Главные вкладки

    Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, через ответы на вопросы.  Закреплять у детей умение читать поэтические произведения. Формировать у детей эстетическое чувство, эмоционально передавать его в пении, игре на музыкальных инструментах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Kompleksnoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx175.6 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Край березовый, край Есенина»

    для детей старшего дошкольного возраста

    МДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 «Рябинка»

    Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, через ответы на вопросы. Закреплять у детей умение читать поэтические произведения. Формировать у детей эстетическое чувство, эмоционально передавать его в пении, игре на музыкальных инструментах.

    Оформление: На центральной стене зала висит портрет СА.Есенина и пейзажи современного художника Владимира Безуглого. На другой стене панно: берёзы, летящие в небе журавли. С краю деревенский дом.

                                             Ход занятия

    Звучит мелодия на стихи С. Есенина « Отговорила роща золотая». В зал входят дети, вместе с воспитателем подходят к  портрету С.А.Есенина.

    Воспитатель: читает отрывок из стихотворения

    Отговорила роща золотая

    Березовым, веселым языком,

    И журавли, печально пролетая

    Уж не жалеют больше ни о чем...

    Дети ,скажите пожалуйста, кто автор этих замечательных строк?
    Дети: С.А.Есенин.

    Воспитатель: Слушайте, внимательно. Пожалуйста скажите кто-то один. Кто же автор этих замечательных строк?

    Дети: Эти стихи написал С.А.Есенин.

    Воспитатель: Молодцы, правильно. Вы конечно же сразу узнали С.Есенина. А вот подумайте и скажите, почему именно сегодня с особым чувством мы вспоминаем С.Есенина.

    Дети: С.А.Есенин - поэт. Вся наша страна 3 октября отметила день рождения поэта.

    Воспитатель: Сколько лет со дня рождения? Может быть кто-то помнит?

    Дети: Великая дата 110 лет со дня рождения.

    Воспитатель: Молодцы, дети. Сегодня мы тоже с вами поговорим о поэте С.А.Есенине. Послушаем стихи и почитаем их.

    Звучит музыка Г.Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая»                 Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики

    Воспитатель: С.А.Есенин - великий поэт.

    Ребята, кто из вас помнит, где родился С.А.Есенин?

    Дети: С.Есенин родился в Рязанской области с.Константиново.

    Воспитатель: Молодцы, я очень рада ,что вы помните о том, что С.А.Есенин родился в селе Константиново Рязанской области. Совсем недалеко от того места, где мы с вами живем в Коломенском районе Московской области. А Московская область граничит с Рязанской областью. И мы гордимся тем, что в любое время можем посетить Родину Есенина..

    Воспитатель: С.А.Есенин родился в самом центре России в глубинке, где прекрасная природа, вольные луга, чистый воздух. Вот в таком замечательном месте.

    Будьте внимательными, думайте. Какие произведения пишет поэт?

    Дети: Поэт пишет стихи, поэмы.

    Воспитатель: Да, я знаю, что вы к Юбилею Есенина выучили стихи.

    -Кто хочет почитать небольшой отрывок.

    1. Пожалуйста Игорь. Я знаю, что ты выучил всё стихотворение. Почитай пожалуйста отрывок.
    1. Молодец, умница. Какое красивое стихотворение.

    И Зоя нам тоже хочет почитать отрывок из своего стихотворения. Молодец, умница. Какое красивое стихотворение.

    -        Я обратила внимание, как вы внимательно слушали замечательные стихи
    С.А.Есенина. Подумайте, пожалуйста : О чем эти стихи?

    Дети: Эти стихи написаны о природе. 

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Природа- это настроение человека, доброта. Я вам сейчас задам сложный вопрос, прежде ,чем ответить, нужно хорошо подумать. Что вы можете сказать о стихах С.А.Есенина?

    Дети: Стихи Есенина поэтичные „мелодичные»

    Воспитатель: Молодцы, правильно. Вот поэтому их всегда хочется слушать и читать.

    Давайте, дети попробуем стать композиторами, и будем сочинять свою музыку к

    стихам С.А.Есенина. А поможет вам в этом игра: «Волшебная стрелка» Дети все встаем в круг. Зоя выберет водящего по считалке.

    Ты не гладь мои кудельки,

    Золоченный гребешок

    За горами за долами

    Их разгладит ветерок.

    Ребенок на которого пал выбор ,встаёт в круг под музыку выполняет танцевальные движения, остальные дети идут по кругу. по окончании музыки водящий у которого на правой руке надета красная стрелочка поднимает руку. Тот на кого указывает стрелочка ,сочиняет музыку на предложенные воспитателем строчки:

        .. .За рекой поёт петух

          Там стада стерег пастух!

       

        .. .Закружилась листва золотая

          В розоватой воде на пруду.

    Воспитатель: Молодцы, стихи пропевали великолепно

    Сели удобно, спинки выпрямили, глазки подняли на меня. Разговор о поэзии
    С.Есенина продолжается.

    Многие стихи Есенина связаны с его родными местами.

    Подумайте и скажите пожалуйста. Символом России является какое
    необыкновенное дерево?

    Дети: Символом России является берёзка.

    Воспитатель: Молодцы, я рада ,что вы знаете.

    Посмотрите, пожалуйста вот у меня стоит берёза (картина).

    А какая она берёза?

    Дети: Берёзка (белоствольная, нежная, высокая, красивая, пушистая)

    Воспитатель: О берёзе сложено много песен, написано много стихов, картин.

    С.А. Есенин тоже написал замечательное стихотворение « Берёза». Послушайте это стихотворение. С.А.Есенин «Берёза» (читает воспитатель)

    (Заставить детей слушать, после небольшой паузы)

    Воспитатель: Я смотрю на вас, и вижу, что вам понравилось это стихотворение. Мне бы хотелось, чтобы вы его выучили наизусть. А чтобы его наизусть выучить, давайте послушаем его ещё раз это стихотворение. (воспитатель читает быстрее )

    Воспитатель: Вспомните, какими словами начинается стихотворение.

    ( 1 четверостишье)

    Кто продолжит. Молодцы, не волнуйтесь. Я вам помогу. (1 ребёнок)
    Если затрудняются воспитатель помогает, продолжает, соединяет.

    II четверостишие: Как Есенин описывает красоту пушистых веток. (читает)

    -Может, кто-то запомнил ? (1 ребёнок)

    Ill четверостишие Послушайте , как поэт простыми словами рассказал о берёзе.

    1. Зачитываю, послушайте.
    2.  Кто-нибудь может почитать эти строчки?
    3. Вот какими словами поэт описал берёзку.

    YI четверостишие: А теперь вспомните, какими словами заканчивается стихотворение (если дети затрудняются)

    Послушайте ещё раз.

    Вспомнили? Кто может почитать.

    Воспитатель:  Какие вы у меня молодцы. Вы очень старались.

    1. Сядьте поудобней. Перед вами картина (белая береза) портрет С.А.Есенина
    2. Мне бы очень хотелось, чтобы вы запомнили это стихотворение. А помогут вам вот эти карточки (алгоритм).

    Воспитатель зачитывает стихотворение по карточкам.

    Поэзия С.Есенина отражается в картинах . Мне бы хотелось показать эти картины. (Приглашает детей встать подойти к центральной стене и посмотреть картины художника  Владимира Безуглова )

    Посмотрите, пожалуйста, какие великолепные картины.

    А сейчас в память о С. Есенине мы споём песню .

    Песня « Пастух» сл. С.А.Есенина, муз. Г. Струве

    Воспитатель: Сергей Есенин видел красоту земли русской сердцем.

    Слушайте сердцем дети. А дорогу к ним Вам подскажут добрые, мудрые, чистые стихи прекрасного русского поэта С.Есенина:

    Есенин, дай на счастье

    нежность мне

     К берёзам и лугам ,

    к зверью и людям,

    И ко всему другому на земле,

    Что мы с тобой

    Так беззащитно любим.

    Используемая литература

    Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Изд-во «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2008 г.

    Журнал Музыкальный руководитель №1 2005 г. Издательский дом «Воспитание дошкольника»

    Журнал Музыкальный руководитель №5 2005 г. Издательский дом «Воспитание дошкольника»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

    Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

    Комплексное использование инновационных технологий, как средство формирования интегративных качеств

    В условиях динамично меняющегося мира, постоянного усовершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. С каждым годом современные информац...

    Конспект музыкально-познавательного досуга «Вместе с папами играем» с использованием МИМИО-технологии

    Конспект предназначен для проведения музыкально-познавательного досуга вместе с родителями и посвящен Дню защитника Отечества. Досуг проводится с использованием   Мимио-технологии. Дети и папы в ...

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"...

    ПРОЕКТ - сценарий: «КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА».120 – ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА. 2015г.

    Дорогие друзья!Наша теплая, по - домашнему встреча, посвящена всенародно любимому поэту, тончайшему лирику – Сергею Александровичу Есенину.В руках у меня томик стихов.И только знакомые фотографии гово...

    Конспект развлечения КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА! В старшей группе «Звёздочки»

    Вечер развлечения по ознакомлению детей с творчеством С.А. Есенина...

    Конспект развлечения КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА!

    Конспект развлечения "Край березовый Край Есенина" Для детей старшей группы...