Художник вечных льдов
материал (старшая группа) на тему

Махина Елена Алексеевна


Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста предназначен для ознакомления детей с жизнью и творчеством северного художника А.А. Борисова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс методических разработок "Художник вечных льдов",

номинация "Родина Борисова"

Вед. Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в большое путешествие на машине времени по нашей малой Родине. Скажите, пожалуйста, как она называется?

Ответы детей.

Вед. Правильно, Красноборск.

Просмотр видео "Красноборье сторонка родная" 2 мин 18 сек.

Вед. Наша малая Родина красива в любое время года! Хотите узнать, каким был наше село много - много лет назад? Для этого нужно сказать волшебные слова и закрыть глазки.

Вместе соберемся, в прошлое вернемся!

Дети повторяют,

Вед. 1,2,3,4,5 Глазки можно открывать! Мы с Вами попали в Красноборск, и видим каким он был 150 лет назад.

Презентация "Художник вечных льдов" слайд 2,3,4.

Природа нашей родина щедра,

Хоть и не балует нас солнышком лучистым,

Людей известных Миру ты дала,

Один из них, художник - Александр Борисов.

Автор Е. Махина, сентябрь 2016

Вед. Давайте узнаем, как Саша Борисов жил, когда был таким же как вы.

Презентация "Художник вечных льдов" слайд 5.

Александр Алексеевич Борисов родился 2(14) ноября 1866 года в глухой деревушке Глубокий Ручей близ заштатного города Красноборска.

В семье крестьянина художник наш рожден,

И с детства был к тяжелому труду приучен,

Но видел красоту природы он во всем,

И грамоте по псалтырю дьячком научен.

Автор Е. Махина, сентябрь 2016

Дед Александра Алексеевича был казённым крестьянином. Сыну его, Алексею, пришлось создавать хозяйство кропотливым и тяжёлым трудом. Борисов А.А. вспоминал: «Он работал без устали целые дни, а летом, во время сенокоса, так и ночи напролёт»

Его трудолюбие и неутомимость полностью передались сыну.

Мать, Матрена Назаровна, была чутким и впечатлительным человеком. На всю жизнь художнику запомнились её восторженные рассказы о природе родных мест .

«Мне думается, - писал художник, - что  если и есть во мне искра Божия, то она передалась от моей матери, а энергию и неутомимость я унаследовал от своего отца».

Презентация "Художник вечных льдов" слайд 6.

Александр Алексеевич окончил земское начальное училище первым учеником, но в доме нужен был работник, поэтому он не смог учиться дальше.

Он очень любил в свободное от работы время бегать в Спасский собор и смотреть как художники расписывают стены и купол и в тайне мечта, когда вырастет стать настоящим художником.

Презентация "Художник вечных льдов" слайд 7.

Время шло, Александр подрастал, помогал родителям, выполняя даже самую тяжелую работу. Однажды, они с отцом привезли дрова, но когда стали разгружать, бревна  раскатились и повредили Александру ноги, он не мог ходить. Родители лечили сына 5 лет, но безуспешно. Тогда матушка дала обещание: если Саша поправится, то  его отдадут  в Соловецкий монастырь работником на 1 год.

Случилось чудо, Александр поправился и отправился   на пароходе с родным дядей  в монастырь. Для деревенского мальчугана все было новым, он старался как можно дольше находится на верхней палубе, любовался красотой реки  и её берегами. эти картины навсегда остались в сердце. В Архангельске все пересели на  баркас "Вера" и отправились на Соловки.

Презентация "Художник вечных льдов" слайд 8,9, 10,11,12.

Люди, жившие в монастыре изготавливали все: строили морские суда и пароходы, изготовляли кирпич и кожи, печатали свои книги. Не была такого дела с которым бы не справились монахи и обетники или трудники (такие же как Александр, пришедшие по обещанию).

Александру было очень интересна рыбная ловля. С большим удовольствием он ходил вместе с рыбаками- монахами по живописным лесным озерам Соловецких островов, выходил в море в любую погоду. Ребята, давайте вспомним, названия каких рыб вы знаете?

Ответы детей.

Сейчас вы превратитесь в рыбаков, как юный Саша и рыбок. которые он ловил, мы поиграем в "Рыбака и рыбку".

Подвижная игра "Рыбаки и рыбки".

Молодцы, занимайте места на нашей машине времени, наше путешествие продолжается. В свободное от работы время, Александр рисовал природу Соловков в живописной мастерской при монастыре.

Презентация "Художник вечных льдов" слайд 13, 14.

Целый год он рыбачил с монахами, слушал их рассказы о доблести поморов в полярных морях, а все свободное время рисовал, мечтая остаться на Соловках для ученья в иконописной мастерской...

Но год прошел и настала пора возвращаться домой. Вернувшись в родную деревню, по вечерам и в свободное время начал рисовать и сооружать модели разных механизмов, но отец считал это ненужным занятием и безжалостно ломал.

 В 1884 году Саша тайно выправил себе паспорт, против родительской воли уехал в монастырь и стал учиться в живописной мастерской.

Занятия давали возможность общаться  с большим количеством людей со всех концов России. Красота природы Соловецких островов и  беломорского пейзажа не давали покоя, Александр увлеченно писал пейзажи, делал наброски для картин, которые в будущем принесут ему мировую известность!

Посмотрите, какие красивые картины он написал, когда учился в мастерской

Презентация "Художник вечных льдов" слайд 15, 16, 17.

Прошло 2 счастливых года и осенью Александр Борисов уезжает в Петербург, чтобы продолжить учиться в Академии художеств.

Презентация "Художник вечных льдов" слайд 18.

Когда он приехал в Петербург, он поступил в рисовальную школу поощрения художников и закончил ее за 1 год, вместо 3, потому что он был послушным, дисциплинированным ,  очень хотел стать настоящим художником, чтобы писать  красивые картины, глядя на которые все люди видели неповторимую красоту природы и силу людей.

После окончания рисовальной школы, он поступил в Императорскую Академию художеств.

Посмотрите, какие картины Александр Алексеевич написал, когда её закончил.

Просмотр видео 1 мин. 55 сек.

Жизнь художника Александра Алексеевича Борисова в те годы только начиналась, и впереди его ждали новые приключения, изобретения, но об этом мы узнаем в следующий раз, а сейчас нам нужно сказать волшебные слова, закрыть глазки и вернуться в наше время.

Вместе соберемся, в "Звёздочку" вернемся!

1,2,3,4,5, Можно глазки открывать!

Обращает внимание детей на плетеную корзинку, снимает с нее платочек. Ребятки, посмотрите, это же любимое лакомство крестьянских детей из прошлого (морковка, яблоки).

Парами быстрей встаем, в группу дружно мы идем,

Будем прошлое мы знать, добрым словом вспоминать.

Звучат наигрыши, дети покидают зал.

Список литературы:

1.Н.М. Кудрин Поклон земле моих предков, В. Устюг, 1998 г.

2.Н. Вехов Певец природы русского Севера, 1.09.1999 г.

3. Н.М. Кудрин А.А. Борисов страницы жизни

4. (Автор не известен. Они похитили тайну Новой Земли. Правда Севера. Архангельск, 18.07.2001)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечный двигатель, вечный прыгатель... или как растить гиперактивного ребёнка

Советы родителям по воспитанию и обучению ребёнка с синдромом СДВГ...

Проект на тему: Царство льдов и снегов!

Проект в вальдорфской группе "Родничок" на тему "Царство льдов и снегов"!...

"Царство льдов"

наглядный макет для изучения особенностей природы Арктики...

Животные льдов

презентация...

Образовательный проект "Край вечных льдов"

Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы, в ходе реализации которого дети узнают о природе Арктики и о российских путешественниках-исследователях северных широт прошлого ...

Проект "Обитатели льдов"

Проект "Обитатели льдов"...