Конспект занятия на основе регионального компонента "Плешковская игрушка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Татьяна Ивановна Жданова

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий составлен на основе материалов, предоставленных автору народным мастером России Фроловой Н. Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pleshkovskaya_igrushka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мценска «Детский сад №4»

Конспект логопедического занятия на основе  регионального компонента

«Плешковская глиняная игрушка»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Жданова Татьяна Ивановна

2016 год

Технологическая карта  занятия

Возраст детей,

логопедическое заключение

Старший дошкольный

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III ур.

Тема занятия

Плешковская игрушка

Тип занятия

Формирование лексико-грамматических средств языка

Используемые технологии

  • Технология на основе системно-деятельностного подхода.
  • Игровые технологии.

Цель:

Познакомить детей с народным промыслом Орловского края – Плешковской глиняной игрушкой.

Программные задачи:

  • уточнять и активизировать словарный запас по теме «Игрушки»;
  • формировать умение  образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • упражнять детей в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои;
  • закреплять умение согласовывать числительное с  существительным;
  • развивать художественные способности: украшать изображение петушка плешковскимми узорами;
  • воспитывать чувство гордости за талант народных умельцев Орловского края.

Ресурсное обеспечение:

Радио (магнитофон), мольберт, Плешковские глиняные игрушки, картинки с изображением Плешковских игрушек, аудиозапись Радио России. Орел. Программа «Мастерская народных умельцев», заготовки-раскраски «Плешковский петушок», краски.

Словарная работа: ввести в речь детей слова: плешь, Плешковская игрушка, народные мастера.  

Этап, длительность.

Методы и приемы

Деятельность

учителя-логопеда

Этап

Мотивации к учебной деятельности,

3 минуты.

Методы и приемы: игровая ситуация: прослушивание радиопередачи, рассказ, посещение мини-музея Народных промыслов.

Логопед приносит детям «радио», сообщает, что сегодня в 10 часов утра будет транслироваться радиопередача о жизни нашего Орловского края.

Логопед. - Ребята, внимание, радиопередача начинается.

Звучит аудиозапись Радио России. Орел. Программа «Мастерская народных умельцев».

Рассказ ведущего радиопередачи: «Один из древнейших народных промыслов - изготовление глиняной игрушки, которая является частью жизни народа на протяжении многих веков. Изготовление таких вещиц и традиций передавалось из поколения к поколению….. Не только в России, но и во всем мире игрушки делают там, где есть соответствующая глина. В ее изготовлении есть свои особенности, роспись разная. По игрушке можно сказать, где она сделана»

Логопед.- У нас, в Орловской Области тоже есть свои народные глиняные игрушки. Приглашаю вас в наш музей.

Дети проходят в мини-музей народных промыслов.

Этап актуализации знаний,  20 минут.

Методы и приемы: рассматривание игрушек, прослушивание аудиозаписи, беседа, вопросы, игровое упражнение, роспись бумажных изображений.

Логопед. Дети, давайте рассмотрим экспонаты – игрушки и назовем их (коза, белка, петушок, курочка, собака, корова).

Логопед. А откуда появились эти глиняные игрушки, мы тоже узнаем из радиопередачи.

Прослушивание отрывка радиопередачи: «Вокруг деревни Плешково находились леса, а на месте этой деревни образовалась плешь - скудная земля, отсюда название деревни Плешино. Крестьяне не могли здесь заниматься пахотными работами, но в то же время почва оказалась богатой глиной, что послужило развитием глиняной игрушки.»

Проводится беседа по содержанию радиопередачи:

- Что означает слово плешь, плешина?

- Как называлась деревня в том месте, где на земле образовалась плешь? (Плешково)

- Как называются игрушки, из деревни Плешково? (Плешковские.)

- Ребята, Плешковкие игрушки особенные, не похожие на другие. Давайте рассмотрим их.

Рассматривание Плешковских игрушек. 

Логопед сопровождает рассматривание игрушек вопросами:

- Что особенного мы увидим в Плешковской игрушке, если повернем ее к солнцу? (Игрушка блестит на солнце, как будто она обсыпана серебром)

- Какими узорами расписана Плешковская игрушка? (Прямыми и волнистыми линиями, кружочками, пятнышками)

- Что напоминают прямые линии, на что они похожи? (Падающий дождь)

- На что похожи кружочки? (Солнце)

- На что похожи пятнышки? (Зернышки)

- Какого цвета узоры у этих игрушек?

- Что есть в каждой игрушке? (Отверстие - свисток)

- Для чего нужен свисток? (Наигрывать мелодию)

Логопед.- Народный мастер, чьи игрушки мы сейчас видим, расскажет о том, как использовали свистульки в давние времена.

Прослушивание отрывка радиопередачи: «Весенние праздники славились соревнованиями свистулечников. Весной со свистульками выходили на улицу и закликали птиц, чтобы птицы прилетели, чтобы солнце светило жарко, чтобы весна скорее пришла».

Логопед.- Ребята, эти замечательные  игрушки так и хочется назвать нежно, ласково.

Упражнение «Скажи ласково»

Петух- петушок,

Курица - курочка,

Корова – коровушка,

Белка - белочка

Коза – козочка.

Физминутка «Шел козел по лесу».

Логопед. - А теперь возьмем по игрушке и поиграем с ними в игру «Жадина» (меняясь игрушками, дети называют их со словами мой, моя, мои).

Логопед.- Народные мастера,  так любят свою работу, что изготавливают не по одной игрушке, лепят их по нескольку штук одного вида. Они могут вылепить и пять, и десять и больше игрушек. Посмотрите на картинки, как много изображено на них игрушек и их посчитайте их.

Упражнение «Посчитай до пяти» (со словами петушок, курочка, коза, собака). Например: одна курочка, две курочки, три курочки, четыре курочки, пять курочек.

Логопед. – Ребята, а как называют людей, которые делают такие удивительные игрушки? (Народные мастера)

- Я тоже предлагаю вам побыть народными мастерами и украсить узорами изображения плешковских игрушек.

Педагог раздает изображения - раскраски «Плешковский петушок», а дети украшают их плешковскими узорами с помощью красок.

Этап рефлексии.

2 минуты.

Методы и приемы: выставка работ, стихотворение.

Выставка детских работ «Плешковский петушок».

Логопед. - Ребята, какие замечательные рисунки Плешковских петушков у вас получились.

- Вы сегодня побыли настоящими народными умельцами из деревни Плешково.

Знаменита деревушка

Звонкой глиняной игрушкой.

Чудеса. Да так толково.

Называется: Плешково.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"

Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)

Данный материал предназначен для ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

"Моя малая Родина" конспект занятия с использованием регионального компонента

Занятие в средней группе с использованием регионального компонента "Моя малая Родина"....

Конспект занятия по основам науки и естествознания «Русская народная игрушка»

Учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов...