Сценарий "Край берёзовый, край Есенина"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Леонова Галина Александровна

Сценарий содержит материал о жизни и творчестве поэта земли Рязанской С.А.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kray_beryozovyy_kray_esenina.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий, посвящённый дню рождения Есенина

              «Край берёзовый, край Есенина»

                     (подготовительная группа)2016г.

Цель: воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина. 

Задачи: 

1. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова. 
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию 
С. Есенина. 

Оформление зала: на центральной стене зала расположен задрапированный павловопосадский платок – шаль, на фоне шали портрет С. Есенина. Слева от портрета стоит макет берёзы

Дети заходят в зал, исп. Осеннюю композицию с ветками под песню «Чародей листопад»

Ведущая: Снова осень за окошком, дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша, как же осень хороша!

 
1-ый ребёнок:

 Красавица – Осень разбрызгала краски:
Небесная просинь, как будто из сказки.
Лиловая липа и пламень осины,
Прощальные клики семьи журавлиной.
Листает октябрь золотые страницы,
А белым берёзкам зима уже снится.


2-ой ребёнок:

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок
И в садах позолотила

Каждый маленький листок.


3-ий ребёнок: 

По тропинкам золотистым

Мы гуляем не спеша.
С разноцветных клёнов листья

Тихо падают, шурша.


4-ый ребёнок: 

Только ветер ветку тронет, желтый лист она уронит.
С ветки, как парашютист, пролетит на землю лист,
Если в лужу упадет, как кораблик поплывет


ПЕСНЯ «Осень- рукодельница»

5-ый ребёнок:

Осень жёлтым листопадом 
Заглянула к детям в сад, 
Это листья пожелтели 
И летят, летят, летят. 

6-ой ребёнок:

 На тропинки, на дорожки 
Дождик льёт как из ведра 
И гулять выходит реже детвора. 

7-ой ребёнок:

 Улетают птицы к югу, 
Начинает холодать, 
Журавли желают детям: 
« Не скучать вам, не скучать». 

Дети исполняют хоровод« Осень постучалась к нам» муз.Насауленко. 

Ведущий 1: Осень- прекрасное время года. В осеннюю пору родился наш земляк- поэт Сергей Есенин.

Ведущий 2: 

Душа поэта тонкая струна, 

Дотронешься, и зазвенит она. 
И мир Есенина нам предстоит постигнуть, 
В секреты слова красоты проникнуть. 


Сергей Есенин родился в крестьянской семье, в рязанском селе Константиново, что на берегу реки Оки. Когда он был маленьким, его воспитывали нежно любящие его дедушка и бабушка. Своё родное село Есенин очень любил, считал его самым красивым и прекрасным местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Россию. 

Ведущий 1:

Далеким днем осенним, 
Родился наш Есенин. 
Губернии рязанской, 
А жизнь ждала крестьянская. 
Среди степей, полей, берез, 
Есенин в доме деда рос. 

Ведущий 2: Каким же рос мальчик Серёжа? 

8-ой ребёнок: 

Худощавый и низкорослый, - 
Среди мальчишек всегда герой, 
Часто, часто с разбитым носом 
Приходил я к себе домой. 
И навстречу испуганной маме 
Я цедил сквозь кровавый рот: 
“Ничего, я споткнулся о камень, 
Это к завтрому все пройдет. ” 

Ведущий 2: Бабушка внука очень любила, но и ругала за озорство. Была она человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Своим любимым внукам она часто пела песни, рассказывала сказки. 
И садимся в два рядка 
Слушать бабушкины сказки 

Входит воспитатель в народном костюме, на плечах платок и садиться на лавочку, дети вокруг неё(мальчик и девочка) 

Бабушка: Ну, какую вам сегодня сказку рассказать? 

Дети:

 Про Иванушку-дурочка. 

Бабушка:

Что же, слушайте! 
За горами, за лесами, 
За широкими морями, 
Не на небе – на земле 
Жил старик в одном селе. 
У старинушки три сына: 
Старший умный был детина, 
Средний сын и так и сяк, 
Младший вовсе был дурак… (Из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок») 

Мальчик:

И сидим мы, еле дышим, 
Время к полночи идет. 

Девочка:
Притворимся, что не слышим, 
Если мама спать зовет. (С. Есенин. Бабушкины сказки) 

Бабушка: Ну, вот и сказки конец, а кто слушал – молодец! 
Спать пора. Ночь пришла, сон принесла. (уходит)

Ведущий 2: Послушайте, как поэт описывает ночь в своём стихотворении. 

Дети читают стихотворение С. Есенина «Ночь». 

Тихо дремлет река. 
Темный бор не шумит. 
Соловей не поет, 
И дергач не кричит. 

Ночь. Вокруг тишина. 
Ручеек лишь журчит. 
Своим блеском луна 
Все вокруг серебрит. 

Серебрится река. 
Серебрится ручей. 
Серебрится трава 
Орошенных степей. 

Ночь. Вокруг тишина. 
В природе все спит. 
Своим блеском луна 
Все вокруг серебрит. 

Звучит музыка, группа детей исполняют танец «Ночь». 

Ведущий 1: Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой, талантом. Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Стихи Есенина наполнены удивительными красками и звуками. Даже морозная, холодная зима в стихах Сергея Есенина таинственная и сказочная. 

Дети читают стихотворение С. Есенина. 

ПОРОША 
Еду. Тихо. Слышны звоны 
Под копытом на снегу, 
Только серые вороны 
Расшумелись на лугу. 

Заколдован невидимкой, 
Дремлет лес под сказку сна, 
Словно белою косынкой 
Подвязалася сосна. 

Понагнулась, как старушка, 
Оперлася на клюку, 
А над самою макушкой 
Долбит дятел на суку. 

Скачет конь, простору много, 
Валит снег и стелет шаль. 
Бесконечная дорога 
Убегает лентой вдаль. 

Родители читают стихотворение С. Есенина 

Поет зима - аукает, 
Мохнатый лес баюкает 
Стозвоном сосняка. 

Кругом с тоской глубокою 
Плывут в страну далекую 
Седые облака. 

А по двору метелица 
Ковром шелковым стелется, 
Но больно холодна. 

Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые, 
Прижались у окна. 

Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые, 
И жмутся поплотней. 

А вьюга с ревом бешеным 
Стучит по ставням свешенным 
И злится все сильней. 

И дремлют пташки нежные 
Под эти вихри снежные 
У мерзлого окна. 

И снится им прекрасная, 
В улыбках солнца ясная 
Красавица весна. 

Ведущий2:В детстве Сергей Есенин был весёлым, шумным ребёнком, любил играть в народные игры.

Проводится игра «У дедушки Трифона»

У дедушки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Ведущий 1:Сергей Есенин очень любил танцевать. Когда он жил в городе, то часто посещал вечера танцев. Давайте и мы сейчас потанцуем.

Дети исп. танец «Разноцветная игра»

Ведущий 2: Сергей Есенин написал добрые, мудрые стихи, многие из которых легли на музыку. Так появились замечательные песни и романсы на стихи Сергея Есенина. Предлагаю вам послушать одну из этих песен. 

Звучит аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая… » в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» .(показ видео клипа) 

Ведущий 2: Правда, красиво! Музыка на Руси сопровождала людей с рождения. Под аккомпанемент русских народных инструментов исполнялись песни. Давайте и мы с вами исполним одну из песен Сергея Есенина.

Исполнение песни «Над окошком месяц»

Ведущий 1: Сергей Александрович Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Давайте мы попробуем описать красоту берёзы – символа России. 
В центр зала ставится макет берёзы. 

Ведущий 2: Представим, что берёзка это девушка. На что похожи ветви дерева, ствол? Какая берёзка?(ответы детей).А теперь послушайте, как видит берёзку Есенин. Слушайте сердцем, и вам откроется красота! 
Ведущий 1: 

Зелёная причёска, 
Девическая грудь, 
О тонкая берёзка, 
Что загляделась в пруд? 

Что шепчет тебе ветер? 
О чём звенит песок? 
Иль хочешь в косы – ветви 
Ты лунный гребешок?. 

Ведущий 2: Ребята, полюбуйтесь на наших девочек! Какие они стройные, красивые, ладные! Каждая из них похожа на есенинскую берёзку с волнистыми мягкими косами. 

Девочки исполняют танец – хоровод под минусовку песни «Во поле берёзка стояла… .». 

Ведущий 1: И конечно же, мы не можем не вспомнить самое красивое стихотворение Сергея Александровича Есенина «Берёза». 

Дети читают стихотворение. 

Белая береза 
Под моим окном 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром. 

На пушистых ветках 
Снежною каймой 
Распустились кисти 
Белой бахромой. 

И стоит береза 
В сонной тишине, 
И горят снежинки 
В золотом огне. 

А заря, лениво 
Обходя кругом, 
Обсыпает ветки 
Новым серебром. 

Ведущий 2: Мы надеемся, что вы прочувствовали произведение поэта, пронизанное любовью к Родине, к родной природе, к тому, что окружало Сергея Есенина.

Ребёнок:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гул комаров

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

(русский танец « Чудо- балалайка»)

Ведущий 1:Край наш рязанский душу теплом наполняет, сердце петь заставляет. Наверное, поэтому Сергей Есенин поэтом стал и в стихах своих Родину воспевал.

Ребёнок.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь!»

(один из родителей читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная») 

Хаты - в ризах образа... 

Гой ты, Русь, моя родная,

Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

(Исполняется песня « Белый, синий, красный»- сб.Муз.рук.N3 2010 г.)

Под песню «Не жалею, не зову, не плачу» дети уходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Литературно музыкальное развлечение тема: «Край берёзовый, край Есенина»

Литературно музыкальное развлечение на тему:«Край берёзовый, край Есенина»...

ПРОЕКТ - сценарий: «КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА».120 – ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА. 2015г.

Дорогие друзья!Наша теплая, по - домашнему встреча, посвящена всенародно любимому поэту, тончайшему лирику – Сергею Александровичу Есенину.В руках у меня томик стихов.И только знакомые фотографии гово...

Конспект развлечения КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА! В старшей группе «Звёздочки»

Вечер развлечения по ознакомлению детей с творчеством С.А. Есенина...

Сценарий литературно-музыкального вечера «Край берёзовый, край Есенина…» - подготовительная группа

Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....