Конспект образовательной ситуации "Россия-многонациональная страна"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Васильева Марина Михайловна

Конспект организованно-образовательной деятельности рассчитан  для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya-mnogonatsionalnaya_strana.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г.Канаш

Выполнила: Васильева М.М.

Канаш, 2016 г

Программное содержание: Расширить и углубить знания детей о многонациональной России. Дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности русского, белорусского, украинского народов. Побуждать проявлять интерес к национальным костюмам, традициям празднования обрядовых праздников. Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Дать представление о существовании и значении дружбы между людьми, мире и согласии, уважении. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ.

Материал: магнитофон, компьютерная презентация «Россия -многонациональная страна»; глобус, маски для игр, куклы в национальных костюмах.

Ход:

 Дети входят под песню Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная» в национальных костюмах ( чуваш., рус., татар… ), садятся на стульчики.

Восп-ль : Велика и прекрасна наша страна ! Она занимает 1-ое место по территории среди всех стран мира (используются карта России).

Стихотворение. : Как велика моя земля,

                   Как широки просторы!

                   Озера, реки и поля,

                   Леса, и степь, и горы!

                   Раскинулась моя страна               

                   От севера до юга.

                   Когда в одном краю весна,

                   В другом – снега и вьюга.

                   И поезд по стране моей

                   К границе от границы

                   Не меньше, чем за десять дней –

                   И то едва домчится.         ( Н.Забила. «Наша Родина».)

Восп-ль : -Ребята, как называется наша страна? (Россия)

                - А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая,     огромная, богатая и сильная)

    

   

-А что такое страна? (ответы детей) Стран очень много, на картах их обозначают разным цветом. У каждой страны есть границы, символы (флаг, герб, гимн) и главный город – столица, в которой находится правительство.

- Как называется столица России? (Москва)

Глава Российского государства – Президент! (В.В. Путин)

Восп-ль :Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Россия – это многонациональная страна!

-Какие национальности в ней проживают? (русские, татары, чуваши и  др. национальности).

Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.)

Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные. Но когда разные народы встречаются вместе, то они разговаривают на русском языке.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.

-А как,ребята, называется Республика, в которой мы с вами живем? (Чувашия)    

Пускай ты кажешься на глобусе листком,

 Занесенным случайным ветерком.

 Чувашия моя! Твой сын простой,

 Я восхищен твоею красотой !

 Рядом с нами живут прекрасные соседи !  

- Как же  называются эти республики? (Марийская, Мордовская, Татарская)

Давайте поприветствуем друг друга ! (Дети здороваются на разных языках и аплодируют)

Молодцы! Соседи должны уважать друг друга, помогать друг другу и жить в дружбе!

Стихотв.: «Песня о мире»:

                    Зачем шуметь и ссориться?

                   Нам нечего делить!                               

                   У дружных дело спорится,

                   Водой их не разлить!.. (С.Богомазов)

                                                     

И чем крепче дружба между народами, тем сильнее становится наша страна!

Стихотв. :  Как повезло тебе и мне :

                   Мы родились в такой стране,

                   Где люди все – одна семья,

                   Куда не глянь – кругом друзья!   (Я. Аким)            (читают дети)

 Восп-ль : -Ребята, а какие пословицы о дружбе вы знаете ?

Пословицы :- Новых друзей наживай, а старых не забывай.

                      - Ты ,гроза, грозись, а мы – друг за друга держись.

                      - Один за всех и все за одного.

                      - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

                      - Нет друга – ищи, а нашел – береги.

                      - Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.  

Восп-ль :   Шире круг, шире круг,

                   Музыка зовет

                   Всех друзей, всех подруг

                   В шумный хоровод!

(Дети исполняют чувашский хоровод «Тух-ха, Ванюк»)

 Восп-ль : Ребята, сегодня к нам приехали гости из соседней Республики Татарстан. Поприветствуем их! (выступление детей татарской национальности-танец)                           

Дети читают стихи : Дружат птицы в вышине,

                                    Дружат рыбы в глубине,

                                    Дружит с небом океан,

                                    Дружат дети разных стран.

                                    Дружат солнце и весна,

                                    Дружат звезды и луна,

                                    Дружат в море корабли,

                                    Дружат дети всей Земли.   (В.Викторов)

 

Восп-ль :  Спасибо, ребята! Очень хорошее стихотворение.

                  Мы с вами назвали своих близких соседей (идет перечисление республик) , но мы непросто соседи! Мы живем в одной стране! Перечисленные республики входят в состав России.

                 - Как нас всех можно назвать одним словом?

                  « Мы -Россияне!!!»-дети повторяют хором.

 

Стихотв. :   Как солнце щедрое в небесной сини

                    Из века в век  не устает сиять ,

                    Так согреваешь нас и ты, Россия,          (читают дети)

                    Для ста народов ты – родная мать!  

 

Восп-ль :   Мы -  Россияне! И мы хотим жить в мире и дружбе!  

 

Стихотв. :  Мир – это главное слово на свете,

                   Мир очень нужен нашей планете!

                   Мир нужен взрослым,

                   Мир нужен детям,

                   Мир нужен всем!                   (читают дети)

«Варакасо» мордовская игра

Цель игры: развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу; упражнять детей в беге с увертыванием и в ловле, в приседании; воспитывать толерантное отношение к мордовским народным играм.

Содержание игры: клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.

Ворон: Клушка, а клушка, дай-ка мне одного цыпленочка!

Клушка: Ой, ворон, не дам! Не дам!

Ворон: Ну, тогда я всех твоих детенышей утащу!

И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка: (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон: (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается

Восп-ль :

Давайте рассмотрим герб. Обратите внимание на то, что грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змеем. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши (наши предки). Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных славянских народов – русских, украинцев и белорусов. В настоящее время эти Республики стали самостоятельными  государствами.

Восп-ль :

А теперь давайте рассмотрим костюмы этих народов. Русские женщины носили рубаху и сарафан, а мужчины – штаны и рубаху. По краям одежда украшалась вышивкой.

Украинки носили сорочки,  пояс, поясная «нешитая» одежда (запаска, дерга, плахта и др.). Для девушек был характерен винок— головной убор из цветов. Мужчины носили шаровары и сорочку.

Белоруски носили синюю клетчатую поневу (или юбка), передник; рубаху, курту — белая шерстяная распашная безрукавка. Общераспространенный комплекс мужской одежды: рубаха, которую носили навыпуск, поверх нешироких портов (штанов), пояс,  белая валяная шапка, белая суконная свитка; лапти «белорусского» типа с черными шерстяными оборами или кожаная обувь.

Одежда славян была такой, чтобы в ней было удобно работать. Но эти народы не только работали, но и отдыхали. Давайте и мы с вами отдохнем.

Хоровод «Во поле береза стояла»

Восп-ль :

У славянских народов есть много песен, которые мы с вами часто поем в

кругу друзей и родственников.        («Ой, мороз, мороз», «Роспрягайте,

хлопцы, коней», «Степь да степь кругом», «Несе Галя воду»,

«Коробейники», «Вы шумите надо мною берёзы») . Мы с вами поём и даже

не задумываемся, какого народа эти песни, мы их просто любим петь.

А коль уж речь зашла о застолье, давайте вспомним, какие блюда на нашем

столе из белорусской и украинской кухни? (борщ, вареники, сало, драники,

драчёна и т.д. Вот видите как много общего у нас с нашими соседями!

Кстати, вы знаете, как в шутку иногда называют белорусов?  

 (бульбашами). Бульба по- белорусски – картошка! Дело в том, что белорусы не   только десятки блюд из неё любят готовить, но даже в  песнях о ней поют. 

Несмотря на то, что белорусы и украинцы живут сейчас не в России, а в других государствах мы о них помним: готовим блюда украинской и белорусской кухни, поем их песни.

Звучит песня «Родина моя» (один куплет) : муз. Д.Тухманова на стихи Р.Рождественского  в исполнении С.Ротару ( «Я,ты,он,она - вместе дружная семья…»).

Дети встают в круг и  аплодируют друг другу.

 

Заключение :  Ребята, сегодня мы с вами говорили о нашей стране, которую мы любим всем сердцем; о республике, в которой живем, дружбе народов.

Вспомнили, какие государственные символы имеет наша страна. Пели песни и читали стихи, водили хороводы. Мы все гордимся тем, что мы - Россияне!

Я желаю вам всем здоровья, добра, благополучия и много, много друзей разных национальностей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" был разработан мной для участия в конкурсе "Учитель года", на котором я заняла 2 место в городе....

Тематический конспект образовательной деятельности «Этих дней не смолкнет слава…» Конспект № 1. «Вставай, страна огромная…»

Цель: направлять внимание детей на нравственно - эстетическую оценку музыкального содержания....

Конспект ООД "Песочная страна - страна чудес"

Конспект ООД "Песочная страна - страна чудес" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»

Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»...

Конспект ООД «Песочная страна - страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и познавательные действия р...

Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком...

Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.Воспитатель: Ребята вы любите смотреть мультфильмы? Давайте сейчас посмотрим отрывок из знакомого нам мультфильма. (Показ отр...