Музыкально- литературная гостиная о творчестве С.Есенина
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Леонова Галина Александровна

Материал о жизни и творчестве С.Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-_literaturnaya_gostinayao_esenine.docx25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная по     творчеству С.А.Есенина
( сценарий для подготовительной группы) 2014 год

  
Задачи: 

- формировать представление о жизни и литературной деятельности С.А.Есенина;

-развивать способность к восприятию художественного творчества, 
выразительного художественного образа в различных видах искусства; 

-развивать навыки выразительного чтения; 

-воспитывать любовь к своему народу, культуре и искусству, уважение к народным традициям;

-воспитывать интерес к поэтическому творчеству, любовь и бережное отношение к природе. 

-вызвать желание выразительно исполнять песни , танцы и хороводы.

Ход:
Звучит мелодия романса «Не жалею, не зову, не плачу »

 1-я ведущая (читает):

Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник-
Пройдёт, зайдёт и вновь оставить дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом…. 
 

1-я ведущая. Как красиво звучат эти строки. И нас охватывает мягкая грусть. Обычно мы испытываем такое чувство осенью, когда начинается «пышное природы увяданье».В это прекрасное поэтическое время родился замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин, о творчестве которого мы будем говорить сегодня.( показ портрета- слаиды)  


 2-я ведущая. Родился Сергей Александрович в селе Константиново Рязанской губернии.( показ слаида- дом с голубыми ставнями). Большую часть времени он жил с бабушкой и дедушкой. В детстве Серёжа был красивым голубоглазым крепышом и в семье он был любимцем.

«К тёплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох,
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет…
Строен и бел, как берёзка, их внук,
С мёдом волосьев и бархатом рук…»


«Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ» - писал
Сергей Есенин. Именно её сказки, песни оказали большое влияние на творчество поэта.


1-я ведущая. Стихи он начал писать рано, с 8 лет. А когда ему было 18 лет, он послал свои стихи в редакции нескольких журналов, но их не напечатали. Тогда он решил сам поехать в Петербург. Простой деревенский паренёк пришёл в редакцию, держа в руках стихи, завязанные в платочек. Казалось, что никто на него не обратил внимания.Но, когда он начал читать стихи, его тут же окружили и слушали очень внимательно. Но он торопился не только читать стихи, но и петь.


2-я ведущая. Начался какой-то праздник песни. Он пел рязанские частушки, прибаутки, страдания, прибаски. Давайте и мы послушаем «Рязанские прибаутки», которые пелись и сейчас  поются на Родине Есенина.

( «Рязанские прибаутки» исполняют девочки подготовительной группы)

                                Рязанские страдания

1.Ой, сирень- сиренюшка,

Завяла безо времячка.

Завяли алые цветы.

Завяну я- завянешь ты.

2.У милёночка мого

Треугольна голова.

Каку шапку не оденешь.

То велика,

То мала.

3.Мне мой милый перстенёк

Обещает много лет.

Мне не нужен перстенёчек,

Я сама как самоцвет

4.Почему берёза- дева-

На ней белая кора.

Почему ребят не стало-

Их поела мошкара.

5.Ой, сирень- сиренюшка.

Тоненькая веточка.

Ой, как милому идёт

Серенькая кепочка.


1-я ведущая. «Родился я с песнями в травном одеяле…»- писал С.Есенин в своём стихотворении. Песня была с ним с рождения. Потому что вся семья Есениных была очень музыкальной. В доме пели все: мама, бабушка, дед. А отец не только пел, но и сам сочинял песни. Есенин очень любил слушать народные песни.  Послушаем одну из его любимых песен.  

( Звучит аудиозапись песни «Липа вековая»)


2-я ведущая. В старину в деревнях молодёжь вечерами собиралась за околицей, пели песни, водили хороводы, играли в игры около костров. Сергей Есенин хорошо пел и играл на гитаре, балалайке, гармони и часто был заводилой в этих играх и хороводах.

«Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою
Выйдут девки плясать у костров…»

( Русская народная песня « Ой, купало…» хоровод исполняют дети подготовительной группы )

1-я ведущая. Родная природа, народные песни, люди, их язык, меткое русское слово- вот первые и вечные учителя поэзии Сергея Есенина. Он любил свой край, любил свою Родину и прославлял её в стихах.

« О, Русь,- малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску ».

(Группа девочек исполняет танец на песню «Тихо струится река серебристая» с платками)в исп. анс. «Радуница»

 1-ый ребёнок. «О верю, верю, счастье есть!»

…Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь. 

Люблю я ропот буйных вод,
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.
Люблю я ропот буйных вод.

2-ой ребёнок. 

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся - далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.

 3-й ребёнок. 

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.


Эх. вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец - крестьянин,
Ну, а я - крестьянский сын.


Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.


Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

 4-ый ребёнок. 

«За тёмной прядью перелесиц»


За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый - месяц
Гуляет в голубой траве.

В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, -
И кажется с тропы далекой -
Вода качает берега.

А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним.

2-ая ведущая: Широко известно стихотворение «Отговорила роща золотая». Под эти стихи я предлагаю потанцевать с осенними листьями.

(Упражнение с листьями под песню «Отговорила роща золотая»,показ клипа на песню).

 1-я ведущая. Есенин быстро стал знаменитым, когда его стихи стали печатать в журналах и газетах. Их очень полюбили. Ему было 20 лет, когда вышла его первая книга. Называлась она «Радуница». В нее вошли 33 стихотворения о Родине, о природе, о любви. Давайте послушаем стихи из этой книги.

Один из родителей читает стихотворение «Зима» 

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.


2-ая ведущая. А теперь споём песню на стихи С Есенина « C добрым утром».

( Дети исполняют песню)

  1-я ведущая. Стихи Есенина так же образно передают красоту природы, родного края, как художники передают её в своих картинах. Читая его стихи, мы можем живо представить себе то, о чём он пишет. В этом можно убедиться, посмотрев на ваши иллюстрации к стихам Сергея Есенина.

( В зале оформлена выставка детских рисунков к стихотворениям С.Есенина. Дети по очереди рассказывают стихи, к которым они нарисовали иллюстрации; объясняют какое настроение передал поэт в стихотворении ,какими средствами и как они сами отразили это в своих рисунках):

 1-ый ребёнок. «Восход солнца»
2-й ребёнок. «Весенний вечер»
3-ый ребёнок. «Сыплет черёмуха снегом»
 4-ый ребёнок. «Ночь»
5-ой ребёнок. «Пороша»
6-ой ребёнок исполняет песню на стихи С.Есенина «Белая берёза».

2-я ведущая. Есенин знал русскую поэзию и особенно ценил стихи, ставшие народными песнями. Он мечтал, чтобы и его стихи не только читали, но и пели. И его мечта сбылась. Многие композиторы стали писать песни на его стихи. Вы часто слышите их по телевизору, радио и даже дома их поют ваши родители, бабушки и дедушки. Вот одна из очень известных песен.

(Звучит песня «Над окошком месяц» муз. Е Попова в исполнении   группы  родителей).

1-я ведущая. Есенин много путешествовал. Он объехал всю Россию, жил в Армении, Грузии, объехал всю Европу и некоторое время жил в Америке.
Поэтому он редко встречался со своими родными, близкими. Но он очень любил их, скучал и тосковал по ним. И свою тоску и любовь передавал в письмах- стихах, которые так и назывались «Письмо матери», «Письмо сестре», «Письмо деду». Особенно он скучал по матери. Каждая встреча с ней после долгой разлуки оставляла в его сердце добрый след. Он посвятил ей много стихов.  Сейчас вам прочтут одно из стихотворений  «Разбуди меня завтра рано».( воспитатель читает стихотворение).

 2-я ведущая. В этом стихотворении чувствуется  любовь и нежность Есенина к маме, ведь ей как никому другой приходилось многое переживать. Поэтому Есенин называет свою маму терпеливой.


1-я ведущая. Жизнь Сергея Есенина была нелёгкой и недолгой. Последнее своё стихотворение он назвал «До свиданья, друг мой, до свиданья».
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

 1-я ведущая.  То, что Есенин оставил после себя, его творчество, остаётся бессмертным. Его стихи многому учат нас: любви к Родине, к природе, к близким людям. 

Вы начали знакомиться с ними в детском саду, продолжите знакомство в школе и, став взрослыми, вы тоже не раз обратитесь к стихам Сергея Александровича Есенина и обязательно вспомните о первом знакомстве с его творчеством в нашей литературно- музыкальной гостиной. Давайте закончим нашу встречу его известной песней.


( Звучит   романс «Отговорила роща золотая»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Музыкально-литературная гостиная, посвященная творчеству С.Есенина

Жизнь и творчесво С.Есенина в стихах,песнях и танцах....

Музыкально-литературная гостиная " Творчество С.Я Маршака

Знакомит с творчеством и биографией С.Я. Маршака  В сценарий включены инсценировки " Перчятки" " Сказка о лупом мышонке"...

Литературная гостиная "Любимые стихи С.Есенина"

Воспитание любви к Родине, русской природе посредством поэзии Сергея Есенина....

Музыкально-литературная гостиная, посвященная русскому поэту Сергею Есенину

На занятии ребята продолжают знакомиться с русским поэтом Сергеем Есениным.Такие занятия всегда проводятся совместно с родителями. Мы читаем стихи, слушаем музыку, проводим интересные мастер - классы....

Музыкально-поэтическая гостиная, посвящённая творчеству Сергея Есенина.

Мероприятие знакомит детей с творчеством русского поэта Сергея Есенина....