Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в царство льдов»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Большакова Надежда Александровна

Формирование представлений об особенностях природных условий крайнего Севера и Арктических территорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_tsarstvo_ldov.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Конспект

занятия

с детьми подготовительной к школе

 группы компенсирующей направленности

для детей с задержкой психического развития

Тема:

«Путешествие в царство льдов»

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог

Н.А.Большакова

Декабрь  2016

Образовательные задачи: 

  • Расширять кругозор детей.
  • Продолжать уточнять и систематизировать представления детей об  Арктике и Антарктиде, о жизни  животных, которые там обитают.
  • Закреплять у детей знания через учебные задания и игровые моменты.  
  • Активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно - развивающие задачи: 

  • Развивать интерес к жизни животных и птиц севера.
  • Упражнять детей в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, родственных слов, антонимов.
  • Развивать связную речь детей, умение правильно строить фразы, учить детей составлять рассказ о белом медведе, используя полученную на занятиях информацию и  схему при составлении рассказов.
  • Продолжать развивать у детей любознательность,  умственную активность,  внимание и память.
  • Развитие интегративных качеств.    

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать, бережное отношение к животным.  Вызывать интерес к жизни белых медведей.
  • Учить детей доброте, отзывчивости, умению активно переживать за того, кто попал в беду, стремиться его выручить.
  • Воспитывать  чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Технологии:

  • Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика,  динамическая пауза, гимнастика для глаз).
  • Игровые (дидактические игры и упражнения, создание игровой мотивации).
  • Информационно-коммуникационные (беседа просмотр слайдов презентации).

Материал и оборудование:

 Презентация, Белый медвежонок, «снежок», магнитофон, фонограмма «Танец», разрезные картинки животных Севера.

Предварительная работа: 

  • Просмотр презентаций и беседы с детьми по теме, рассматривание иллюстраций, загадки, стихи о животных, нахождение местообитания животных холодных стран на карте. Могут, ли встретится, белый медведь и пингвины? (исследовательская работа). Выставка рисунков «Животные севера».

Ход:

I часть

Педагог: Давайте посмотрим на наш календарь ожидания Нового года.

 Какое сегодня число? Давайте посчитаем, сколько дней осталось до нового года? Сегодня письмо нам принес  Снеговик. Хотите узнать, что в нем написано? ( Да).

Тогда садитесь поудобнее, ноги поставьте вместе, спинки ровненькие и слушайте внимательно.

             Письмо « Дорогие ребята! Я прошу вас, помогите  медвежонку».

Педагог: А что же случилось и где этот медвежонок?

Ой, да вот он. Здравствуй Медвежонок, как ты сюда попал?

Медвежонок. У-у-у! Я заблудился. Услышал незнакомые человеческие голоса, испугался. Я к маме хочу, я к папе хочу. Помогите мне, пожалуйста, их найти.

Педагог: Ребята, давайте  успокоим  медвежонка, пожалейте его, скажите ему добрые слова. (Дети говорят медвежонку добрые слова)

Педагог: Ребята давайте сейчас вспомним, что мы сегодня получили? (письмо). От кого оно? (от Снеговика). Что в нем было написано? О чем он просил? (Он просил помочь  медвежонку).

Что нам надо сделать?  (найти маму и папу медвежонка)

II часть

Медвежонок: Вы поможете мне найти маму и папу?

Педагог: Конечно, мы поможем тебе найти папу и маму. А как тебя зовут?

Медвежонок. А вы читать умеете? Вот здесь написано.

Педагог: Ребята, имя зашифровано, давайте попробуем расшифровать  (дети расшифровывают ребус).

Медвежонок. Правильно, меня зовут Умка. Давайте познакомимся. (Дети называют свои имена)

Педагог:  Умка расскажи нам о маме  и папе.

Медвежонок. А догадайтесь и скажите, какой мой папа? (Игра «Скажи наоборот»)

Он не маленький, а….. (большой).

Он не черный, а ….. (белый).

Он не слабый, а ……. (сильный).

Он не травоядный, а ……. (хищный).

Он не злой, а…….(добрый)

У него шерсть не короткая, а…….  (длинная)

Медвежонок. А теперь ответьте, какая у меня мама? (Игра «Составь слово»)

У неё черный нос, она какая?

У неё черные глаза?

У неё длинная шерсть?

У неё широкие лапы?

У неё острые зубы?

Медвежонок. А кто я? (Медвежонок.) (Игры «Один-много», «Чей, чья, чьи?»)

А если много?

Кто мой папа? А если много?

Кто моя мама? А если много?

Берлога у нас в  снегу? Она чья?

Короткий хвост, скрытый в белом меху? Он чей?

Огромные следы на снегу? Они чьи?

Громкое рычание? Оно чье?

Педагог: Медвежонок, а где же ты живешь, где искать твоих маму и папу?

Медвежонок: Я живу там, где вокруг много  снега и льдов

Педагог: Давайте посмотрим на глобусе, где такое место. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика - на севере.

Давайте посмотрим, как выглядят эти полюса.

Просмотр презентации

- Это Арктика -центральная часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков, царство снега и льда

- Самое холодное место планеты - Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе.

-А какие животные могут выжить в таких условиях. Давайте на них посмотрим.

(Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Обитают пингвины только в Антарктиде на южном полюсе

Белый медведь — крупное красивое животное до 800 кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Белый медведь занесён в Красную книгу. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины.  Вот среди льдов Арктики на северном полюсе  и живут белые медведи.

 

Педагог: Давайте попробуем составить картинки, на которых изображены эти животные (Игра «Разрезные картинки»).

Педагог: Мы с вами увидели, где находится северный и южный полюс.  Познакомились с животными  и выяснили, что белые медведи живут в Арктике, на северном полюсе. А мы где с вами живем? Как добраться?

Физкультминутка «Полет на самолете»

Педагог: Вот мы и прилетели. Оглядимся. Интересно куда мы попали на южный или северный полюс? Вокруг ни души: ни людей, ни зверей. Наверное, животные испугались гула самолёта и попрятались. А давайте посмотрим в бинокли.

Пальчиковое упражнение «Бинокли»

Педагог: Направо, налево, вперед, вверх. Никого не видно (Игра «Нет кого?»)

Каких животных не видно? Нет кого? (белых медведей, песцов, тюленей, моржей…)

Педагог: Но нам надо найти маму медвежонка. Смотрите, кто-то идет нам навстречу, ой кто это?

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда... (Пингвин )

 Педагог: Ребята. А где живут пингвины? Да, пингвины обитают на Южном полюсе, в Антарктиде, где нет хищников. А белые медведи одни из самых крупных хищников  и живут они на разных полюсах.

Медвежонок: Ребята, а давайте расскажем пингвинам о белых медведях. Ведь они ничего о нас не знают (Игровое упражнение «Что ты знаешь о белых медведях?»

(Дети рассказывают с опорой на схему-модель)

Педагог: Ну, что же мы будем делать? Придется нам снова отправляться в полет.  Динамическая пауза «Полет на самолете»

Смотрите сколько снега, а давайте поиграем со снежком.

Пальчиковая игра со снежком

Ловко со снежком играем

И предлоги называем.

На руке и под рукой,

Из-под кисти на покой.

Над рукой снежочек пляшет,

И под ней теперь лежит.

Между пальцев подержу

Один, два, три

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью подержу,

Сзади спрячу и покажу.

Вот по пальцах снежок пляшет,

По руке теперь бежит.

Сверху левой, снизу правой –

Я снежок катаю браво.

III часть

Педагог: А вот кто-то приближается,  плывет на льдине (Игра «4-лишний»)

Ой, что-то не так, кто лишний? (ответы детей)

Педагог: А вот и мама медведица

Посмотрите, дети, как Умка обрадовался.

Медвежонок. Мама, это ребята из детского сада

Они помогли мне найти тебя. Они очень добрые. Они много знают о нас – белых медведях.

Медведица. Спасибо вам! Молодцы! Хочу поблагодарить вас и подарить вам сахарные снежки, которые лежат  на льдине (Дети благодарят, прощаются.)

Педагог: Пора нам домой возвращаться - «На одной ножке покрутись, в детский сад ты возвратись».

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?

Было интересно? А вы хотели бы рассказать о своем путешествии своим родителям и друзьям? А давайте сделаем книгу с рисунками о нашем путешествии. Как она будет называться?

Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы добрые, веселые и отзывчивые. Я рада за вас и уверена, что вы придете на помощь  любому  попавшему в беду. Вы молодцы!

Педагог: Медвежонок, а где же ты живешь, где искать твоих маму и папу?

Медвежонок: Я живу там, где вокруг много  снега и льдов

Педагог: Давайте посмотрим на глобусе, где такое место. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика - на севере.

Давайте посмотрим, как выглядят эти полюса.

Просмотр презентации

1 - Это Арктика - центральная часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков, 2 царство снега и 3 льда

4 - Самое холодное место планеты - Антарктида, 5 и 6  закованный в лёд материк на Южном полюсе.

-А какие животные могут выжить в таких условиях.

                        Давайте на них посмотрим.  (с 7 по 16 - пингвины)

(Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Обитают пингвины только в Антарктиде на южном полюсе

17 - Белый медведь — крупное красивое животное до 800 кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Белый медведь занесён в Красную книгу. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины.  Вот среди льдов Арктики на северном полюсе  и живут белые медведи.

  Педагог: Давайте попробуем составить картинки, на которых изображены эти животные (Игра «Разрезные картинки»).

Педагог: Мы с вами увидели, где находится северный и южный полюс.  Познакомились с животными  и выяснили, что белые медведи живут в Арктике, на северном полюсе. А мы где с вами живем? Как добраться?

Физкультминутка «Полет на самолете» (18 -розовый лед)

Педагог: Вот мы и прилетели. Оглядимся. Интересно куда мы попали на южный или северный полюс? Вокруг ни души: ни людей, ни зверей. Наверное, животные испугались гула самолёта и попрятались. А давайте посмотрим в бинокли.

Пальчиковое упражнение «Бинокли»

Педагог: Направо, налево, вперед, вверх. Никого не видно (Игра «Нет кого?»)

Каких животных не видно? Нет кого? (белых медведей, песцов, тюленей, моржей…)

Педагог: Но нам надо найти маму медвежонка. Смотрите, кто-то идет нам навстречу, ой кто это?

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда... (Пингвин ) (клик мышкой)

 Педагог: Ребята. А где живут пингвины? Да, пингвины обитают на Южном полюсе, в Антарктиде, где нет хищников. А белые медведи одни из самых крупных хищников  и живут они на разных полюсах.

Медвежонок: Ребята, а давайте расскажем пингвинам о белых медведях. Ведь они ничего о нас не знают (Игровое упражнение «Что ты знаешь о белых медведях?»

(19 – схема)

(Дети рассказывают с опорой на схему-модель)

Педагог: Ну, что же мы будем делать? Придется нам снова отправляться в полет.  Динамическая пауза «Полет на самолете» (20- снега)

Сморите сколько снега, а давайте поиграем со снежком.

Пальчиковая игра со снежком

Ловко со снежком играем.... Я снежок катаю браво.

Педагог: А вот кто-то приближается,  плывет на льдине (Игра «4-лишний») (21)

Ой, что-то не так, кто лишний? (ответы детей)

Педагог: А вот и мама медведица (22-медведица)

Посмотрите, дети, как Умка обрадовался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»

Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Откуда хлеб пришел?»

Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания зерна и изготовлении хлебобулочных изделий....

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зимующие птицы»

Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц. Закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц....