Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Литвинова Елена Викторовна

Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasny_zvuk_sh_bukva_sh_2.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Конспект

занятия

с детьми подготовительной к школе

 группы компенсирующей направленности

для детей с задержкой психического развития

Тема:

«Согласный звук [ш], буква Ш.»

Технологии:

 Здоровьесберегающие.

                                                                             Игровые.

 Коммуникативные

Развивающего обучения

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог

Е.В. Литвинова

Март  2016

Цель: 

Познакомить с согласным звуком [Ш], буквой Ш.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать правильное произношение звука  [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах;
  • Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина).
  • Совершенствовать деление слов на слоги. Познакомить с написанием буквы  Ш, правилом написания слов с «ши»;
  • Упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику;
  • Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Технологии:

  • Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика,  динамическая пауза, пальчиковая гимнастика ).
  • Игровые (дидактические игры и упражнения, создание игровой мотивации).
  •  Коммуникативные (беседа, речевые игры).

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: 

 Предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], карточка с буквой «Ш», простые и цветные карандаши, тетради.

Демонстрационный материал:

Звуковой домик, набор картинок, буква «Ш».

Раздаточный материал:

тетради в клетку, простые карандаши, цветные карандаши,  счётные палочки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Педагог:  

 Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Отгадайте с каким.  Педагог перечисляет слова: шишка, машина, шоколад, шапка. Какой звук встречается во всех этих словах? (звук [ш])

Я хочу рассказать вам историю про  этот звук. Жил да был звук «ш».  Долго искал он , где бы  поселиться. Наконец он  решил  поселиться у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумал  звук «Ш».

Он сделал домик и поселился у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости леса. А звук «Ш» старался  им помогать .

Основная часть

Педагог:  

Ребята, давайте представим что мы камыши, которые качает ветер. Педагог предлагает детям  поднять руки вверх и пошуметь (ш-ш-ш).

Педагог:  

 При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш». «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш]. Дрожит горлышко?

Характеристика звука.

 - Запомните: звук [ш] – согласный, потому что воздух встречает преграду; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком. 

Фонетическая зарядка

1. Как шипит змея?  (Ш-ш-ш)

2. Как шипит гусь?  (Ш-ш-ш)

3. Что надеваем мы зимой, чтобы не замерзнуть? Какие теплые вещи? (Шубу,  шапку, шарф).

5. Какой звук вы слышите в начале  этих слов (звук Ш). Какой это звук?

Игровое задание «Чудесные палочки».

 Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.  Показ буквы. Выкладывание  буквы  Ш из палочек.

Педагог:  

Сколько элементов в букве?

 На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.      

Размещение буквы  в звуковом  домике : второй этаж (вторая строка снизу).

Педагог:  

Сколько элементов в написании буквы? - На что похожа буква Ш?

 Педагог:  

Ребята, рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат. - Выберите только те, в названии которых есть звук [ш]. Дети выбирают картинки и размещают их на фланелеграфе.

 - Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)  - А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).

Д/у: «Новые слова».  Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово: чашка – шашка дар – шар,  маг – шаг мышка – шишка,  мыло – шило,  тапки – шапки ,кашка – шашка.

Д/у «Сбор урожая». - У буквы» Ш» есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами. Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.

Физминутка. - Потрудились в саду, устали, отдохнём. Поскорее в круг вставайте И зарядку начинайте. Потягушки, потянитесь! Поскорей, скорей проснитесь! По коленкам шлёп, шлёп, По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай, Можем хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой. Вправо можем, влево можем, И крест-накрест руки сложим.

 

Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши. Будем пальцы загибать. Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание Будьте вы теперь внимательны!. Средний мы сейчас загнём, Безымянный позовём. И мизинчик – молодец Опустился наконец! Получились кулачки, Застучали молотки: Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок. Вы послушайте свой стук!

 

Работа в тетрадях: - печатание букв Ш ш.

- звукобуквенный и слоговой анализ слова: шишка (знакомство с правилом написания «ши»).

Заключительная часть

Педагог:

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии? Что нового  узнали про эту букву и звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Звук [М]

ЦЕЛИ:- Познакомить со звуком «М».- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.- Закреплять навыки д...

«Мир большого спорта» Конспект сюжетно-ролевой игры «Фигурное катание» в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития

Конспект и презентация к сюжетно-ролевой игре "Фирурное катание".Цель: обогащение знаний о зимнем виде спорта Фигурное катание, развитие желания у детей использовать в сюжетно-ролевых играх Олимпийску...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития тема: «Парк пирамид»

Конспект занятия по разувитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с использованием конструктора LEGO. Цель занятия: закрепить и обобщить знания и пре...

Занятие по теме «Осень в гости к нам пришла» в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития

Занятие проводилось для детей 5-6 лет с задержкой психологического развития. На этом занятии были закреплены знания детей об осени. На занятии были использованы различные игры и упражнения, которые по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разновозрастной группы компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития (с 4 до 7 лет)

Рабочая программа разработана для детей с 4 до 7 лет компенсирующей направленности с задержкой псизического развития...