Проект "Ай,да пчелки!"
проект (подготовительная группа) по теме

Губайдуллина Чулпан Рамиловна

В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.  Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ай, да пчелки!»

Тема проекта:           «Ай, да пчелки!»
Тип проекта: информационно -  познавательно – практический – исследовательский - творческий
Продолжительность: краткосрочный - 2 недели.
Участники: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели, родители.

Актуальность: 

 начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с процессом получения меда в условиях естественной среды живой природы и его лечебных свойствах, что особенно важно для жителей Башкортостана, где в связи с суровыми климатическими условиями слабо развито пчеловодство.

:формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму. Изучение меда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда в лечении многих заболеваний.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию детей, тем лучше будет результат этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 4-5 лет недостаточно знаний о насекомых, в том числе о пчелах. Поэтому объектом исследования в нашем экологическом проекте будет пчела.

Проблема

Цель: 

создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.

 Познакомить детей с башкирским  пчеловодством

 Формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный сок-нектар, из которого получается мед). Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах.

Задачи:

Приобщать  к традициям и обычаям башкирского народа. Углублять знания о башкирском пчеловодстве. Уточнить представления о пчелах, их значении в природе. Формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Развивать  поисковую деятельность, активизировать мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

• активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения их к культуре пчеловодства, воспитывать любовь к родному краю, русским традициям;

• сформировать представление о пчелах, их значении в природе, выяснить, где живет пчела и как она делает мед;

• закрепить знания о пользе мёда и использовании продуктов пчеловодства, узнать, где и как используется мёд;

• определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;

• выяснить с помощью опытов натуральный мёд или нет;

• побеседовать с врачом о пользе мёда;

• развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь, развивать желание экспериментировать.

• формировать у детей элементарные представления о пчелах их строении, способах передвижения; расширить представление о том, что пчелы собирают цветочный нектар, из которого делают мед;

• активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах (улей, дупло, соты, нектар, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда;

• воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;

• способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей;

• развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности.

Ход проекта.

  1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

   В гости к детям приходит бабушка Пчела.  Она угощает ребят душистым медом. Интересуется, понравилось ли детям угощение.            

  1. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

   Воспитатель. Как  вы думаете, откуда берется мед?

   Дети предлагают узнать об этом у взрослых, из энциклопедий, художественной литературы.

  1. Работа над проектом.

   Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие в мир пчеловодства и разрабатывают его маршрут:

 - Познакомиться с жизнью и занятиями башкир в прошлом и в наши дни.

 - Узнать как можно больше о пчелах, жизни пчелиной семьи, роли пчел в экосистеме.

 - Узнать, какие медоносные растения произрастают в нашем крае.

 - Познакомиться с трудом пчеловода (пасечника).

 - Узнать, чем полезен мед, где используют продукты пчеловодства.

   Из художественной литературы, энциклопедий, наблюдений, из общения с педагогами и родителями дети выясняют, что башкиры издавна занимались бортничеством: сначала собирали мед диких пчел в дуплах деревьев, затем возникло бортевое пчеловодство, а еще позже башкиры стали специально устраивать пасеки и разводить пчел.

   Затем дети знакомятся с пчелой, ее строением, отличием от других насекомых, узнают о том, что пчелы живут семьями. В рое есть матка – царица, самцы – трутни и рабочие пчелы. Дети узнают о медоносных растениях и  о том, как образуется мед: рабочие пчелы лепят из воска соты в виде шестигранных ячеек, собирают в них цветочный нектар и пыльцу цветов, из цветочного нектара испаряется вода и постепенно превращается в мед. Кроме меда пчелы производят воск, а также выделяют особое вещество, которое называется прополис.

   На занятиях дети знакомятся с трудом пчеловода (пасечника) – он ухаживает за пчелами, качает мед, строит для них улья.

   Дети узнают, что мед и прополис очень полезны. Ими лечат раны, простуду, заболевания горла, легких. Мед используют при приготовлении башкирских блюд и напитков, в косметике. А воск идет на изготовление свечей и полировочных средств.

Подготовительный этап

• создание развивающей среды, условий для изобразительной и продуктивной деятельности. ;

• чтение художественной литературы;

• подбор экологических игр: «Какая польза от пчелы?», «Какой вред от пчелы?»;

• подвижные игры «Зарядка для пчелок», «Медведь и пчелы»;

• разучивание стихов о пчелах, загадок;

• просмотр мультфильма «Пчёлка Майя»;

 Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.

 Подбор видео и литературного материала (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.).

 Подготовка наглядной информации для родителей. Дать задание родителям по подбору нужного материала.

Разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта.

 Систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия.

Ожидаемые результаты:

 Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде, расширение кругозора и экологических представлений во время реализации проекта. Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы, насекомым-пчелам.

Продукт проекта:

1. Выпуск газеты 

2. В группе организован мини-музей «Пчёлка».

3. Создана папка-передвижка для родителей на тему «Мед – источник здоровья и красоты».

4. Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.

5. Презентация книжек-малышек о пчелах

6. Презентация проекта

7. Театрализованная деятельность по произведению К Чуковского «Муха – Цокотуха»

8. Инсценировка и драматизация  «Медведь и пчелы» башкирская народная сказка

Основной этап

  • Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности. Работа над частями проекта. Выставка детских работ, опыты, исследовательская деятельность.
  • Задача воспитателя: организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности, оснащение их оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта.

Познавательное развитие

«Увлекательное путешествие в мир пчеловодства» - рассказ воспитателя о пчеловодстве, о труде пчеловода;  

Занятие по экологии «В гостях у пчелки»;

Занятие «Пчеловод»;

Интегрированное занятие «Чей дом под листом?

Комплексное занятие «Чудесный мешочек»;

Занятие по развитию познавательных интересов «Тайны царства насекомых»;

Занятие по экологии «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых»;

Беседа о полезных свойствах меда «Мед – источник здоровья и красоты»;

Беседа о правилах поведения на пасеке;

Беседа «Как растения привлекают пчел»;

Викторина «Знатоки пчеловодства»;

Просмотр видеофильмов «Заповедные места Башкортостана», «Башкирский мед»

Рассматривание: репродукций, иллюстраций, картинок по теме.

Рассказ-беседа «Пчелка — трудолюбивое насекомое».

 Цель беседы: уточнять знание детей об этом насекомом, познакомить с интересными фактами из жизни пчел; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме.

Вечер загадок «Чудесный сундучок».

 Цель: развиваем логическое мышление – умение отгадывать загадки.

Дидактическая игра: «Пчёлы и цветы»

 Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака цвета, закрепить умение детей различать и называть цвета (желтый, красный, зелёный, синий), развивать зрительное восприятие, логику.

Дидактическая игра: «Рассади пчёл по ульям» 

Цель: развитие умения группировать предметы по величине и цвету.

Дидактическая игра «Назови, одним словом».

 Цель: развиваем логическое мышление, делать обобщения.

Дидактическая игра: «Что лишнее?»

Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.

Речевое развитие

Составление творческих рассказов  «Если бы я был пчелой»;

Занятие  по сюжету башкирской сказки «Медведь и пчелы»;

Чтение и пересказ рассказов К.Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;

Заучивание башкирских стихов, загадок, пословиц, поговорок о пчеле;

Детское словотворчество: стихи, сказки, загадки, реклама о пчеле и меде;

Чтение и обсуждение  башкирской сказки «Медведь и пчелы»,  Г.Тукая «Шурале»;

Чтение и заучивание стихов башкирских поэтов Р.Тимершина «Пчела», М.Гафури «Пчела»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Пасека», «Пчелиная семья».

Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; закрепить знания о пчёлах и мёде.

Дидактические игры:  «Кто больше назовет отличий» (пчела, оса, шмель), «Найди пары. С каких цветов собирают пчелы нектар», «Пчеловод и его инструменты»,«Растения-медоносы», «Кто больше назовет продуктов пчеловодства»;

Игры-эмпатии: «Пчела на цветочном лугу», «Разговор пчелы и цветка»;

Игры-импровизации  «В гостях у Шурале», «Полет пчелиного роя» «Мы - пчёлы»«Медведь и пчёлы».; 

 Цель: развивать творчество, активность детей.

Инсценировка и драматизация: «Медведь и пчелы» (по мотивам башкирской сказки) «Шурале»

Ситуации общения: «Зачем нужны пчёлы?»«Откуда берётся мёд?»«Зачем нужен мёд?».

Беседа: «Правила поведения на пасеке» 

Цель: познакомить с элементарными правилами безопасного поведения на пасеке.

Ситуации общения: «Некоторых насекомых называют жалящими насекомыми». Почему?

Правила поведения с жалящими насекомыми. 

Цель: научить правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни).

Игра в хлопки, если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в ладоши. (Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень).

Знакомство с профессией – пчеловод

Цель: знакомить детей с профессией пчеловод, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Веселая пчелка»; «Пчёлки - малютки».

Рисование «Пчелки в улье»»;

Рисование «Башкирский мед»;

Лепка «Медведь с бочонком меда»;

Лепка из соленого теста кондитерских изделий башкирской кухни чак-чак;

Коллаж «На пасеке» (коллективная работа);

Конструирование из бумаги сот;

Физическое развитие

Подвижные игры: «Дикие и домашние пчелы»,   «Медведь и пчёлы».

Цель игры: продолжать развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость. «Поймай пчелу».

Цель игры: продолжать тренировать умение совершать прыжки в высоту с места, развивать ловкость.

Пальчиковые игры: «Пчелки не ёлке»«Цветочек»«Пчела»

Цель: развитие мелкой моторики; развитие речи, творческой деятельности

Работа с родителями

Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной и игровой деятельности;

Папка передвижка

Консультации «Оказание первой помощи при укусах пчелами»

Мастер-класс с родителями « Пчелка из киндер сюрприза»

Сбор экспонатов для создания музея «Пчелка золотая»

Привлекать родителей к разнообразным формам совместной деятельности с детьми:

Изготовление книжек-малышек о пчелах

Заключительный этап

1. Определение результата практической деятельности детей и родителей.

2. Проведение чаепития-дегустации.

Результаты работы

В результате планомерной, систематической работы:

•дети познакомились с представителем класса насекомых – пчелой и узнали о пользе ее для человека;

•у детей сформировались представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе;

•обогатилась речь детей;

•расширился кругозор и мыслительная деятельность детей;

•процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, осознания собственных умений;

•повысилось творчество детей в продуктивных видах деятельности;

•улучшилась работа по взаимодействию с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект группы «Пчелки»: Знакомство детей с миром природы через произведения В.В.Бианки.

Познакомить детей с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Расширить и углубить знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки. Продолжать прививать детям любовь  к художественному слову, у...

Экологический проект "Золотая пчелка" средняя группа

Проект может быть реализован в средней группе ДОУ....

Проект "Золотая пчелка"

Вид проекта: экологический, познавательно-творческий, игровойСрок реализации: краткосрочныйУчастники: воспитатель, дети 4-5 лет, родителиЦель проекта: создание условий для развития познавательных...

Проект "Золотая пчелка"

Проект "Золотая пчелка"...

Проект:«СОХРАНИМ ПЧЕЛКУ-СОХРАНИМ ПЛАНЕТУ!»

Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жизни на...

Исследовательский проект "Веселая пчелка"

Предлагаемый проект проводится в рамках образовательной области «Познание» в ходе изучения темы «Насекомые»....

Краткосрочный экологический проект: «СОХРАНИМ ПЧЕЛКУ-СОХРАНИМ ПЛАНЕТУ!»

Актуальность проекта:Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить...