь все это, но и продолжить, преумножить старые традиции.

           Мы, педагоги должны помнить, что народная культура должна выжить, должна быть сохранена, преумножена. Именно народная культура, а не поликультура. Если подобная работа будет проводится с детьми, то, несомненно, у детей появится интерес к культуре, традициям, обрядам предков. Человек с детства чувствует себя частью своего народа, он включается не просто в мир, но и в историю через историю своего народа.

        Кубанская культура – это соединение русских, украинских, а также городских традиций, на основе которых сформировалась новая этнокультура. Этот процесс взаимовлияния различных этносов прослеживается в народном декоративно-прикладном искусстве, которое является носителем материальных и духовных традиций Кубани, у детей развивается интерес к традициям, культуре, обрядам наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРЕ, ОБРЯДАМ НАШИХ ПРЕДКОВ».

         Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, во...

Консультация для педагогов. Развитие воображения детей в дошкольном возрасте.

Консультация для педагогов или родителей по развитию воображния детей. Раскрываются вопросы: зачем нужно воображение, что это такое, его виды, проводятся параллели между развитием воображения и развит...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для педагогов «Развитие любви и интереса к книге в младшем дошкольном возрасте»

Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает даром легко  «входить»  в содер...

Консультация для педагогов ДОО "Приобщение детей младший группы к национальной культуре с помощью народных игр, песен, потешек"

В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народно...

Консультация для педагогов "Формирование у детей интереса к родной культуре"

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить...