Планирование и содержание материала по региональному компоненту (дополнение к тематической карте по ознакомлению детей дошкольного возраста с Хабаровским краем)
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Корикова Альбина Евгеньевна

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, формирование у ребенка чувства любви к Родине (малой Родине) приобретают все большее общественное значение и становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в нашем дошкольном учреждении. Нами был введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс детского сада. Дети дошкольного возраста с удовольствием знакомятся с Хабаровским краем (историей, природой, богатсвом, достопримечательностями, дальневосточными писателями, жителями и др.) 

Предлагаем Вашему вниманию разработанное дополнение к тематической карте по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Хабаровским краем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Планирование и содержание материала по региональному компоненту»

(дополнение к тематической карте по ознакомлению детей дошкольного возраста с Хабаровским краем)

Средний, старший дошкольный возраст

Тема беседы

Задачи

План мероприятий на неделю

ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Цикл: Приобщение к народным традициям, народным праздникам

Празднование Нового года

Познакомить детей с праздником «Новый год», откуда к нам пришел этот праздник.

Познакомить детей с новым праздником «День рождения Деда Мороза».

Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику.

Развивать у детей фантазийное мышление, воображение, наблюдательность.

Воспитывать в детях добросердечные отношения друг к другу.

Продолжать знакомить детей с произведениями дальневосточных писателей.

1. Празднование праздника Нового года (в семье, в родном селе, в детском саду) – беседы, моделирование ситуаций, разыгрывание этюдов, рассматривание иллюстраций и др.;

2. Цикл бесед с детьми «История празднования Нового года в России», «День рождения Деда Мороза»; «Где живет Дед Мороз»; «Путешествие Деда Мороза» (журнал «Расти с Хабаровском» №4/2011, стр.16);

3. «Письмо деду Морозу» - поддержание детской инициативы;

4. Выставка детского творчества «Новогодняя елка на площади села»;

5. Поделка своими руками «Новогодняя игрушка»;

6. Совместная деятельность воспитателя с детьми «Укрась свою любимую группу»;

7. Чтение стихотворения «Зимней ночью» (дальневост. писат. А. Ходжер) – «Лукошко», стр. 78;

8. Выставка детских рисунков на стихи «Снегирёк» (дальневост.писат. Н. Плеханова) – «Лукошко», стр. 79;

9. Украшение участка к Новому году «Цветные льдинки» (опытно-экспериментальная деятельность);

10. Художественное творчество «Избушка деда Мороза»;

11. Игра-путаница «Где живет дед Мороз в Хабаровском крае?»;

12. Игры-головоломки «Поиграем» (журнал «Расти с Хабаровском» №4/2011, стр.30);

13. Рассказ воспитателя «Как в других странах называется дед Мороз?» ((журнал «Расти с Хабаровском» №4/2011, стр.20);

14. Новогодний карнавал.

Рождество Христово!

Продолжать приобщать детей дошкольного возраста к русской народной культуре, традициям.

Познакомить детей с праздником «Рождество Христово», что такое гадание, с рождественской легендой.

Развивать интерес к русскому народному творчеству.
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.

Воспитывать чувство патриотизма.

1. Чтение рассказа «Рождественская история» (журнал «Расти с Хабаровском», №1 (5)/2012, стр. 16);

2. Выставка детского творчества «Рождественская звезда»;

3. Чтение рождественской легенды «Почему у снегиря красная грудка»  (журнал «Расти с Хабаровском», №1 (5)/2012, стр. 19);

4. Знакомство детей с Собором Рождества Христово (г. Хабаровск), (журнал «Расти с Хабаровском», №1 (5)/2012, стр. 22);

5. Тематическое развлечение для детей «Гадание в новогоднюю ночь»;

6. Чтение стихотворения дальневост. писат. В.Н. Ушакова «Рождественским вечером», «В ночь на Рождество»  (журнал «Расти с Хабаровском», №1 (5)/2012, стр. 24);

7. Просмотр м/ф «Ночь перед Рождеством»;

8. Оформление семейной фотовыставки «Рождественские праздники в нашей семье»;

9. Мультимедийная презентация «Колядки»;

10. Зимняя прогулка по улицам родного села «Мы идем колядовать»;

11. Чтение рассказа «Пурга» (Ю. Рытхэу) – «Лукошко», стр. 80;

12. Заучивание стихотворения Ю.Кохана «По велению вьюги» («Лукошко», стр.86);

13. Оформление лэпбука «Рождество – календарь святочных дней».


Цикл: Природа. Экология.

Много интересного!

Расширить знания детей по формированию экологической культуры.

Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение детей.

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи.

1. Мультимедийная презентация «Животные в спячке»;

2. Видеолекторий «Животные в зимнем лесу»;

3. Экологическая викторина «Клуб знатоков Дальневосточного леса»;

4. Наблюдения за деревьями зимой (наиболее часто встречающиеся виды деревьев в родном селе);

5. Игра-развлечение «Придумай свою примету»;

6. Сравнение экосистем «парк» и «лес»;

7. Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнивать следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах;

8. Опытно-экспериментальная деятельность: выявить  защитные свойства снега,  обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений ( в сугробе теплее, поэтому засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

Стихотворения о зиме

Продолжать знакомить детей с дальневосточными писателями, с произведениями из хрестоматий дальневосточных писателей «Лукошко», «Веселые бубенчики».

Развивать выразительность в речи, память, творческие способности.

Познакомить детей с названием «стихотворная рифма».

1. Показ презентации «Дальневосточные писатели» (П. Комаров, Е. Кохан, В. Шульжик, А. Ходжер, Н. Капустюк, Н. Наволочкин и др.) – знакомство с писателями, их биография), см. журналы «расти с Хабаровском»;

2. Рассматривание иллюстраций из хрестоматий «Лукошко», «Веселые бубенчики»;

3. Игра-рисование «Нарисуй стихотворение» (чтение стихотворений ДВ-ных писателей);

4. Заучивание стихотворений о зиме по выбору воспитателя;

5. Конкурс чтецов: «Зимние стихотворения»;

6. Игра-забава «Придумай рифму»

7. Оформление книжного уголка в группах «Портреты дальневосточных писателей»


ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД

Цикл: Приобщение к народным традициям, народным праздникам

«Широкая масленница»

Продолжать знакомить детей с праздником «Масленница».

Сформировать знания детей об особенностях данного празднования на Руси.

Развивать в детях творческие способности.

Организовать в группах чаепития совместно с родителями.

1. Оформление лэпбука «Широкая масленница, ты с чем пришла?»;

2. Художественное творчество «Чучело»;

3. Тематическое развлечение «Проводы Зимы»;

4. Чаепитие в группах «Блин-блинович»;

5. Рассказы детей «Посещение праздника «проводы зимы» в родном селе (впечатления детей);

6. Презентация «Особенности празднования Масленницы на Руси»;

7. Инсценировка сказки собственного сочинения детей «Как весна зиму выгоняла»;

8. Выставка детских работ  «Весна против Зимы».

«Празднование великой Пасхи»

Познакомить детей с праздником великой Пасхи.

Формировать у детей представления о прошлом нашей Родины, расширять представления детей об одежде славян, её украшении (вышивка нитями, бисером, бусы, ожерелья).

Познакомить детей с народными песенками, потешками, играми,  сказками; с обычаями русских народных праздников.

Воспитывать добрые чувства и вызывать стойкий интерес к русским народным играм.

1. Презентация «как празднуют Великую Пасху»?;

2. Творческое занятие «Крашенки» - декорированное рисование;

3. Выставка детских работ «Пасхальный фестиваль»;

4. Рассказы детей «как в нашей семье отмечают Пасху?»;

5. Чаепитие с куличами;

6. Рассматривание иллюстраций с расписными пасхальными яйцами;

7. Презентация «Одежда славян, ее украшение»;

8. Народные игры;

9. Презентация «Как празднуют Пасху в разных уголках мира».

Цикл: Природа. Экология.

«Дальневосточная весна»

Уточнить представление детей о признаках весны в Хабаровском крае.

Формировать умение детей самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега).

Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве).

Знакомство с красной книгой «Берегиня».

1. Беседа-игра «В зоосад «Приамурский» им. В.П. Сысоева спешит весна» (журнал «Расти с Хабаровском», №3 (7)/2012, стр.16-17;

2. Чтение невыдуманных историй «Угощения для синиц» (журнал «Расти с Хабаровском», №3 (7)/2012, стр. 22);

3. Видеолекторий «Как звери весной просыпаются»;

4. Акция «Птичья столовая»;

5. Беседа «Что ты видел необычного по дороге в детский сад»;

6. Заучивание стихотворения Е. Кохана «Зима испугалась» («Лукошко», стр.88);

7. Весенняя экскурсия по территории детского сада;

8. Клуб знатоков дальневосточного леса («загадки природы»);

9. Рассматривание Красной книги «Берегиня» (вымирающие животные и растения, занесенные в Красную книгу Хаб.края);

10. Оформление лэпбука «Какие животные просыпаются весной?»;

11. Художественное творчество «Капель на сельских крышах»;

12. Чтение стихотворения Е. Юдина «Весна идет!» (по мотивам нанайского фольклора) – «Лукошко», стр. 63 + рисование по мотивам стихотворения.

«Охрана природы Хабаровского края»

Заложить в детях основы экологической культуры.
Развивать в детях гуманное отношение к природе Хабаровского края.
Воспитывать у детей желание охранять природу и содержать её в чистоте.

Познакомить с профессиями «егерь», «лесник».

1. Презентация «Животные и растения, занесенные в Красную книгу»;

2. Видеолекторий «Не губите природу»;

3. Игра-имитация «Как правильно собирать грибы?»;

4. Оформление жалобной книги животного и растительного мира Хабаровского края» (чем помочь животным и растениям);

5. Беседа «Что такое заповедники»;

6. Моделирование ситуации «Если не охранять природу…, что с ней станет?»

7. Работа с Красной книгой «Берегиня» (рассматривание иллюстраций, чтение);

8. Знакомство с профессиями «Егерь», «Лесник»;

9. Рассказ воспитателя «Кто такие браконьеры?»;

10. Беседа «Что такое зоосад?», «Для чего нужны зоосады?»;

11. Беседа «Лотосы» («Расти с Хабаровском, № 7(23)/2013, стр. 20).

ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Цикл «Моя Малая Родина»

«Моя семья»

Закрепить первоначальное представление о родственных отношениях в семье.

Воспитывать чувство любви, внимания и заботы ко всем членам семьи.

Познакомить детей с историей жизни наших предков, с историей возникновения фамилий.

1. Оформление семейной фотовыставки «Моя семья», «Моя семья на отдыхе»;

2. Игра-интервью «Как зовут моих родителей»; «Профессии моих родителей»;

3. Игра-пантомима «Кем работают мои родители»;

4. Художественное творчество «Мой старший брат (сестра);

5. С/р игра «Дочки-матери»;

6. Выставка детских работ «Мои бабушка и дедушка трудятся в родном селе»;

7. Беседа «Откуда пришли наши фамилии»;

8. Презентация «Как жили наши предки»;

9. Игра-забава «Придумай себе новое имя».

«История возникновения нашего села»

Познакомить детей с историей возникновения нашего села, с первооткрывателями, со старожилами родного села.

Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к малой родине.

1. Презентация «Первооткрыватели нашего села»;

2. Беседа «Кто такие геологи и мелиораторы»

3. Экскурсия в Дом культуры. Хроника былых времен. Рассматривание фото села 60-70-х годов, старожил поселка;

4. Встреча со старожилами;

5. Выставка детских работ «Мое село в будущем»;

6. Экскурсия к стенду «Схема расположения нашего села»;

7. Социальная акция «Подари открытку старожилам села»;

8. Оформление стенда «Хабаровскому району 80 лет»;

9. Игра-интервью «Наши соседи», «Близлежащие поселения» (с. Скворцово, с. Восточное и др.).

«Почему так улицы назвали?»

Познакомить детей с историческим и культурным наследием города – улицы родного города и села.

1. Презентация «Улицы родного города»;

2. Экскурсия по улицам родного села;

3. Наблюдения: Что, на какой улице находится? (например, детский сад на ул. Рабочей, ДК на улице Клубной и др.);

4. Игра-забава «Придумай название своей улице»;

5. Художественное творчество «Моя родная улица»;

6. Рассказ воспитателя «В честь кого были названы улицы города»;

7. Прогулки по родным улицам города Хабаровска («Расти с Хабаровском», №5(9)/2012, стр. 24);

8. Моделирование ситуации «Как пройти на соседнюю улицу»;

9. Игра-интервью «Назови домашний адрес».

«Труд на селе»

Формировать четкие представления о взрослом труде и важности труда в жизни. Воспитать уважительное отношение к любому труду: на селе, в городе.

Сформировать умения детей различать труд на селе, труд в городе.

1. Экскурсия  на почту, в школу, в администрацию Мирненского поселения – знакомство с профессиями: почтальон, оператор, учитель, школьный библиотекарь, глава сельского поселения.

2. Презентация «Труд на селе»;

3. Экскурсия в Дом культуры. Рассматривание фотовыставки «работники на селе»;

4. Д/и «Профессия в городе, профессия на селе» (комбайнер, егерь, доктор, хлебороб, профессор, учитель, пастух, продавец, доярка, сантехник, ученый, астроном);

5. Художественное творчество «Профессии моих родителей»;

6. Д/и «Объясни профессию» (библиотекарь, тракторист, слесарь, воспитатель, парикмахер, ветеринар и др.);

7. Игра-размышление «Объясни правильно: где профессия, где увлечение?» (рыбак-рыболов, грибник-лесник, охотник-фотограф, почтальон-филателист и др.).

ОСЕННИЙ ПЕРИОД

Цикл «Богатства Хабаровского края»

р. Амур

Расширить представления детей о р. Амур, о обитателях, о водном транспорте, встречающихся на р. Амур.

Затронуть с детьми вопрос о загрязнении главной реки Хабаровского края. Учить детей размышлять, находить правильные ответы.

1. Презентация «Река Амур»;

2. Беседа «История названия реки Амур»;

3. Рассказ воспитателя «Кто и что загрязняют р. Амур»;

4. Работа с картой Хабаровского края «Рассматривание р. Амур и др. малых рек»;

5. Презентация «Мост через р. Амур» (один из 7 чудес Хабаровского края»);

6. Художественное творчество «Мост через р. Амур»;

7. Рассматривание иллюстраций «Транспорт, который можно встретить на р. Амур»;

8. Пение песни о Хабаровске («Расти с Хабаровском», №5(9)/2012, стр. 23) – где встречаются слова о р. Амур?;

9. Презентация «Рыба и подводный мир, встречающийся в р. Амур?»

«Коренные народы Дальнего Востока»

Расширить представление детей о коренном народе Дальнего Востока: о жилищах, национальных обычаях, одежде, культуре этого народа.

Воспитывать в детях уважительное отношение к любому народу.

Познакомить детей с произведениями и биографией дальневосточной писательницы-  А. Ходжер.

1. Презентация «Коренной народ на дальнем Востоке»;

2. Беседа «История, культура и обычаи народов ДВ»;

3. Презентация «Национальные блюда и одежда народов ДВ»;

4. Работа с раскрасками «Разукрась нанайский костюм»;

5. Художественное творчество «Придумай свой орнамент для национального костюма»;

6. Рассказ воспитателя «Чем занимаются коренные народы ДВ» (промысел);

7. Чтение рассказов и стихотворений А. Ходжер (дальневосточной писательницы) – см. «Лукошко», «Веселые бубенчики»;

8. Беседа «Игры народов Дальнего Востока».

«Жилище народов Дальнего Востока»

1. Презентация «Русская изба»;

2. Рисование «Русская печь»;

3. Презентация «Жилище коренных народов ДВ» (шалаши, юрты, зимники, чумы, бревенчатые дома, и др.);

4. Беседа «Что находится в доме у коренного народа ДВ?»;

5. Д/и «Расставь красиво вещи в чуме»;

6. Презентация «Летние и зимние жилища коренных народов ДВ».

«Возьмемся за руки, друзья!»

Подвести с детьми итоги по изучению Хабаровского края.

1. Мини-викторина «Богатства Хабаровского края» (столица Хаб.края, символика, деревья, лекарственные растения, коренные народы и др.);

2. Художественное творчество «Я люблю, свой край родной!»;

3. Мини-концерт, посвященный 80-летию Хабаровского района (чтение стихотворений дальневосточных писателей, пение песен о Хабаровске);

4. День национальных костюмов народов дальнего Востока;

5. Игра-геокешинг «Найди клад Хабаровского края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.

Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия....

«Формирование гражданственности через ознакомление детей дошкольного возраста с донским краем».

Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим им миром, с обществ...

Программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем".

    Данная программа освещает определённый круг вопросов, связанных с историей, материальной и духовной культурой народа коми. Она предполагает систему мероприятий  с детьми 3 – ...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...