Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Большакова Надежда Александровна

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_lyuboznayka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Конспект

занятия по познавательному развитию

с детьми старшей группы

 компенсирующей направленности

для детей с задержкой психического развития

Тема:

«Путешествие в страну Любознайка»

Технологии:

Здоровьесберегающие

Игровые

ТРИЗ

Развивающего обучения

Подготовила и провела

Апрель   2017

Задачи 

 Образовательные:

  • Закрепление знаний детей о профессиях людей и орудиях труда.
  • Закреплять представления детей о профессиях людей, орудиях труда, обогащать активный словарь.
  • Активизировать лексический материал по темам «Зима», «Весна».
  • Учить детей размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи.

Коррекционно - развивающие:

  • Упражнять в подборе слов – «противоположностей» (антонимы),  закреплять представления о многозначных словах (существительные)
  • Развивать связную речь детей, учить задавать логические вопросы, используя технологию ТРИЗ.
  • Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать воображение и фантазию дошкольников.
  • Развивать координацию речи с движением.

 Воспитательные:

  • Воспитывать чувство уважения к людям труда.
  • Преодолевать психологическую инерцию у детей

Технологии:

  • Здоровьесберегающие (релаксационная минутка)
  • Игровые (дидактические игры и упражнения)).
  • Коммуникативные (беседа, речевые игры).
  • Развивающего обучения
  • ТРИЗ

Оборудование:

 Предметные картинки по лексической теме «Профессии», конверты, фонограмма, разрезные картинки «Музыкальные инструменты», карточки «Узнай по контуру»,  мяч.

 Предварительная работа:

  • Работа по составлению загадок по ТРИЗ.
  • Беседа о профессиях и орудиях труда.
  • Применение приема «вхождение в воображаемую картинку с использованием 5 чувств» (ТРИЗ).
  • Разучивание речи с движением «Посуда»
  • Работа с антонимами и многозначными словами.

 Ход занятия

Организационный момент.

 Педагог:  

 Ребята, сегодня мы с вами опять отправимся  в путешествие в страну Любознайку.

 Вы помните наше прошлое путешествие?

 Кто нас ждал там? (Мудрая сова)

Вот и сегодня мы отравимся к мудрой сове, но сначала давайте вспомним.

— Какое сейчас время года? (весна)

Ребята, вы рады, что весна наступила?

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

— А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

— Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

— Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете?

Дидактическая игра «Наоборот»

Зима ушла, а весна… пришла

Зима холодная, а весна… теплая.

 Зимой солнце морозит, а весной… греет.

 Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.

 Зимой надевают шубы, а весной … куртки

Основная часть

Педагог:  

Ну, молодцы.  На чем мы отправимся в путешествие сегодня? (ответы детей)

Я предлагаю отправиться в путешествие на облаке.

Давайте представим, какое оно (белоснежное, мягкое, прозрачное, легкое, пушистое, воздушное). Что можно почувствовать, находясь в воздухе на облаке? (воздух чистый, свежий, прохладный легкий ветер обдувает кожу, небо голубое, высокое, слышны птичьи голоса и т.п.)

 Закройте глаза и давайте представим, как мы летим на облаке.  (Звучит спокойная мелодия)

«Мы на легком, белоснежном облаке, расправим руки, словно крылья и отправимся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы окажемся в стране Любознайка  

 (дети открывают глаза), появляется игрушка Сова

Мудрая сова: Приветствую вас, дорогие ребята! Предлагаю вам сегодня побыть сыщика, вы знаете кто это? (Ответы детей) Предлагаю  вам найти вот этих людей, информация о них находится вот в этих конвертах, а живут они на  улице Похожестей - Непохожестей и Противоположностей. Педагог: Вот так задание приготовила для нас мудрая сова. Как вы думаете, мы справимся?

1 конверт

Давайте посмотрим, о ком информация в первом конверте

 (картинки «скрипка», «ноты», «скрипичный ключ»)

 Человека, какой профессии мы будем искать? (Музыкант)

 Педагог: Верно, как вы догадались? ( Музыкальный инструмент, ноты необходимы музыканту)

 Педагог: Чем занимается  музыкант? ( Музыкант создает определенное настроение жителям города с помощью игры на музыкальном инструменте.

 Педагог: Какая бывает музыка?

 Громкая – тихая

 Быстрая – медленная

 Грустная – веселая

 Педагог: Ребята, посмотрите, на нотах изображен скрипичный ключ, а какие еще бывают ключи?

ключ дверной, гаечный, ключ – родник (выкладывать поочередно картинки на фланелеграф)

Дверной ключ открывает замки, гаечный откручивает гайки и нужен автомеханику, родник – источник чистой воды, скрипичный ключ «открывает» нотный стан).

Педагог:

 Послушайте стихотворение об этих ключах:

 Много разных есть ключей:

 Ключ - родник среди камней,

 Ключ скрипичный, завитой,

 И обычный ключ дверной.

 Прикрутить вам гайку надо?

 Гаечный ключ будет рядом.

 Как вы убедились, слово ключ имеет много значений. Такие слова называются многозначными.

Педагог: А где работает музыкант? (концертный зал, театр…)

Давайте посмотрим вокруг, может найдем его (дети находят картинку с изображением театра и около нее музыканта)

Педагог: А вот и музыкант он приготовил для вас игру

Игра «Собери картинку»

 (разрезные картинки «Музыкальные инструменты»)

Педагог: А теперь перейдем ко второму конверту.

2 конверт (картинки «шприц», «таблетки», «градусник» и т.д.)

 Человека, какой профессии мы будем искать?( Врач)

Педагог:  Как вы догадались? ( Эти предметы нужны врачу для работы)

 Педагог:   Почему важна профессия врача? ( Врач лечит людей, назначает лекарства и процедуры, следит за здоровьем людей)

  Врачу для работы нужен шприц. У шприца есть игла. А где или у кого еще можно встретить иглы?

Посмотрите картинки  и назовите (выложить «хвойные иглы», «иглы у дикобраза», «швейная игла», «игла у шила», «иглы у кактуса»)

 Это тоже многозначные слова.

 Какая бывает игла?

 длинная – короткая

 толстая – тонкая

 тупая – острая

Педагог: А где работает врач? (больница, поликлиника, на скорой помощи…)

Давайте посмотрим вокруг, может, найдем его (дети находят картинку с изображением больницы и около нее врача)

Игра «Узнай по контуру»

Педагог:  Перейдем к третьему конверту

 3 конверт (картинки: «кастрюля», «продукты», «поварешка», «колпак»)

 Педагог: Кого мы ищем? (повара)

 (посуда и продукты  нужны повару для работы).

 Педагог: Посмотрите, вот  он машет нам рукой, давайте расскажем  ему о посуде (дети находят картинку с изображением повара)

Речь с движением «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник.

Да фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

И фарфоровые блюдца,

Только стукни, разобьются.

Да серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

И пластмассовый поднос,

Он посуду нам принёс.

Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».

Присели,  руки поставили на пояс.

Кружатся, рисуя руками в воздухе круг. Хлопают в ладоши, топают.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вытянули руки вперед

 

Педагог: Ребята мы нашли тех, людей, информация о которых была в конвертах. Это музыкант, врач и повар. А давайте вспомним, какие ещё есть профессии.

Игра «Кто, чем занимается?»

строитель - строит

 носильщик (носит)

чертежник (чертит)

рабочий (работает)

 уборщица (убирает)

художник (рисует) и т.д.

Педагог: Посмотрите, летит сова, Мудрая сова

Мудрая сова: молодцы вы настоящие сыщики. Вот вам сундучок, угадайте, что там.

Игра «Да-нет»

(Дети задают вопросы, мудрая сова отвечает «да» или «нет».  Дети угадывают, что в коробке мяч )

Игра «Лови, бросай, кем будешь, называй»

А теперь нам пора возвращаться! Поблагодарим мудрую сову  за интересную прогулку, и попрощаемся с ней.  Садимся на наше волшебное облако и отправляемся обратно.  (музыка)

 С возвращением!

Заключительная часть

 Где же мы сегодня с Вами побывали, ребята? (в гостях у жителей города загадок, на улице Похожестей - Непохожестей и Противоположностей). С какими профессиями вы сегодня познакомились? (повар, врач, музыкант). Чему вы научились? (собирать картинку,  угадывать что в сундучке, подбирать слова). Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»

В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»

Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....