Организация этноэкологической развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
статья на тему

Федорова Екатерина Витальевна

В статье раскрываются основные положения построения этноэкологической среды в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_etnoeklogicheskoy_sredy.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Организация этноэкологической развивающей  предметно - пространственной среды в ДОУ.

 Одним из важных условий реализации системы этноэкологического развития детей является правильная организация и экологизация развивающей предметно - пространственной среды. Развивающая предметная среда – это  система материальных объектов  деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л.Новоселова). Основная задача экологизации развивающей среды - создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

Составляющие пространства развивающей среды выстраиваются в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Обращение к духовно- нравственному, экологическому, этническому, педагогическому потенциалу традиционной культуры в развитии личности требует  соответствующего дизайна этноэкологической предметно- пространственной среды. С точки зрения этноэкологического образования среда в ДОУ  должна создавать условия  для:

Познавательного развития ребенка - возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, усиления интереса к явлениям природы ближайшего окружения, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановки новых вопросов.

Для развития интереса к чувашским народным приметам о погоде предлагаем ведение наблюдений в специальных народных календарях погоды- «Народное погодоведение», используя авторский модели народных примет.

Эколого – эстетического  развития - привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами; развитие умения схематически изображать явления народных примет и кодировать их посредством чувашского народного орнамента, где «прочтения» детьми природных явлений в чувашских народных приметах приобретают народное художественно- эстетическое исполнение.

Оздоровления ребенка – использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, пособий; оценка экологической ситуации территории ДОУ;, грамотное озеленение территории ДОУ; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе.

 Формирование нравственных качеств  ребенка -  создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранять окружающий мир природы; воспитание чувств ответственности за состояние окружающей среды, эмоционально положительного отношения к природным объектам.

Формирование экологически грамотного поведения – навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями; экологически грамотного поведения в природе и быту.

Экологизации различных видов деятельности ребенка -  условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала в изобразительной деятельности, использование авторских электронных этноэкологических игр «Чувашские народные приметы о погоде – детям» и т.п.

Таким образом, этноэкологизация развивающей образовательной предметно- пространственной среды должна соответствовать  реализации всех компонентов содержания: познавательного, нравственного и деятельностного.

Этнокультурное содержание экологизации предметно- пространственной развивающей среды детского сада включает материалы, необходимые для проведения мероприятий по каждому циклу:

  1. «Народное погодоведение»
  2. «В гармонии с природой чувств»
  3. «Краски природы - народные кода»
  4. «матушка природа- речетворчество народа»

Основные оригинальные материальные средтва, которые используются в прогнозировании погоды -  это «Чувашский гигроскоп» и разнообразные календари народных примет о погоде.

Чувашский народный гигроскоп – это инструмент, служивший в прошлом для предсказания погоды. Для прогноза погоды чуваши использовали элементарный гигроскоп. А.В.Смоленский в книге «Чувашские приметы о погоде и влияние ее на хозяйство»  описал устройство: «Чувашский народный гигроскоп изготавливают из двух отрезков сухого дерева (например, липы  дуба) разной длины. Отрезок липового дерева длиннее, чем дубовый, потому что липа весит легче, чем дуб. Эти отрезки склеиваются друг с другом, и в том их соединения просверливается отверстие для крючка. Затем гигроскоп подвешивается на крючок ( в неотапливаемом помещении, например, на летней веранде), но обязательно в положении равновесия. В сухую погоду гигроскоп сохраняет это положение, а при приближении дождливой погоды отрезок липового дерева впитывает больше влаги, потому он  перевешивает дубовый отрезок. Следовательно, наступление дождливой погоды наши предки – чуваши -  узнавали по тому, на сколько липовый конец гигроскопа перевешивает дубовый конец.

Таким образом, организуя,  этноэкологическую метеостанцию на территории детского сада используют:

  • Необычный для современного мира, но понятный дошкольнику и простой в изготовлении прибор – Чувашский гигроскоп.
  • Различные природные предметы из ближайшего природного окружения
  • «Пособие «Времена года»
  • «Пособие «День и ночь»
  • Потенциальные иллюстрации модели тех народных примет, с которыми познакомят дошкольника
  • Групповой календарь «Народное погодоведение», народных примет о погоде (прогнозирование погоды).

Наблюдая за изменениями в природе, ребенок открывает удивительный мир взаимоотношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи на прогнозирование погоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

ПРОЕКТ организации развивающей предметно-пространственной среды территории, прилегающей к дошкольной организации (участка). Тема: "Индейская деревня"

Полное наименование проекта    «Индейская деревня» (рабочее название)Проблема Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет особые требования к организации развивающей пр...

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.

Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов  образовательного процесса - ...

"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"

Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...