"Научим Незнайку играть в шахматы".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Коньшина Наталья Римовна

Конспект занятия по обучению детей игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shahmaty.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Научим Незнайку играть в шахматы.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, пришла посылка. Интересно, от кого же. Посмотрим?

Воспитатель достает сначала письмо. Ой, ребята, здесь какое – то письмо. Прочитаем? Интересно, от кого оно?

Письмо:

«Ребята, пишет вам Незнайка. Вчера у меня было день рождения, гости подарили мне много разных подарков: мне подарили много игрушек, сладостей, а еще подарили игру, только что это за игра, как она называется и как в нее играть, я не знаю, может, вы знакомы с этой игрой, и поможете мне научиться играть в нее».

Воспитатель достает из почтового ящика – шахматы.

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, что же это за игра, как она называется? Ребята, поможем  Незнайке научиться играть в шахматы?

Дети: да.

Дети рассаживаются за столы, на которых расставлены шахматные доски.

Воспитатель: Как называется это доска?

Дети: Шахматная доска.

Что мы видим на шахматной доске?

Дети: Мы видим много квадратов, они белые и черные.

Воспитатель: Как называются квадраты на шахматной доске?

Дети: Шахматное поле.

Воспитатель: Какие они бывают?

Дети: Белые и черные.

Воспитатель: А мы знаем, что в шахматном королевстве есть улицы. Кто скажет, как они называются?

Дети: Вертикали, диагонали, горизонтали.

Д/и «Покажи горизонталь, вертикаль, диагональ».

Дети выкладывают фишками (квадратиками разного цвета диагонали, вертикали, горизонтали). Другие дети показывают вертикаль, диагональ, горизонталь в движении (руками).

Воспитатель: Ребята, нам нужно доставить письмо по адресам. Справитесь?

Д/и «Почтальоны».

Воспитатель: Представим, что мы с вами – почтальоны в шахматном королевстве. И нам нужно доставить телеграмму по определенному адресу. Я называю и записываю адрес, а вы ставите «почтальона» на это поле.

Но сначала повторим названия букв.

Дети:

«Мы сидели на крыльце,

Повторяли - а, бэ, цэ.

А потом спросили: "Где

Буква дэ и буква е?"

Папа, дай нам карандаш,

Мы запишем - эф, жэ, аш».

Воспитатель: называет «адреса»: А1, В 2, А 5.

Воспитатель: Какие шахматные фигуры вы знаете, назовите их.

Дети: Ладья, слон, король, ферзь, конь, пешка.

Интерактивная игра «Назови правильно фигуру».

Дети встают около экрана, по очереди (для каждого ребенка  слайд) называют фигуру.

Воспитатель: А давайте превратимся мы сами в фигуры. 

Но сначала вспомним, какая фигура, где должна стоять».

Д/и  «Живые фигуры» (игра проводится под музыку.)

Цель: развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, упражнять в запоминании, назывании порядка построения шахматных фигур перед началом партии.

Описание: у каждого из детей — карточка с изображением шахматной фигуры. По желанию кто-то из детей имитирует ветер. Ведущий предлагает вообразить ситуацию, когда налетевший ветер перевернул шахматную доску, шахматы рассыпались во все стороны.

Воспитатель: Выберите каждый себе фигуру. Пока звучит музыка, вы прыгаете, бегаете, веселитесь. Как только музыка закончилась, все «шахматные фигуры» становятся на свои места, выставляя карточки перед собой.

Воспитатель: Задание « Кто быстрее расставит шахматные фигуры на доске?»

Ситуация сбоя – где шахматные фигуры?

Воспитатель: Ой, ребята, мы же с вами в Шахматном королевстве, а Королева шахмат нам всегда дает подсказки и помогает нам. Мне пришла смс – подсказка от Королевы шахмат.

Дети выполняют инструкции воспитателя: встаньте прямо перед зеркалом на середине ковра, сделайте 2 шага вперед, повернитесь налево, сделайте 1 шаг, повернитесь направо, 2 шага вперед.

Дети находят «Чудесный мешочек» с шахматными фигурами.

Д/и «Назови фигуру».

Воспитатель: А теперь расставьте фигуры правильно на шахматной доске. Какая пара быстрей.

Дети расставляют фигуры.

III. Заключительная часть. Итог занятия.

Ребята, как Вы думаете, Незнайке мы сегодня много рассказали о шахматах? Он понял, как играть? А в следующий раз мы пригласим его к нам в гости и будем вместе знакомиться с новыми тайнами и открытиями шахматного королевства.

Рефлексия: Кому, сегодня что – то было трудно, возьмите черную пешку, кому, все легко и понятно – белую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как родителям научить детей играть в шахматы

Шахматы - древняя увлекательная игра, позволяющая развивать логическое мышление, способность моделировать различные жизненные ситуации, хороший способ общения между людьми....

Как научить ребенка играть в шахматы

Первые шахматные занятия для дошкольника, которые можно начать в семье....

Консультация для родителей "Как научить детей играть в шахматы"

Какие методы и приемы нужно использовать при обучении игре в шахматы....

«Как научить детей играть в шахматы»

описание игры в шахматы...

Сценарий шашечного турнира «Научим Незнайку играть в шашки»

Создать условия для интеллектуального развития дошкольников, развить устойчивый интерес к игре в шашки. Создать благоприятный эмоциональный настрой для игры и общения....

Как научить ребенка играть в шахматы

На первый взгляд может показаться, что учить детей шахматам — дело сложное. Особенно, если сам не умеешь :) Но это только кажется. Постичь азы шахмат и научиться играть на минимальном уровне мож...