Проект "Зимующие птицы Республики Коми"
проект (младшая группа) на тему

Лаврова Ирина Ивановна

Целью данного проекта является формирование представлений о зимующих птицах нашего края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy_respubliki_komi.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального

образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧс    42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдз  велӧдан   муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.

Экологический проект на тему:

«Зимующие птицы республики Коми»

                                              (вторая младшая группа)

Автор : воспитатель Лаврова И.И. 1 кв.категория

           

                                                             2016

Паспорт проекта «Зимующие птицы республики Коми»

Структура

Содержание

Тема

«Зимующие птицы республики Коми»

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края, уточнить знания о внешнем виде, среде обитания; воспитывать чувства сопереживания ко всему живому; умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Адресация проекта

Дети второй младшей группы, педагоги

Руководители проекта

Лаврова И.И.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители

Возраст воспитанников

Младший дошкольный возраст (3-4 лет)

Особенности проекта

Экологический, информационно – творческий.

Групповой (2 младшая группа).

Краткосрочный (1 неделя).

Межпредметный.

На уровне образовательного учреждения.

Цель проекта

Формировать экологических знаний о зимующих птицах нашего края, уточнить знания о внешнем виде, среде обитания; воспитывать чувства сопереживания ко всему живому; умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Задачи проекта

Формирование элементарных знаний о зимующих птицах, роли человека в жизни зимующих птиц.

Развитие познавательного интереса  к миру птиц.

Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к птицам; желание помогать им в трудное время.

Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.

Ресурсы проекта

Информационное обеспечение

- основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная дошкольным учреждением с учетом примерной основной образовательной программы «Детство», авторы Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.;

- парциальные программы О.С.Ушакова «Программа развития речи дошкольников», И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и разхвития детей 2-7 лет»;

- конспекты НОД;

- видеофильмы о птицах;

- Интернет;

- энциклопедия о птицах;

- фотографии, иллюстрации;

- репродукции картин с изображением птиц;

- художественная литература.

Иформационно-техническое

- компьютер;

- интерактивная доска;

- фотоаппарат;

-диск с записью голосов птиц;

- магнитофон

Организационное обеспечение

- НОД;

- режим дня;

- выход в интернет.

Материалы к занятиям.

Демонстрационный. Картины из серии «Зимующие птицы», «Птичья столовая», «Птицы нашего края»; схемы рисования птиц; иллюстрации и фотографии птиц. Чтение потешки «Сорока-белобока», Ю.Кушак «Сорок сорок»; стихов С.Маршак «Где обедал воробей?», «Покормим птиц», М.Семенов «Домик для синицы»; рассказов: М. Пришвин «Дятел», Берг «Пит и воробей»; отгадывание загадок о зимующих птицах; схемы поэтапного рисования птицы; энциклопедии «Птицы», «Умники и умницы», «Кто где живет в лесу?»; игровые персонажи для НОД.

Раздаточный материал. Белая и цветная бумага, картон, клей, краски, кисти разной толщины, пластилин, цветные карандаши, природный материал, разрезные картинки птиц, д/и «Парочки», «Найди пару», «Четвертый лишний».

Предполагаемые продукты проекта

Продукты деятельности педагога:

- конспекты НОД, бесед,

- обогащение Р.П.П.С.

Продукты деятельности детей:

- рисунки,

- поделки.

Продукты совместной деятельности педагогов, родителей и детей:

- создание книг о зимующих птицах,

- участие в акции «Покормим птиц зимой!»

Аннотация

Одной из задач в реализации основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной дошкольным учреждением является воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, следование экологическим правилам в доступных для ребенка четвертого года жизни формах.

Уже с раннего возраста дети активно интересуются животным миром, уделяя им гораздо больше внимания, чем растениям. Так как экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, мы решили рассмотреть эти взаимоотношения на примере живых организмов, вызывающих наибольший интерес у детей, - зимующих птиц республики Коми.

Под влиянием телепередач, телерекламы, мультфильмов и литературы знания формируются стихийно. Как отмечал Л.С.Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения.

Данный проект решает задачу формирования системы элементарных научных экологических знаний.

Краткое описание проекта

Этап

Содержание работы

Ответственные

Результат работы

1.Постановка проблемной ситуации

Воспитатель вносит для рассматривания картину «Зимующие птицы».

- Кто изображен на картине?

- Чем питаются?

- Какую пользу и вред приносят?

Выясняется, что дети не знают ответы на многие вопросы

Воспитатели

Воспитатель получает первичную информацию о базовом запасе знаний и представлений детей по данной теме, ориентируется сам и обговаривает с детьми примерный план работы по проблеме. Данные сообщаются родителям: об интересах, знаниях детей, о том, чем дети будут заниматься в ближайшее время.

2.Разработка проекта совместно с детьми, поиск путей решения проблемы.

- Вы хотели бы узнать о зимующих птицах больше?

- Что бы вы хотели узнать ?

- Что нужно сделать, чтобы узнать?

(собрать информацию).

- А где нам взять информацию?

(спросить у взрослых, прочитать в книгах, энциклопедиях, посмотреть по телевизору, в интернете).

Воспитатели

3.Реализация проекта.

1. Задание родителям.

Сделать из бросового материала кормушку для птиц.

Родители

Дети и родители узнали из чего можно сделать кормушки, что лучше в них положить для птиц.

2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Конструирование из природного материала.

Тема: «Важная птица»

Цель: формировать умение делать птиц из природного материала, используя образцы; закрепить характерные особенности птиц; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитатели

Закрепили знания о строении птицы (части тела). Формирование знаний о вороне. Дети самостоятельно, опираясь на схему поэтапной лепки, могут изобразить птицу.

3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Аппликация.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, заботливое, доброжелательное отношение к живому, желание сделать приятное.

Воспитатели

Дети умеют делать изображения птиц, используя технику аппликативной мозаики.

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Рисование (пластилинография)

Тема: «Птицы нашего края»

Цель: формировать умение рисовать с помощью метода «пластилинографии» изображения птицы; вызвать интерес к коллективной работе.

Воспитатели

Овладевают методом пластилинографии. Различают основные части тела птицы, среду обитания.

5. Образовательная область «Познавательное развитие»

«Мир природы»

Тема: «Знакомимся со снегирем»

Цель: дать детям новые знания о птице; развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.

Воспитатели

Дети имеют представление об образе жизни, повадках птицы. Могут составить, опираясь на схему, связный рассказ о снегире.

6. Задание родителям.

Сделать книжку про одну из зимующих птиц нашего края.

Воспитатели

У детей формируются первоначальные представления о местах обитания птиц и о том, чем они питаются.

7. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Чтение художественной литературы.

Заучивание отрывка из стихотворения А.Яшина «Покормите птиц»

Цель: развивать память, интонационную выразительность речи.

Воспитатели

Дети с удовольствием рассказывают отрывок.

8. В свободной деятельности чтение художественных произведений А.Аксенова, А.Яшина, Садовского

Воспитатели

Дети знают произведения, запоминают их авторов. Из прочитанных произведений знают об образе жизни птиц.

9. Образовательная область

«Физическое развитие»

Физическая культура.

На занятиях дети изображают птиц: как они двигаются, как едят и т.п.

Воспитатели

Знают и могут изобразить повадки птиц.

10. В свободной деятельности дидактические игры:

«Назови ласково»

«Разрезные картинки»

«У кормушки»

Цель: обогащение активного словаря существительными единственного и множественного числа уменьшительно-ласкательной формы; развитие мышления.

Воспитатели

Употребление в речи названий птиц. Умеют выразить свое эмоциональное отношение к птицам.

11. В свободной деятельности

Лепка «Стайка снегирей».

Цель: закрепление знакомых приемов лепки (скатывание, раскатывание, расплющивание); создание птицы.

Воспитатели

Дети с удовольствием лепят снегиря, используя знакомые приемы.

12. В свободной деятельности подвижные игры:

«Снегири»(Н.Нищева)

Цель: координация речи с движением.

Воспитатели

Дети умеют соотносить текст с движениями, имитируя птицу.

13. Образовательная область «Познавательное развитие»

«Мир природы»

Тема: «Живое - неживое»

Цель: создать условия для представлений детей о признаках живого (на примере птицы и человека): питаются, дышат, двигаются; для воспитания у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремления учитывать их особенности как живых существ.

Воспитатели

Дети знают признаки живых организмов. Умеют сравнивать живые и неживые объекты, находить признаки сходства и различия.

14.  Театрализованная игра.

«Где обедал воробей?»

Цель: расширять кругозор детей на основе материала, эмоциональное и слуховое восприятие, интонационную выразительность речи, игровое поведение и коммуникативные качества.

Воспитатели

Развивается интонационная выразительность речи. У детей появилось желание участвовать в подобных играх.

15. Задание родителям.

Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птица.

Родители

16. Образовательная область «Познавательное развитие».

«Первые шаги в математику».

Тема: «Сколько птиц прилетело к кормушке?»

Цель: закрепить количественный счет до 5, развивать умение из фигур (круг, треугольник) делать птичку; воспитывать желание познавать.

Воспитатели

Умеют считать до 5. Могут соотнести количество с числом. Различают геометрические фигуры. Умеют конструировать.

17. В свободной деятельности конструирование из блоков Дьенеша.

«Домик для птиц»

Цель: формировать умение различать геометрические формы (форма, цвет).

Воспитатели

Дети различают цвета, геометрические формы. Умеют самостоятельно конструировать. Делают это с удовольствием.

18. Акция «Поможем птицам зимой!»

Цель: воспитывать желание заботиться о «братьях наших меньших».

Родители, дети

Воспитатели

Накопление знаний о представителях зимующих птиц. Расширение представлений о жизни

птиц зимой.

19. Консультации для родителей

«Давайте поиграем»

«Учимся наблюдать за изменениями в природе»

«Давайте почитаем»

«Зимующие птицы»  (подборка заданий и игр для занятий дома)

Воспитатели

Расширение словарного запаса детей.

Привлечение большего числа родителей к участию в проекте.

Повышение заинтересованности родителей в обучении детей.

4.Презентация.

Сотрудничество с семьями воспитанников:

  • Участие родителей в оснащении Р.П.П.С. (книги, энциклопедии);
  • Участие родителей в акции «Поможем птицам зимой!»;
  • Участие родителей в создании подборки книг на данную тему.

Работа с сотрудниками ДОУ:

  • Выступление на педагогическом совете;
  • Приглашение педагогов на презентацию, созданную совместно с родителями «Зимующие птицы республики Коми»

Работа с детьми:

  • Создание коллективного коллажа;
  • Беседы с детьми об их удовлетворенности (что понравилось, что нового узнали, что удивило, что было трудным)

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Дети

Создание условий для родителей, чтобы они смогли увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия  в развитии детей.

Оценка педагогами результатов использования проектной технологии в образовательном процессе ДОУ. Трансляция педагогического опыта в СМИ.

Создание ситуации успеха у детей и их родителей. Появление у детей новых знаний, навыков, умения анализировать собственные действия. Выход в свет книг, созданных совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)

Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....

Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».

Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....

Проект «Родная моя республика», посвященного 95-летию Республики Коми

Цель проектаФормирование основ нравственной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и любви к родному краю.Назначение проектаМероприятия, направленные на расширение знаний и представле...

Экологический проект "Зимующие птицы республики Коми"

Данный проект поможет Вам провести тематическую неделю в групее....

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"...

Птицы Республики Коми

Ознакомительная презентация с птицами Республики Коми....