Главные вкладки

    Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР пообразовательной области «Познание. Кубановедение» с детьми старшей группы «Казачья ярмарка».
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР пообразовательной области «Познание. Кубановедение» с детьми старшей группы

    «Казачья ярмарка».
     

     

    Цель: развивать познавательный интерес к истории своего народа на основе различных видов деятельности.

      Задачи:

     

    Образовательные:  Познакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру,

     

    Развивающие:   Развивать любознательность; обогащать активный словарь детей.

     

    Воспитательные: Совершенствование  умение  применять  народные пословицы и поговорки.  Формировать первичные представления о малой Родине и Отечестве. Использовать музыкальные или фольклорные формы сопровождения.  Воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю.


    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».

     

    Материал:  Мультимедийная  презентация «Чем славится Кубань!», рушник  с караваем, кувшин,  глиняная посуда, чугунок, соленое  тесто для лепки.

     

    Ход :

    Входит воспитатель в казачьем костюме.
    Воспитатель:
    Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня Геннадьевна. Я очень рада встречи с вами! И пришла я к вам неспроста.

    Проводится презентация «Чем славится Кубань!»

    Посмотрите вокруг:
    Зачарует краса,
    Нету края прекраснее нашего,
    Золотятся хлеба, зеленеют леса,
    Даль морская лазурью окрашена.
    А какие сады на Кубани у нас,
    А какие девчата-красавицы!
    Кубань – это житница нашей страны,
    Стихами и песнями славится.

    - Ребята, осенью кубанцы хорошо потрудились и собрали богатый урожай. И теперь по городам и сёлам гремят казачьи ярмарки. Едут казаки и казачки на людей поглядеть, себя показать. Я предлагаю вам тоже побывать на одной весёлой ярмарке. Хотите?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Но для этого нам надо взять волшебную казачью папаху, повернуться вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам на ярмарку повернись!»

    Дети кружатся возле папахи три раза и повторяют слова, затем вместе с казачкой Геннадьевной перемещаются в зал, в котором располагается казачья ярмарка.

    Входят под музыку кубанской песни.

    В зале стоят атрибуты казачьей ярмарки. За прилавками мальчик и девочки одетые казачками.

    Девочки-казачки встречают гостей хлебом-солью. (одна девочка держит рушник с караваем)

    1-я девочка: Внимание! Внимание! Внимание!
    Открывается весёлое гулянье!
    Торопись, честной народ,
    Тебя ярмарка зовёт!

    2-я девочка: Эй, не стойте у дверей,
    Заходите к нам скорей!
    Народ собирается -
    Наша ярмарка открывается!

    Воспитатель: Смотрите дети! Вот мы и попали на казачью ярмарку. А вот и хозяева – казак и казачки. Давайте с ними поздороваемся!

    Дети: Здравствуйте!

    Воспитатель: В казачьих семьях, ребята, главой был казак. Как вы думаете, почему?

    Дети: Казак работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

    Воспитатель: Верно. А его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу принести воды. А вы знаете, в чём хранили питьевую воду?

    Дети: В кувшине.

    Воспитатель с детьми рассматривают кувшин.

    Воспитатель: Правильно, ребята! Если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит, кувшин дышал. Настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. Но не все мастера могли изготовить такую посуду.

    Ребята, а где же можно было ещё взять простым людям такие необходимые в быту глиняные изделия, как вы думаете?

    Дети: Купить.

    Воспитатель: Верно! Многие вещи изготовляли кубанские мастера сами, но и очень многое приобреталось на казачьих ярмарках.

    Ярмарки в старину бывали разные и проводились не так часто, а раз в сезон. Бывали весенние, летние, зимние и осенние. Поэтому казакам нужно было успеть запастись товаром в прок. Осенью, в октябре проводились Покровские ярмарки, которые начинались после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.

    Воспитатель: А вот ещё один глиняный товар (показывает глэчик).

    Вы знаете его название?

    Дети: Глэчик!

    Воспитатель: Правильно! В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете ли вы, назвать какая посуда для чего предназначалась?
    Дети: В глэчике держали сметану, варенье, молоко.

    В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.

    В чугунке варили картошку.

    Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы достойны похвалы, что так много знаете о казачьей посуде. А знаете ли вы пословицы о казаках? Давайте порадуем, а нашего казачка-продавца!

    Дети читают пословицы:
    Конь казака лучший друг.
    Казак сам не ест, а коня накормит.
    Казак без коня, что солдат без ружья.
    Сам погибай, а коня выручай.

    Воспитатель: Думаю, вы порадовали наших казачков!

    А теперь, хлопчики и девчата, подходите к скрыне, так на Кубани называли сундук. Как вы думаете, что хранили в нём? (приоткрывает крышку)

    Дети: Нарядную одежду, пояса, бусы, вышитые рубахи.

    Воспитатель: Верно! А также рушники (показывает). Так на Кубани называется полотенце. Их украшали красными и чёрными узорами, и вышивали то, что видели в природе рядом с собой – птиц, животных, цветы.

    Воспитатель: В быту казаки часто использовали плетёные изделия (показывает корзину). А вот из какого материала плели изделия?

    Дети: Плели из камыша, тальника, тростника.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы сейчас и поиграем с вами в созвучную игру «Плетень»! Ведь на казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и веселились как могли.

    Проводится игра «Плетень».

    Воспитатель: Повеселились, поиграли. Но, ребята, а как же песни? Ведь из покон веков на Кубани любили петь. И на свадьбах, и на проводах в армию, и в поле, а на ярмарках особенно. Давайте послушаем наших казачков.

    Исполняется песня «Во  Кубанской, во станице…»

    Воспитатель: Ай, да казачки! Ай да, молодцы! Порадовали!

    Воспитатель: Ребята, но на Казачьих ярмарках ещё и подарки дарили. Давайте и мы подарим свой ярмарочный товар для продажи – вот этот каравай! (выносит каравай)
    Воспитатель: Но, по-моему, чего-то ему не хватает. Давайте украсим каравай, чтобы стал ещё красивее, и пригласим наших казачков помочь нам в этом.

    Дети: Давайте!

    Проводится коллективная лепка «Украсим каравай».

    Дети украшают каравай фигурками из солёного теста, вылепленными своими руками.

    Воспитатель: Ой, какой красивый нам пора прощаться с казачьей ярмаркой и возвращаться. Каравай у нас получился, просто загляденье! Его мы дарим от всего сердца казачьей ярмарке! (кланяется)

    Воспитатель: А теперь ребята пришла пора прощаться.

    Мальчик-казачок: Вот и солнце закатилось -

    Наша ярмарка закрылась!

    3-я девочка: Приходите снова к нам,
    Рады мы всегда гостям! (кланяются)

    Воспитатель: А вот и наша волшебная папаха. До свидания!

    Дети кружатся возле папахи и выходят из зала, прощаясь под музыку.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kazachya_yarmarka.docx21.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР пообразовательной области «Познание. Кубановедение» с детьми старшей группы

    «Казачья ярмарка».

    Цель: развивать познавательный интерес к истории своего народа на основе различных видов деятельности.

      Задачи:

    Образовательные:  Познакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру,

    Развивающие:   Развивать любознательность; обогащать активный словарь детей.

    Воспитательные: Совершенствование  умение  применять  народные пословицы и поговорки.  Формировать первичные представления о малой Родине и Отечестве. Использовать музыкальные или фольклорные формы сопровождения.  Воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю.


    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».

    Материал:  Мультимедийная  презентация «Чем славится Кубань!», рушник  с караваем, кувшин,  глиняная посуда, чугунок, соленое  тесто для лепки.

    Ход :

    Входит воспитатель в казачьем костюме.
    Воспитатель:
    Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня Геннадьевна. Я очень рада встречи с вами! И пришла я к вам неспроста.

    Проводится презентация «Чем славится Кубань!»

    Посмотрите вокруг:
    Зачарует краса,
    Нету края прекраснее нашего,
    Золотятся хлеба, зеленеют леса,
    Даль морская лазурью окрашена.
    А какие сады на Кубани у нас,
    А какие девчата-красавицы!
    Кубань – это житница нашей страны,
    Стихами и песнями славится.

    - Ребята, осенью кубанцы хорошо потрудились и собрали богатый урожай. И теперь по городам и сёлам гремят казачьи ярмарки. Едут казаки и казачки на людей поглядеть, себя показать. Я предлагаю вам тоже побывать на одной весёлой ярмарке. Хотите?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Но для этого нам надо взять волшебную казачью папаху, повернуться вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам на ярмарку повернись!»

    Дети кружатся возле папахи три раза и повторяют слова, затем вместе с казачкой Геннадьевной перемещаются в зал, в котором располагается казачья ярмарка.

    Входят под музыку кубанской песни.

    В зале стоят атрибуты казачьей ярмарки. За прилавками мальчик и девочки одетые казачками.

    Девочки-казачки встречают гостей хлебом-солью. (одна девочка держит рушник с караваем)

    1-я девочка: Внимание! Внимание! Внимание!
    Открывается весёлое гулянье!
    Торопись, честной народ,
    Тебя ярмарка зовёт!

    2-я девочка: Эй, не стойте у дверей,
    Заходите к нам скорей!
    Народ собирается -
    Наша ярмарка открывается!

    Воспитатель: Смотрите дети! Вот мы и попали на казачью ярмарку. А вот и хозяева – казак и казачки. Давайте с ними поздороваемся!

    Дети: Здравствуйте!

    Воспитатель: В казачьих семьях, ребята, главой был казак. Как вы думаете, почему?

    Дети: Казак работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

    Воспитатель: Верно. А его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу принести воды. А вы знаете, в чём хранили питьевую воду?

    Дети: В кувшине.

    Воспитатель с детьми рассматривают кувшин.

    Воспитатель: Правильно, ребята! Если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит, кувшин дышал. Настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. Но не все мастера могли изготовить такую посуду.

    Ребята, а где же можно было ещё взять простым людям такие необходимые в быту глиняные изделия, как вы думаете?

    Дети: Купить.

    Воспитатель: Верно! Многие вещи изготовляли кубанские мастера сами, но и очень многое приобреталось на казачьих ярмарках.

    Ярмарки в старину бывали разные и проводились не так часто, а раз в сезон. Бывали весенние, летние, зимние и осенние. Поэтому казакам нужно было успеть запастись товаром в прок. Осенью, в октябре проводились Покровские ярмарки, которые начинались после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.

    Воспитатель: А вот ещё один глиняный товар (показывает глэчик).

    Вы знаете его название?

    Дети: Глэчик!

    Воспитатель: Правильно! В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете ли вы, назвать какая посуда для чего предназначалась?
    Дети: В глэчике держали сметану, варенье, молоко.

    В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.

    В чугунке варили картошку.

    Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы достойны похвалы, что так много знаете о казачьей посуде. А знаете ли вы пословицы о казаках? Давайте порадуем, а нашего казачка-продавца!

    Дети читают пословицы:
    Конь казака лучший друг.
    Казак сам не ест, а коня накормит.
    Казак без коня, что солдат без ружья.
    Сам погибай, а коня выручай.

    Воспитатель: Думаю, вы порадовали наших казачков!

    А теперь, хлопчики и девчата, подходите к скрыне, так на Кубани называли сундук. Как вы думаете, что хранили в нём? (приоткрывает крышку)

    Дети: Нарядную одежду, пояса, бусы, вышитые рубахи.

    Воспитатель: Верно! А также рушники (показывает). Так на Кубани называется полотенце. Их украшали красными и чёрными узорами, и вышивали то, что видели в природе рядом с собой – птиц, животных, цветы.

    Воспитатель: В быту казаки часто использовали плетёные изделия (показывает корзину). А вот из какого материала плели изделия?

    Дети: Плели из камыша, тальника, тростника.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы сейчас и поиграем с вами в созвучную игру «Плетень»! Ведь на казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и веселились как могли.

    Проводится игра «Плетень».

    Воспитатель: Повеселились, поиграли. Но, ребята, а как же песни? Ведь из покон веков на Кубани любили петь. И на свадьбах, и на проводах в армию, и в поле, а на ярмарках особенно. Давайте послушаем наших казачков.

    Исполняется песня «Во  Кубанской, во станице…»

    Воспитатель: Ай, да казачки! Ай да, молодцы! Порадовали!

    Воспитатель: Ребята, но на Казачьих ярмарках ещё и подарки дарили. Давайте и мы подарим свой ярмарочный товар для продажи – вот этот каравай! (выносит каравай)
    Воспитатель: Но, по-моему, чего-то ему не хватает. Давайте украсим каравай, чтобы стал ещё красивее, и пригласим наших казачков помочь нам в этом.

    Дети: Давайте!

    Проводится коллективная лепка «Украсим каравай».

    Дети украшают каравай фигурками из солёного теста, вылепленными своими руками.

    Воспитатель: Ой, какой красивый нам пора прощаться с казачьей ярмаркой и возвращаться. Каравай у нас получился, просто загляденье! Его мы дарим от всего сердца казачьей ярмарке! (кланяется)

    Воспитатель: А теперь ребята пришла пора прощаться.

    Мальчик-казачок: Вот и солнце закатилось -

    Наша ярмарка закрылась!

    3-я девочка: Приходите снова к нам,
    Рады мы всегда гостям! (кланяются)

    Воспитатель: А вот и наша волшебная папаха. До свидания!

    Дети кружатся возле папахи и выходят из зала, прощаясь под музыку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

    - Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «Путешествие в космос» с детьми старшего дошкольного возраста

    14 апреля 2012 года в старшей группе №1 прошло тематическое занятие, посвящённое 50-летию со дня покорения космоса. Мы отправились в космическое путешествие на математическую планету.Во время путешест...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «Путешествие в космос» с детьми старшего дошкольного возраста

    14 апреля 2011 года в старшей группе №1 прошло тематическое занятие, посвящённое 50-летию со дня покорения космоса. Мы с детьми отправились в космическое путешествие на математическую планету.Во время...

    Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и

    В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....

    Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ по познавательному развитию (окружающий мир) старшая группа Тема « Юные знатоки природы»

    Тема: « Юные знатоки природы»Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира),  «Речевое р...