Конспект образовательной ситуации по аппликации "Знакомство с головной повязкой-масмак".
план-конспект занятия (старшая группа)

Васильева Марина Михайловна

Конспект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_golovnoy_povyazkoy-masmak.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

Выполнила: Васильева М.М.

Канаш, 2016 г

Программное содержание: Познакомить детей с элементами чувашской вышивки на головной повязки «масмак».Дать знания, представления о чувашской головной повязке «масмак».Учить составлять несложные узоры из геометрических фигур, путем украшения повязки «масмак». Закреплять знание цветов и технику наклеивания. Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям чувашских мастериц-вышивальшиц.

Материал: фотографии, рисунки с изображением «масмак» вышитые чувашским орнаментом, иллюстрации женщин в чувашском национальном костюме; полоски разноцветной бумаги 10*25см. красного цвета, клей, кисти для клея, вырезанные треугольники из желтой бумаги, салфетки, клеенки.

Ход занятия:

(Приход в группу куклы Нарспи)

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла, её зовут Нарспи.

Как вы думаете, какой национальности наша гостья? (ответы детей)

Правильно, чувашской. А как вы догадались? (по костюму)

Давайте посмотрим на её наряд. Рубаха, юбка белого цвета обшиты красными атласными лентами. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, черного и красного цвета. А на голове у чувашских девушек головная повязка «Масмак».

Скажите, что мы видим на головной повязке Нарспи? (Ответы детей)

Да! Это узоры, чувашские узоры.

Наша Чувашия – край ста тысяч слов, песен и вышивок. Послушайте такое стихотворение про чувашских вышивальщиц и запомните, какие цвета упоминаются в этом стихотворении.

Вышивает белый халат до зари

Словно лучиками звёзд – посмотри!

Красный шёлк – любовь и кровь, и слова,

Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней

Мол, земля черна? Черна, шёлк чёрный.

Всё, что нас окружает – солнце, луна, звёзды, леса и поля, горы, реки и моря, птицы, рыбы – всё это отражалось в чувашских узорах.

Рассказ о девочке Масмак.

- Девочка по имени Масмак, гуляя с мамой увидела радугу после дождя. Дома, восхищаясь красотой природы она вышила на холсте красными, синими, желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу. С этого дня головную вышитую повязку стали в народе называть «масмак». Изображение солнца – это добрый знак - добрый узор.

Символ солнца – это пожелание добра, счастья дому, человеку, поэтому этот символ мы видим всегда в центре узора.

Пока мы ещё не можем вышивать, но можем сделать аппликацию. Хотите попробовать?

Тогда давайте сначала выполним упражнение, повторяйте за мной.

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка. (Одна прямая рука вверх, другая вниз,

Быстро поменяли руки! менять руки.)

Нам сегодня не до скуки.

Приседания с хлопками: (Приседания, хлопки в ладоши над Вниз – хлопок и вверх хлопок. головой.)

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок!

Крутим–вертим головой, (Вращение головой вправо и влево.

Разминаем шею. Стой! Останавливаются.)

(Воспитатель предлагает пройти к столам и занять свои места)

Аппликация Солнца.

- Сегодня мы познакомимся с узором, который символизирует солнце (Показ воспитателя иллюстраций «масмак», показ иллюстрации солнца). Из каких фигур состоит этот узор? (ответы детей). Правильно. Треугольники. Они похожи на лучи солнца.

- Сначала мы с вами возьмём треугольники и прежде чем приклеим их, составим узор на полоске бумаги. Разложили, молодцы, теперь будем брать по одной фигуре, намазывать ее белую сторону клеем и приклеивать на то место, откуда ее взяли. (Пока дети выкладывают узоры воспитатель задаёт вопросы по технике наклеивания)

- Ребята, а клеёночка нам для чего? (чтобы на ней намазывать клей)

- А какую сторону мы намазываем клеем – цветную или белую? (белую)

- Ребята, чтобы лучше приклеивались детали нужно намазать клеем всю поверхность.

- Клей набираем на кончике кисти.

- Вот намазали, а клея много, куда вы денете лишний клей? (Салфеткой или тряпочкой убираем)

- Узоры получатся красиво, если мы их приклеим ровно. (Воспитатель обращает внимание на осанку детей) .

(Дети выполняют аппликацию, воспитатель помогает детям индивидуально.)

Вы хорошо потрудились, а теперь все вместе с Нарспи поиграем в чувашскую игру «Солнышко».

Гори, солнце, ярче

лето будет жарче

А зима теплее

А весна – милее.

Идут по кругу со словами, в центре солнце. По окончание слов подходят к центру. Водящий – солнце говорит (Горячо и догоняет их) .

Ребята, девочка Масмак сделала подарок своей маме, головную повязку, на котором был узор солнца. Как она называлась (ответы детей). Правильно, масмак. Люди считали, что Солнце дает им силы, посылает свет, тепло, освещает мир и они стали носить масмак. Но на «масмаке» бывает не только солнце, ещё можно вышивать то, что есть на небе: солнце, звезды и то, что находиться на земле: животных, горы, леса и другое. Мы познакомимся с новыми узорами в следующий раз.

В узоре солнца мы видим добрый знак. И если дарили вещь, на которой был узор солнца, значит, желали добра и счастья. Давайте и мы сделаем подарок нашим мамам с пожеланиями добра и благополучия.

Спасибо кукле Нарспи, за то что показала нам красоту чувашского костюма.

Краше нет народной вышивки

И подружки не волнуются

От души узоры вышили –

Все на свете залюбуются!

Девушки – красавицы,

Край чувашский славится

Светлыми зорями

Яркими узорами.

Сквозь века пройти дано вам,

Чудо вышивка и песнь!

С этой верой на земле

Самый долгий день не труден

«Были мы, и есть, и будем»

- Да, чувашская вышивка будет всегда жить, и радовать нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Головная повязка - Масмак.

Чувашская национальная одежда, повязка на голову - Масмак....

Конспект образовательной ситуации по реализации образовательной области «Познание» по разделу: «Математическое развитие» на тему: «Геометрические фигуры» в подготовительной к школе группе с использованием технологии проблемно-диалогового обучения.

Программное содержание:  Закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах. Упражнять детей в определение геометрических фигур на основе словесного описания и зрительного ...

Аппликация "Головная повязка "Масмак"

Занятие знакомит детей с чувашским узором "Солнце"...

Конспект Образовательной деятельности. Тема: «Русский народный головной убор»

интегрированное занятие по Художественно-эстетическому развитию о народной вышивке...

Педагогическая находка Конспект образовательной ситуации с детьми подготовительной к школе группы в технологии «Ситуация» «Здоровые зубы - здоровью любы»

У детей довольно часто портятся зубы из-за неправильного ухода за ними, поэтому приходится часто посещать стоматологов. Из-за боязни врачей, родителям не всегда удается уговорить ребенка пойти ...

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе по теме : " Головная повязка - " Масмак"

Цель: Познакомит детей с элементами чувашской вышивки на головной повязке " Масмак". Задачи:Дать представление о чувашской головной повязке" масмак";Составлять несложные узоры из геометрических фигур...