социальный проект для педагогов ДОУ "Родословная"
проект (подготовительная группа) на тему

Иванова Екатерина Васильевна

Данный проект предназначен для социализации детей дошкольного и школьного возраста. С помощью проекта педагоги смогут помочь детям почувствовать себя частью своей Малой Родины, осознать свою роль в генеалогической цепочки рода. Дети, знающие свою родословную,  будучи взрослыми, смогут понять ответственность перед своими родителями, родственниками, уважительно оноситься к своим свестникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социальный проект Торуччу32.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Сарыал» с. Хаты

Нюрбинского района РС(Я)

ПРОЕКТ «ТӨРҮЧЧҮ»

                                                                     Составили: Ксенофонтова Т.В.,

                                                                         Заведующая МБДОУ д/с «Сарыал»

                                                                     Иванова Е.В.,

                                                                     Музыкальный руководитель

с. Хаты - 2017

        Данный проект предназначен для практических и теоретических работ педагогов ДОУ, СОШ и родителей. 

Актуальность:

 В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы, взрослые, поможем детям осознать историю их происхождения, развития, их будущего.

Цель: Социализация детей на основе приобщения к родословной.

        Процесс социализации крайне важен и необходим каждому малышу.  Семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище. Родители - главные воспитатели дошкольника. Функция  родителей - научить ребенка жить,  а вершиной становления родителей выступает благополучие детей. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров можно заметить, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. И даже будучи взрослыми, мы совсем мало знаем о своих корнях. То поколение, которое еще знало о наших предках, давно состарилось, а многие сведущие уже отошли в мир иной. Хотелось, конечно же, исправить эту ситуацию, тем самым чтобы изменить такое положение и появилось идея создания социального проекта «Моя родословная».

Гипотеза:

если человек изучает и знает свои родовые корни;

если он будет знать достоинства и недостатки своих предков;

если побывает на родине предков, пройдется по святым для его рода местам;

если познакомится с родословной своих друзей, сверстников;

если у него дома есть семейные реликвии, и он знает об их истории;

если у ребенка возникнет интерес к истории своего народа;

если родитель поддерживает авторов этого проекта

то:

-  возникает уважительное отношение к другу, сверстнику - к кому-либо просто потому, что он чей-то сын, брат, внук и т.д.

- получает возможность стать богаче душой, добрее, гостеприимнее;

- развивается бережное отношение к природе, к окружающему миру, как живым свидетелям прошлой жизни;

- воспитывается уважение к людям старшего поколения;

- учится быть толерантным к представителям других мировых культур;

- у учащегося развивается чувство ответственности за свою жизнь, свое здоровье и за свои поступки перед своими будущими детьми, внуками;

- появляется желание заняться самовоспитанием с учетом негативной информации своей родословной;

- возникает интерес к истории, к прошлой жизни своего народа, к обычаям предков;

- ребенок становится увереннее, самостоятельнее, появляется душевное равновесие от сознания того, что он часть общей жизни целого рода;

- развивается правильное самосознание, понимание своего Я.

        Кроме того, проект ставит перед нашими единомышленниками и сотрудниками такие социальные и демографические задачи:

1. Человек будет стараться продолжить свой род, чтоб не прервать генетическую связь поколений своего рода.

2. Человек, зная об исконных занятиях и талантах своих предков, сможет найти правильное русло в профориентации.

3. Человек, знающий свое родословное, не вступит в брачную связь с родственником до седьмого  колена, что очень важно для якутов. И это станет фактором, в какой-то мере препятствующим вырождению нации.

4. Человек, осознавший свою ответственность за будущее своего рода, постарается вести здоровый образ жизни ради физического, психологического и морального здоровья последующих поколений.

5. Человек будет намного коммуникабелен, толерантен, позитивен, физически и духовно здоров.

1 этап – дошкольный: Составление исходного генеалогического дерева в виде портфолио выпускника.

Цель: формирование интереса к истории своей семьи, воспитание любви и уважительного отношения к родителям, семейным традициям, активное привлечение родителей к сотрудничеству.

План:

  1. Изучение истории семьи.
  2. Анкетирование  родителей.
  3. Составление договора между педагогами МБДОУ д/с «Сарыал», МБОУ ХСОШ им. Н.И.Прокопьева и сотрудниками музея «Дьөһөгөй оҕото»
  4.  Изучение разных форм систематизации и оформления древа.
  5. Углубленная работа в архивах местного музея «Дьөһөгөй оҕото».
  6. Составление первичной схемы родословной для дальнейшей работы.
  7. Разработка  подпроекта «Моя семья» для воспитанников МБДОУ д/с «Сарыал».

Результат:

Оформление первичного генеалогического дерева в виде портфолио дошкольника.

2 этап – основной. Исследовательская деятельность в школе.

Цель: Расширение генеалогической схемы.

План:

  1. Дальнейший сбор информации.
  2. Исследовательская деятельность в сотрудничестве с семьями учеников.
  3. Обогащение опыта работы с генеалогической схемой, представленной в наслежном музее «Дьөһөгөй оҕото».
  4. Защита родословной в классе

Примерный план выступления для каждого:

- Как я работал над своей родословной.

- Что я знаю о своих предках.

- Гордость нашего рода (по схеме).

- Встреча с замечательными представителями моей родословной.

Результат: Участие с докладами на НПК.

Примерные темы:

  1. Образование и моя родословная.
  2. Гордость нашего рода.
  3. Талантливые люди моей родословной.
  4. Реликвии нашей семьи.
  5. Легенды о моих предках.
  6. Родословная подсказывает, советует-(неприемлемые отрицательные стороны моей родословной)
  7. Когда оживают старые фотографии.
  8.  Долгожители в моей родословной.
  9.  Профессии моей родословной.
  10.  Моя родословная и 20 век.
  11.  Имянаречение в моей родословной.
  12.  Забота о здоровье детей. Закаливание в моей семье.
  13.  Мои родственники, живущие за пределами Якутии.
  14.  Особенности воспитания девочек в якутской семье.
  15.  Чтение якутской литературы в моей семье.

3 этап - обобщающий. Результат.

Цель: Воспитание молодого поколения, осознавшего ценность родословной. Результатом данного проекта может быть издание авторских книг о семьях наслега, проведение мероприятий в наслеге, посвященных слиянию родственных уз, обогащение материалов наслежного музея.

В основу реализации первого этапа данного проекта мы взяли разработанный ранее проект для дошкольников «Моя семья».  В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья - первичное лоно человеческой культуры. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Проект «Моя семья» в ДОУ - это только начальная ступень долгосрочного проекта «Моя родословная».

Мы считаем, что работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Один из значимых принципов данной работы – это преемственность ДОУ со школой и социумом.

Цель: Социализация детей на основе приобщения к родословной

Задачи:

  • формировать у детей понятие «семья»;
  •  осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям;
  • создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование;
  • составить первичную схему генеалогического дерева;
  • активизирование  речи;
  • совершенствование  партнерских  отношений.

Предполагаемый результат: 

Дети

  • Знание детьми информации о своей семье, о её членах; о профессии родителей.        
  • Понимание детьми значимости семьи в их жизни.
  • Проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи.
  • Преобразование развивающей среды.
  • Оптимизация сотрудничества с родителями  и совместно составлять          родословную семьи.
  • Систематизация   знаний,  стимулирующая развитие  познавательных творческих  способностей     повышение самооценки ребёнка.
  • Развитие способностей  к практическому  и  умственному  экспериментированию  и  символическому моделированию, речевому  планированию, логическим операциям.
  • Улучшение отношений между детьми в детском коллективе.

Родители:

  • Обогащение содержания детской  -  взрослой деятельности.
  • Ощущение личной сопричастности к образованию и  воспитанию  своего ребёнка.
  • Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.
  • Установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам.
  • Возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений. 

Педагоги

  • Интеграция базисного и дополнительного образования.
  • Создание единого образовательного пространства.
  • Предоставление родителям наглядной информации о детях и их развитии.
  • Адекватное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация    проекта

Предварительная   работа с детьми:

  • Беседа с детьми о своей семье,
  • Рассматривание сюжетной картины «Семья»
  • Составление рассказа о своей семье с родителями дома,
  • Рассматривание семейных альбомов,
  • Разучивание песен о маме, о семье,
  • Разучивание пальчиковой гимнастики,
  • Рисование на тему: «Моя семья».

Предварительная работа с родителями. На каждую заданную тему предполагается предварительная работа с родителями, где они составляют рассказы - описания о своих семьях, готовят презентации, фотоколлажи, стенгазеты, подбирают фотографии и семейные реликвии для ознакомления, готовятся выступить на встречах с детьми, мастер-классах и концертах.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный                                                                                                           - Определение цели и задач проекта;                                                                                                          - Составление договора между педагогами МБДОУ д/с «Сарыал», МБОУ ХСОШ им. Н.И.Прокопьева и сотрудников музея «Дьөһөгөй оҕото»;                                                                                                              - Обновление содержания предметно-развивающей  среды;                                                      - Определение тем  консультаций  и  мероприятий  для  родителей;                                           - Анкетирование  детей  и  родителей по теме. 

- Изучение разных форм систематизации и оформления генеалогического дерева.

II этап – основной

- Составление перспективного плана работы блока «Торуччу» по ознакомлению с окружающим в музейной среде.

- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;  

- Разработка и проведение консультации «Что такое генеалогическое древо?»;

- Проведение различных мероприятий, краткосрочных проектов по КТП;                                  -  Выставка детских и детско-родительских рисунков на темы «Моя мама», «Моя семья»; фотоколлажей «На кого похожи?», «Папы – гордость нашей семьи», «Кем работают наши мамы (папы)», стендовых газет «Генеалогическое древо семьи», «Семейный герб»;                                                                          

 - Создание папки-передвижки «Тайна имени», «С днем рождения!», фотоальбомов «Будни нашей семьи», «Праздничные традиции»;  

- Изучение разных форм систематизации и оформления древа;

- Углубленная работа в архивах местного музея «Дьөһөгөй оҕото»

- Составление первичной схемы родословной для дальнейшей работы в школе.

III этап – заключительный

- Родительское собрание;

- Презентация проекта «Моя семья» и детских портфолио «Моя родословная»;                                                                                               -  Праздник «День семьи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-социальный проект "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

Психолого-социальный проект "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ" Проект и презентация.актуальность данной темы моего проекта обусловлена:·         ...

Социальный проект "Социальная сеть "Одноклассники", как одна из современных форм взаимодействия педагога и родителей"

Материал расскажет об использовании социальных сетей, для более эффективного взаимодействия педагога и родителей....

Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"

В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...

Консультация для педагогов «Социальная значимость профессии педагог»

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводител...

Проект по развитию социально-перцептивной компетентности педагогов и младших воспитателей «Грани профессионального мастерства»

Проект направлен на создание условий для развития социально-перцептивной компетентности педагогов и младших воспитателей...