Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зимующие птицы»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Фокина Зоя Алексеевна

Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц. Закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fokina_z.a._zimuyushchie_ptitsy_.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в подготовительной  группе

компенсирующей направленности

(для детей с задержкой психического развития)

Тема: «Зимующие птицы»

Составила:  

                                                                                     воспитатель

высшей квалификационной

категории

Фокина З.А.

.

2018

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах.

 Задачи:  

Образовательные задачи:

  • Уточнить  и систематизировать  представления детей  о зимующих и перелётных птицах.
  • Уточнить  представления о том, чем питаются птицы зимой
  • Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц.
  • Закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц.

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.
  • Закреплять  умение  различать птиц по внешнему виду и называть их.
  • Развивать у детей умение сравнивать, анализировать, высказывать предположения.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
  • Расширять  и активизировать словарь детей,

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  любовь к птицам, желание заботиться о них.
  • Воспитывать  бережное отношение к птицам.
  • Создать положительный эмоциональный фон, настрой на совместную работу, умение работать коллективно.

Виды деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная: диалоги, ответы на вопросы, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
  • Двигательная: физкультминутка.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное  развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Технологии:

  • Игровые
  • Проблемного обучения
  • ИКТ

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах, презентация «Зимующие птицы».

Работа с родителями: 

• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад.

• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

• Заучивание стихотворений про зимующих птиц.

• Отгадывание загадок про зимующих птиц.

• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Материал и оборудование: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки, снежное дерево, магнитная доска, материал для коллажей, два ватмана, клей, салфетки, фломастеры, аудиозапись с пением птиц.

Словарная работа: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел, ласточка, журавль, скворец, грач, уточки, зимующие, перелётные, кормушки, гнездо, птенцы, летают, поют.

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель:

Зимний лес в объятьях тишины,
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош,
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож,
На хрустально - ледяное царство.
Воспитатель: 

Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? 
(Звучит запись «Голоса птиц».)
Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

Воспитатель: 

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

Воспитатель:

Игра «Узнай птицу по словесному описанию» (слайды с правильными ответами).

1. Эта маленькая серенькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, овальным  туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Воспитатель: 

 Молодцы,  ребята, узнали всех птиц.

Ребята, посмотрите, у меня картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными,  давайте с вами посадим зимующих птиц, на снежное дерево.

(Ответы детей: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел).

Воспитатель: Ребята, почему остались картинки с изображением ласточки, журавля, скворца, грача, уточки?

Правильно, потому что эти птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

Игра «Разрезные картинки»

Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.

Воспитатель:  Молодцы, хорошо справились с заданием.

А сейчас давайте превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птички»

Ну-ка, птички, полетели -  Дети медленно бегут друг за другом.

Полетели и присели - Медленно приседают.

Поклевали зернышки - Наклоны головы сверху вниз.

Поиграли в полюшке - Кружатся на месте.

Водичку попили - Наклоны головы сверху вниз.

Перышки помыли - Ставят руки на пояс, двигают локтями.

В стороны посмотрели - Смотрят по сторонам.

И на стулья тихо сели.

Воспитатель: 

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы прокормиться.

Мы кормушку смастерим

И насыплем корма им.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали  осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

Игра: «Кто как голос подает»

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? каждая птица своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (ЗАПИСЬ)  (ответы детей).

А теперь скажите:

Воробей – что делает? - чирикает

Ворона – что делает? - каркает

Сорока – что делает? - стрекочет

Синица – что делает? - щебечет

Снегирь – что делает? - посвистывает

Дятел – что делает? - трещит

Сова – что делает? - ухает

Воспитатель:  Молодцы! А теперь предлагаю вам поиграть  в игру «Верю - не верю». Вспомним особенности  наших птиц. Если я говорю верный ответ,  вы хлопаете в ладоши, если нет – сидите тихо.

Клесты выводят птенцов зимой. У синицы желтая грудка. У воробья большой сильный клюв (не верим). У сороки длинный хвост. У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим). Ворона питается остатками пищи. Клесты любят семена шишек. Молодцы! Ни кто не ошибся.

Воспитатель:   Молодцы, ребята! Сегодня мы много говорили о птицах.  

Предлагаю разделиться вам на две команды и сделать коллажи о зимующих и перелётных птицах (дети выполняют задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»

Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Откуда хлеб пришел?»

Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания зерна и изготовлении хлебобулочных изделий....

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....