Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Большакова Надежда Александровна

    Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_lyuboznayka.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

     Санкт-Петербурга

    Конспект

    занятия по познавательному развитию

    с детьми старшей группы

     компенсирующей направленности

    для детей с задержкой психического развития

    Тема:

    «Путешествие в страну Любознайка»

    Технологии:

    Здоровьесберегающие

    Игровые

    ТРИЗ

    Развивающего обучения

    Подготовила и провела

    Апрель   2017

    Задачи 

     Образовательные:

    • Закрепление знаний детей о профессиях людей и орудиях труда.
    • Закреплять представления детей о профессиях людей, орудиях труда, обогащать активный словарь.
    • Активизировать лексический материал по темам «Зима», «Весна».
    • Учить детей размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи.

    Коррекционно - развивающие:

    • Упражнять в подборе слов – «противоположностей» (антонимы),  закреплять представления о многозначных словах (существительные)
    • Развивать связную речь детей, учить задавать логические вопросы, используя технологию ТРИЗ.
    • Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
    • Развивать воображение и фантазию дошкольников.
    • Развивать координацию речи с движением.

     Воспитательные:

    • Воспитывать чувство уважения к людям труда.
    • Преодолевать психологическую инерцию у детей

    Технологии:

    • Здоровьесберегающие (релаксационная минутка)
    • Игровые (дидактические игры и упражнения)).
    • Коммуникативные (беседа, речевые игры).
    • Развивающего обучения
    • ТРИЗ

    Оборудование:

     Предметные картинки по лексической теме «Профессии», конверты, фонограмма, разрезные картинки «Музыкальные инструменты», карточки «Узнай по контуру»,  мяч.

     Предварительная работа:

    • Работа по составлению загадок по ТРИЗ.
    • Беседа о профессиях и орудиях труда.
    • Применение приема «вхождение в воображаемую картинку с использованием 5 чувств» (ТРИЗ).
    • Разучивание речи с движением «Посуда»
    • Работа с антонимами и многозначными словами.

     Ход занятия

    Организационный момент.

     Педагог:  

     Ребята, сегодня мы с вами опять отправимся  в путешествие в страну Любознайку.

     Вы помните наше прошлое путешествие?

     Кто нас ждал там? (Мудрая сова)

    Вот и сегодня мы отравимся к мудрой сове, но сначала давайте вспомним.

    — Какое сейчас время года? (весна)

    Ребята, вы рады, что весна наступила?

    Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

    — А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

    — Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

    — Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете?

    Дидактическая игра «Наоборот»

    Зима ушла, а весна… пришла

    Зима холодная, а весна… теплая.

     Зимой солнце морозит, а весной… греет.

     Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.

     Зимой надевают шубы, а весной … куртки

    Основная часть

    Педагог:  

    Ну, молодцы.  На чем мы отправимся в путешествие сегодня? (ответы детей)

    Я предлагаю отправиться в путешествие на облаке.

    Давайте представим, какое оно (белоснежное, мягкое, прозрачное, легкое, пушистое, воздушное). Что можно почувствовать, находясь в воздухе на облаке? (воздух чистый, свежий, прохладный легкий ветер обдувает кожу, небо голубое, высокое, слышны птичьи голоса и т.п.)

     Закройте глаза и давайте представим, как мы летим на облаке.  (Звучит спокойная мелодия)

    «Мы на легком, белоснежном облаке, расправим руки, словно крылья и отправимся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы окажемся в стране Любознайка  

     (дети открывают глаза), появляется игрушка Сова

    Мудрая сова: Приветствую вас, дорогие ребята! Предлагаю вам сегодня побыть сыщика, вы знаете кто это? (Ответы детей) Предлагаю  вам найти вот этих людей, информация о них находится вот в этих конвертах, а живут они на  улице Похожестей - Непохожестей и Противоположностей. Педагог: Вот так задание приготовила для нас мудрая сова. Как вы думаете, мы справимся?

    1 конверт

    Давайте посмотрим, о ком информация в первом конверте

     (картинки «скрипка», «ноты», «скрипичный ключ»)

     Человека, какой профессии мы будем искать? (Музыкант)

     Педагог: Верно, как вы догадались? ( Музыкальный инструмент, ноты необходимы музыканту)

     Педагог: Чем занимается  музыкант? ( Музыкант создает определенное настроение жителям города с помощью игры на музыкальном инструменте.

     Педагог: Какая бывает музыка?

     Громкая – тихая

     Быстрая – медленная

     Грустная – веселая

     Педагог: Ребята, посмотрите, на нотах изображен скрипичный ключ, а какие еще бывают ключи?

    ключ дверной, гаечный, ключ – родник (выкладывать поочередно картинки на фланелеграф)

    Дверной ключ открывает замки, гаечный откручивает гайки и нужен автомеханику, родник – источник чистой воды, скрипичный ключ «открывает» нотный стан).

    Педагог:

     Послушайте стихотворение об этих ключах:

     Много разных есть ключей:

     Ключ - родник среди камней,

     Ключ скрипичный, завитой,

     И обычный ключ дверной.

     Прикрутить вам гайку надо?

     Гаечный ключ будет рядом.

     Как вы убедились, слово ключ имеет много значений. Такие слова называются многозначными.

    Педагог: А где работает музыкант? (концертный зал, театр…)

    Давайте посмотрим вокруг, может найдем его (дети находят картинку с изображением театра и около нее музыканта)

    Педагог: А вот и музыкант он приготовил для вас игру

    Игра «Собери картинку»

     (разрезные картинки «Музыкальные инструменты»)

    Педагог: А теперь перейдем ко второму конверту.

    2 конверт (картинки «шприц», «таблетки», «градусник» и т.д.)

     Человека, какой профессии мы будем искать?( Врач)

    Педагог:  Как вы догадались? ( Эти предметы нужны врачу для работы)

     Педагог:   Почему важна профессия врача? ( Врач лечит людей, назначает лекарства и процедуры, следит за здоровьем людей)

      Врачу для работы нужен шприц. У шприца есть игла. А где или у кого еще можно встретить иглы?

    Посмотрите картинки  и назовите (выложить «хвойные иглы», «иглы у дикобраза», «швейная игла», «игла у шила», «иглы у кактуса»)

     Это тоже многозначные слова.

     Какая бывает игла?

     длинная – короткая

     толстая – тонкая

     тупая – острая

    Педагог: А где работает врач? (больница, поликлиника, на скорой помощи…)

    Давайте посмотрим вокруг, может, найдем его (дети находят картинку с изображением больницы и около нее врача)

    Игра «Узнай по контуру»

    Педагог:  Перейдем к третьему конверту

     3 конверт (картинки: «кастрюля», «продукты», «поварешка», «колпак»)

     Педагог: Кого мы ищем? (повара)

     (посуда и продукты  нужны повару для работы).

     Педагог: Посмотрите, вот  он машет нам рукой, давайте расскажем  ему о посуде (дети находят картинку с изображением повара)

    Речь с движением «Посуда»

    Вот большой стеклянный чайник

    Очень важный, как начальник.

    Да фарфоровые чашки,

    Очень хрупкие, бедняжки.

    И фарфоровые блюдца,

    Только стукни, разобьются.

    Да серебряные ложки,

    Голова на тонкой ножке.

    И пластмассовый поднос,

    Он посуду нам принёс.

    Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».

    Присели,  руки поставили на пояс.

    Кружатся, рисуя руками в воздухе круг. Хлопают в ладоши, топают.

    Потянулись, сомкнули руки над головой.

    Вытянули руки вперед

     

    Педагог: Ребята мы нашли тех, людей, информация о которых была в конвертах. Это музыкант, врач и повар. А давайте вспомним, какие ещё есть профессии.

    Игра «Кто, чем занимается?»

    строитель - строит

     носильщик (носит)

    чертежник (чертит)

    рабочий (работает)

     уборщица (убирает)

    художник (рисует) и т.д.

    Педагог: Посмотрите, летит сова, Мудрая сова

    Мудрая сова: молодцы вы настоящие сыщики. Вот вам сундучок, угадайте, что там.

    Игра «Да-нет»

    (Дети задают вопросы, мудрая сова отвечает «да» или «нет».  Дети угадывают, что в коробке мяч )

    Игра «Лови, бросай, кем будешь, называй»

    А теперь нам пора возвращаться! Поблагодарим мудрую сову  за интересную прогулку, и попрощаемся с ней.  Садимся на наше волшебное облако и отправляемся обратно.  (музыка)

     С возвращением!

    Заключительная часть

     Где же мы сегодня с Вами побывали, ребята? (в гостях у жителей города загадок, на улице Похожестей - Непохожестей и Противоположностей). С какими профессиями вы сегодня познакомились? (повар, врач, музыкант). Чему вы научились? (собирать картинку,  угадывать что в сундучке, подбирать слова). Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»

    В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....

    Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»

    Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...

    КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с использованием здоровесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «На птичьем дворе»

    Уточнить и систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Закреплять у детей знания через ...

    Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

    Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

    Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

    Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....