Занятие "Казачьи посиделки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чернега Наталья Николаевна

Конспект НОД  по  развитию  речи. Тема  «Казачьи  посиделки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_posidelki.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по  развитию  речи. Тема  «Казачьи  посиделки».

Подготовительная группа.

 

Цель:

- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с понятиями и словами, связанными с предметами быта : ухват, икона, чугунок; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица, шашка, сабля, папаха: активизировать в речи пословицы  о казачестве.

- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Ход занятия.

Воспитатель – хозяйка  входит в зал поджидает гостей..

Дети входят с казачкой (воспитателем) стучатся.

Здороваются по казачьи.

Дети. Здорово дневали хозяйка! – кланяются.

Хозяйка. Слава Богу гости дорогие! (кланяется) Давно вас поджидаю. Проходите гости дорогие, приглашаю вас на посиделки, занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним.(показывает куда, дети сели на лавочки)

- Мы живем с вами в замечательном, героическом казачьем крае и поговорим мы о жизни казачьей. А знаете ли вы ребята,  кто такие казаки?

Дети.  Казаки свободные, вольные люди.

- Где жили казаки?

- Казаки жили вблизи  рек.

- Казачата я хочу вам загадать загадку.

Загадка Лес на берегах стоит

Под мостом она бежит,

И течет вода куда-то

Догадались вы ребята?

Умолчу ответ пока,

Под мостом бежит …..

- Правильно это река.  Какая главная река в нашем Донском крае?

Дети:  Река называется Дон.

(показ иллюстрации реки Дон)

Хозяйка. Посмотрите – вот река Дон. А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

1 реб.  Река Дон большая, широкая,   она тянется далеко по всей нашей области.

2 реб. По реке Дон ходят корабли, теплоходы.

3 реб. По берегам реки расположены села, города.

 

Хозяйка. Издавна были крепки  казачьи семьи. Они селились на берегах реки Дон.  И сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки?

 

Кто охраняет любимую Родину? (любимую Родину охраняет казаки)

Кто ведёт домашнее хозяйство? (домашнее хозяйство ведет казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля? (пашет и засевает широкие донские поля  казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? ((своим детям поет колыбельную песню мать - казачка )

Кто готовит вкусный казачий борщ? (вкусный казачий борщ готовит казачка)

Кто ухаживает за лошадьми? (ухаживает за лошадьми казак)

Кто печёт вкусный каравай? (печет вкусный казачий каравай хозяйка - казачка)

А что делали казачата ? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)

- Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин!  С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Игра«Курень». В разных концах зала ставятся 2 стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по 4человека. Под весёлую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают её вытянутыми над головой руками, делают крышу.

Хозяйка: Присядем казачата. Ребята, а какие пословицы вы знаете о казачьих семьях?

• Казачьему роду нет переводу.

• Сумел сына родить, сумей и на коня посадить.

• Чти родителей своих.

• По главному казаку и семья ценилась.

• Жизнь сладка, где семья крепка.

Хозяйка:  Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.

-Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 реб. Казаки были сильные  люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня,  и воевал до победы.

2 реб. Казак смелый, отважный  воин: воевал на коне с винтовкой через плечо .

3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку,  лошадь.

Хозяйка. А какая главная казачья заповедь?

Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»

- А кто главный  у казаков?

Дети: Главный  у казаков Атаман.

Хозяйка. Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Хозяйка . Молодцы казачата! Посмотрите, что  это за казачий экспонат? (Папаха, повторить 2 детям)

- Я предлагаю поиграть  в игру «Передай папаху».

Игра «Передай папаху»

Дети стоят в кругу по цепочке передают папаху под музыку , по команде воспитателя: Стоп!  в руках которого оказалась к этому времени папаха, отвечает на вопрос.

- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.

- Как назывался казачий населенный пункт? - Станица.

- Как называется казачья шапка? - Папаха.

- Какое оружие было у казаков? - Шашка.

- Как называется казачий дом? - Хата, курень

- Из чего поили чаем гостей ? Самовара.

- Воду приносили из чего ? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).
-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
- В чем готовили казачки еду? (чугунках)
-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печь).

-Любимое угощенье казачат (пряник). 

Хозяйка. Ребята, а что это за жилище?
Ответ детей: - это казачий курень.
Воспитатель : А что означает слово курень?
Хозяйка. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу. Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее железом. Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному.

Хозяйка: - Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках,  а сейчас я приглашаю вас  в   казачий курень  и посмотреть, как жили казаки  (заходят в курень)

- Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курени в углу всегда висела икона (показ иконы). Войдя в дом, гости  прежде всего крестились перед иконами. И только потом садились за стол.

Хозяйка. А это кухня, у казачек она называется стряпка.  В каждом курене  находилась русская печь. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (потому что, здесь стряпали (готовили) пищу ) Готовили казачки в чугунках. (повторить детям чугунок).Возле печки всегда стоял ухват.(повторить детям) Посуда была глиняная, вот кувшин где хранили молоко. Ели казаки деревянными ложками.
Хозяюшка.  Мы,  казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить . Казачки старались к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное. Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Казачья еда была очень полезной.  А вы знаете какие-нибудь казачьи  блюда?

Дети: В реке Дон  водилась рыба. Казаки ловили и из нее варили уху, жарили, запекали.

- Из теста пекли круглики, пироги.

- Казаки готовили лапшу, борщ. 

-  Компот из сухофруктов.

- Казаки называли компот узвар. (повторить 2 детям) .

 А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.

Физическая  минутка

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)
Хозяюшка.  Правильно и сейчас в наше время казачья кухня очень популярна  и очень полезна.  Воду казачки носили с утра, каждый раз по два ведра. Отгадайте загадку.
На плече повисло, что (ответ детей: коромысло).
Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?
Дети пробуют по очереди.

- Посредине хаты стоял стол. Вокруг стола стояли лавки. На столе всегда стоял самовар. Кровать стала украшением дома. Ее застилали покрывалами – лоскутным одеялом (лоскутное одеяло - повторить).На кровати возвышалась гора из подушек под накидками. В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи.

- Ребята кто из вас знает , что считалось главным украшением у казаков?

Дети. Главным украшением считалось оружие: сабли, винтовки.

Хозяйка. Правильно. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи . Хозяйка старалась к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное.

Воспитатель: Красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.

Хозяйка: вы так хорошо рассказывали о жизни казаков.

-  Что вам понравилось  на посиделках? - О чём мы сегодня с вами говорили? (мы говорили о жизни казаков) 

Хозяюшка. Казачьему роду нет переводу, это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции? И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. 

- Славно повеселились, казачата. А теперь  настало время потчевать вас!  Милости прошу  отведать мои угощенья .(фрукты или пироги)

Наши посиделки подошли к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательное мероприятие "Посиделки у костра"

Занятия по пожарной безопасности эффективнее усваиваются через театрализованную деятельность. В увлекательной для дошкольников форме прошло театрализованное представление «Теремок на новый лад». А раз...

музыкальное занятие на основе руссого фольклора веселые посиделки

Цель: Создать праздничную обстановку, помочь детям научиться творчески самовырожаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Задачи: Формировать понятие о народной культуре....

Осенние посиделки (Праздник для старшей и подготовительной группы)

Осенний праздник для детей старшей и подготовительной группы. На праздник приходят гости - фольклорный ансамбль "Сайгатские трещотки". Исполняют для детей народные песни, хороводы. Играют вмсте с деть...

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ НА КУБАНИ

Утренник для детей подготовительной группы 2010-2011 учебный год....

Методическая разработка праздника Осенние посиделки

Тема праздника: Русские осенние обряды Сценарий праздника с использованием фольклора, для детей 5-6 лет....

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...