Строим дом мечты
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Стукань Ольга Ивановна

Данный материал знакомит детей с жизнью, творчеством, музеями А. П. Чехова в городе Таганроге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroim_dom_mechty.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Строим дом мечты

Ход занятия

    29 января день рождения нашего земляка, великого писателя А. П. Чехова. Когда-то ваши родители, мы воспитатели, были такими же детьми, как и вы. Вот и А. П. Чехов был маленьким, озорным мальчишкой, который рос в большой и дружной семье, где было шестеро детей (старшие братья Александр и Николай, младшие – Иван, Мария и Михаил), все дети были очень умными и талантливыми.  Отца Антона Чехова звали Павел Егорович. Он был купцом, владельцем бакалейной лавки в Таганроге. Мать звали Евгения Яковлевна. Она посвятила себя семье, воспитанию детей. Самые тёплые, нежные чувства связаны у Антона с матерью. Добрая, тихая, приветливая Евгения Яковлевна несла на своих плечах всё домашнее хозяйство: обстирывала, обшивала семью, окружала всех своей заботой, теплом и лаской.

- Ребята, как вы думаете, как звали ласково Антона Павловича, когда он был маленьким?

«Антоша», «Антошечка», «Голубчик» - вот её обычные обращения к сыну.

Как хорошо, что у каждого из нас есть своя дружная, любящая семья, которая живёт в уютном доме или квартире. Вот и у Антона Павловича был свой дом – домик Чехова, так ласково мы сегодня его называем. Домик Чехова, Лавка Чеховых, Гимназия, Театр, – эти места помнят юного Чехова

 А. П. Чехов жил не только в Таганроге, но и в Москве, Ялте.

У каждого человека должен быть дом, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. И мы сейчас построим такой дом, где все мы будем жить в дружбе и согласии. Дом будем строить из строительного материала с особыми свойствами, которые ценил, воспевал в своих произведениях А. П. Чехов: дружба, взаимопонимание, находчивость, терпение, юмор, любовь. Мы построим такой дом, в который захотел бы прийти А. П. Чехов. В строительство дома мы будем закладывать кирпичи дружбы, любви, находчивости, знания.

1.Первым при постройке дома закладывается фундамент. Наш фундамент – викторина.

1)Как звали отца Антона Чехова? (Павел Егорович).

2)Как звали мать Антона Чехова? (Евгения Яковлевна).

3)Сколько было детей в семье Чеховых? (Шестеро).

4)Где родился А. П. Чехов?(Таганрог).Где ещё он жил? (Москва, Ялта).

2.Кирпичи ДРУЖБЫ. Дети в семье Чеховых были дружные, и очень часто вечерами или в выходные дни ставили небольшие спектакли или разыгрывали сценки. Им в этом помогала мама – Евгения Яковлевна, которая очень любила театр. И мы сейчас разыграем с вами небольшой спектакль.

Зимняя сказка «Рукавичка»

Действующие лица: Дед, Собака, Заяц, Мышка, Лиса, Волк, Медведь.

Дед (оглядывается): Куда я дел свою рукавичку? Она здесь была, одна есть, а второй нет. Жучка, Жучка, помоги мне найти рукавичку!

Вбегает Жучка, ищет, пожимает плечами, оба уходят.

Выставляется ширма, на которой помещён рисунок рукавички.

Появляется Мышка: Вот так хата-невеличка, из овчины рукавичка!

Возле ёлочки лежит, в рукавичке буду жить. Забегает за ширму.

Выбегает Зайка: Бедный зайчик-попрыгайчик! Я по ельнику бежал,

Я от холода дрожал. И дорогу к своей норке с перепугу потерял.

Я доволен, что под ёлкой рукавичку повстречал.

А кто здесь? Какой народ? В рукавичке кто живёт?

Мышка: Я – мышка-норушка. А ты кто?

Зайка: Я – зайчик-попрыгайчик. Пусти меня.

Мышка: Заходи, будем вместе жить!

Появляется Лиса: По кустам, по лесам ходит рыжая лиса.

Ищет норку где-нибудь – обогреться и уснуть.

 А кто в этой рукавичке, рукавичке-невеличке?

Звери отвечают и спрашивают: А ты кто?

Лиса: Я – лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить!

Звери: Заходи, вместе веселей!

Лиса: Только хвостик мне не мните, красоту не загубите!

Появляется Волк: Листья осыпались, дождались зиму,

И волчонку серому скучно одному.

Спрятался по норкам весь лесной народ,

Чья же это хата? Кто же в ней живёт?

Звери отвечают и спрашивают: А ты кто?

Волк: Я – волчок, серый бочок. Пустите меня!

Звери: Заходи, вместе веселей!

Появляется Медведь: Трещат кусты под лапою мохнатою.

Иду, бреду по ельнику, по частому валежнику.

Я за мёдом лазил в улей, думал, пчёлы все уснули,

А они меня догнали, нос и уши искусали.

Не найду себе покоя, нос огнём горит и жжёт.

Рукавичка… Что такое? В рукавичке кто живёт?

Звери отвечают и спрашивают: А ты кто?

Медведь: Я – мишка косолапый. Пустите меня.

Звери: Ну залезай!

Мышка: Ой, лапу отдавил!

Лиса: На хвост мне наступил!

Заяц: Всю шкурку мне помял!

Волк: Всю шерсть потрепал!

Вбегает Жучка: Кто тут в рукавичке?

Звери: В рукавичке впятером очень дружно мы живём,

И отсюда в зимний лес ни за что мы не пойдём!

Жучка: Не пойдёте? А я на вас залаю: «Гав, гав, гав!»

Медведь: Ой, собака – злющий враг, убежим скорей в овраг!

Жучка: Гав, гав, гав!

   

3.Кирпичи любви. На свете есть вещи, которые мы любим всегда: свою семью, свой город, свою родину.

Давайте, ребята, пройдёмся по нашему родному городу.

Разминка.

Мы по городу шагаем. (Идут шагом).

То, что видим, называем.

Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)

И дома, и магазины, (поворачивают голову влево)

Парки, улицы, мосты (руки в стороны)

И деревья и кусты. (Поднимают руки вверх, опускают).

 Вот и Чехов, где бы он ни жил, он всегда помнил свой родной город Таганрог. И вот сейчас я предлагаю заложить в наш дом «кирпичи любви», выполнив следующее задание.

-Назовите места  в нашем городе, которые связаны с именем А. П. Чехова.(Гимнастика для глаз «Чеховские места»).

   Антоша Чехов здесь родился,

(Чеховский домик – уютный, пленительный,

Где обитала большая семья.

В маленьких комнатках дух удивительный,

В них так свежа, так жива старина!)

   Потом в ГИМНАЗИИ учился.

   Отцу он в ЛАВКЕ помогал,

   ТЕАТР любил и посещал.

4.Кирпичи находчивости. Герои произведений А. П. Чехова были находчивыми и сообразительными. Чехов писал не только для взрослых, но и для детей, а также рассказы о животных.

- Какой рассказ мы с вами, а вы с родителями прочитали? (Белолобый).

Давайте проявим свою находчивость и сообразительность и ответим на вопросы по рассказу «Белолобый».

  1. Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Сколько было волчат? (Трое.)
  2. В верстах четырёх от её логова, у почтовой дороги, стояло зимовье. Тут жил сторож, старик лет семидесяти, который всё кашлял и разговаривал сам с собой. Как звали старика? (Игнат.)
  3. При нём находилась громадная чёрная собака неизвестной породы. Как звали собаку? (Арапка.)
  4. По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и тёплое. В это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло, овцы шарахнулись к стенке, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон… Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягнёнок… А кто же это был?  (Щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки.)
  5. Когда волчата крепко уснули, волчиха опять отправилась на охоту. Она опять взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра была уже заделана соломой. Волчиха стала быстро работать ногами и мордой. Едва пахнуло на неё тёплым паром и запахом навоза, как сзади послышался радостный, заливчатый лай. Это вернулся щенок. Он прыгнул к волчихе на крышу, потом в дыру и, почувствовав себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял ещё громче… Игнат пошёл посмотреть, отчего шум… Немного погодя он вернулся в избу.

- Что там? – спросил странник, ночевавший у Игната в эту ночь и разбуженный шумом.

- Ничего… - ответил Игнат. - Пустое дело. Повадился наш Белолобый с овцами спать, в тепле. Только нет того понятия, чтобы в дверь, а норовит всё как бы в крышу. Вчера ночью разобрал крышу и гулять ушёл, подлец, а теперь вернулся и опять разворошил крышу. Глупый. Смерть не люблю глупых! – вздохнул Игнат, полезая на печь. А утром он подозвал к себе Белолобого, больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его хворостиной, всё приговаривал:

Что приговаривал Игнат? (Ходи в дверь, ходи в дверь, ходи в дверь!)

5.Кирпичи знаний. У всех детей есть любимые игрушки, которые они складывают отдельно. А у взрослых есть шкатулочки, коробочки, где тоже лежат дорогие их сердцу вещицы. Вот и у меня есть волшебный сундучок с фотографиями двух памятников. Антон Павлович очень любил свой город Таганрог. Для Чехова любить свой город означало заботиться о нём, о его жителях.

В честь 100-летия со дня рождения писателя ему был поставлен в нашем городе  памятник.

- Давайте вспомним, какой из этих памятников был поставлен А. П. Чехову?

6.Крыша хорошего настроения. На столе лежат овалы с хорошим и плохим настроением. Прислушайтесь к себе и решите, какое настроение должно быть в нашем доме, хорошее или плохое?

Мы завершили строительство дома из строительного материала с особыми свойствами: дружба, любовь, находчивость, знания, хорошее настроение.

Мы построили дом – дом нашей мечты, где всем будет хорошо и уютно: и вам, и вашим родителям, и нам – вашим помощникам, и куда с удовольствием бы пришёл в гости наш великий земляк – Антон Павлович Чехов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса - смотра строя и песни ко Дню защитника отечества "Красив в строю, силен в бою"

Сценарий конкурса - смотра строя и песни ко Дню защитника отечества "Красив в строю, силен в бою"...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Мечтайте! В мечтах рождается... истина

Живя в мире, где всё подчинино исключительно идее рациональности, мы привыкли думать и рассуждать тоже рационально, а именно с позиции логики. Есть ещё и мир эмоций, предчувствий, фантазий. Если не сч...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Досуг для старших и подготовительных групп (смотр песни и строя) "Нам песня строить и жить помогает"

Пропаганда здорового образа жизни как важнейшего средства, способствующего всестороннему, гармоничному развитию, физическому совершенству и укреплению здоровья.Задачи:1. Выработка навыков строевой под...

Конспект НОД по математике в первой младшей группе. «Строим, строим, строим дом».

Данный материал пригодится воспитателям ДОУ, работающими с детьми младшего дошкольного возраста, чтобы сформировать элементарные математические представления. Материал создан для развития представлени...

Мечты мои. Не гонитесь за деньгами - гонитесь за мечтой.

Эссе воспитателя. Минаева А.А. Личное подведение итогов. Мои непредсказуемые мечты....