Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Откуда хлеб пришел?»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Литвинова Елена Викторовна

Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания зерна и изготовлении хлебобулочных изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_khleb_prishel.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

занятия

в подготовительной  группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Тема «Откуда хлеб пришел?»

Технологии:

Здоровьесберегающие

Игровые

Подготовила и провела

учитель-дефектолог

I квалификационной категории

Е.В. Литвинова

Санкт – Петербург

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания зерна и изготовлении хлебобулочных изделий.

Задачи :

Образовательные задачи:

  • Расширить  знания о процессе  выращивания хлеба;
  • Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • Систематизировать знания детей о машинах участвующих в выращивании и сборе урожая зерновых культур: трактор, сеялка, комбайн ;
  • Способствовать расширению представлений детей о способах изготовления муки (перемалывание зерна) и ее свойствах (мука мягкая, пушистая, белая, рассыпчатая, легкая);
  • Систематизировать знания детей о разнообразии  хлебобулочных изделий (батон, ватрушка, каравай, сушка, пирожок, рогалик);

 Коррекционно-развивающие задачи:

  • Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года».
  • Развивать грамматический строй речи. Активизировать в речи детей прилагательных характеризующих свойства хлеба, муки;
  • Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение.
  • Упражнять в лепке из соленого теста хлебобулочных изделий с использованием ранее усвоенных приемов  и способов лепки из пластелина 
  • Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.
  • Развивает   творческое  воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел
  • Развивать мелкую  моторику рук.

Воспитательные задачи: 

  • Формировать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать, бережное отношение к хлебу.
  • Воспитывать уважение  к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба;

Предварительная работа:  

-познавательные вечера «Сейчас узнаем»  (Как хлеб приходит на стол);

 -беседы с детьми о труде пекаря;

-чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе;

-знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба;

-рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций;

-«Лаборатория»-проращивание семян пшеницы;

-лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Булочки, баранки»;

-совместные выставки работ взрослых и детей «Слава хлебу на столе»;

Интеграция образовательных областей: 

 Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Технологии: 

  • Здоровье сберегающие: речь с движением, пальчиковая гимнастика
  • Игровые: словесные, дидактические игры.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации хлебобулочных изделий и сельскохозяйственной техники , а так же иллюстрации отображающие последовательность выращивания и уборки зерновых.

 Кукла би-ба-бо «бабушка», фланелиграф, музыка. Рецепт теста. Мука, соль, вода, стеки, клеенки, фартуки.

Ход занятия:

Организационная часть:

К нам в гости пришла бабушка. (У педагога на руке кукла би-ба-бо).  Посмотрите, она чем-то расстроена.  Кукла плачет.  

-От чего ты бабушка плачешь?

-Ой, миленькие! Беда, огорчение! Испекла я к обеду колобок, а он убежал, теперь нам с дедом и поесть нечего.

-Не печалься, бабушка,   наши ребятки  помогут, будет вам с дедом на обед хлебушек!

-Да где ж муки-то взять? Я ведь последнее выскребла.

- Бабушка, а какая тебе мука нужна? Она ведь разная бывает.

-Запамятовала я что-то.

-Ребята какая мука нужна чтобы испечь батон (пшеничный хлеб?), а какая мука нужна чтобы испечь серый (ржаной) хлеб? Как вы думаете колобок из какой муки был? (из пшеничной).

Скажите  где же выращивают хлеб? (в поле)

Значит нам нужно ехать на поле. Жди нас бабушка, привезем тебе муки.

-Ой, мои хорошие, буду вас здесь дожидаться.

Основная часть:

(Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машинах, подпрыгивают на кочке, приседают в яме, делают повороты влево - вправо, объезжая горку) .

Едем в поле

На кочку наехали,

В яму заехали,

Горку объехали

И на поле приехали!

(Дети подъезжают к  столу, рассматривают картину с изображением целины)

. Беседа о процессе выращивания хлеба.

- Как готовят поле? (пашут).  В какое время года вспахивают поле? Какую технику возьмем в помощь? (трактор с бороной)

-Что трактор делает с землей?

- Пашет, боронит землю.

- Как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Тракторист)

-Пашня готова! (на фланелиграф помещается картина с изображением вспаханного поля)

- Что делают потом? (засевают)

- Какая техника поможет засеять поле? (трактор с сеялкой)

- Как называется профессия человека, который работает на сеялке?

- Сеяльщик!       (выкладывается соответствующая иллюстрация)

-Вот поле и засеяли. Появились всходы, солнышко припекает, что нужно сделать, чтобы росточки не погибли? (полить).В какое время года требуется полив?

 - Какая техника поможет поливать? Молодцы все знаете! Давайте представим что мы зернышки. (Дети садятся на корточки )

 Физкультминутка                      

                                                    «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Сколько колосков выросло!

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе …(показ иллюстрации)

-В какое время года наступает жатва?

- Какая техника поможет убрать урожай?

- Комбайн!

- Как называется профессия человека, который работает на комбайне?

- Комбайнер!

- Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?

- Хлеборобы!

-Что же с этим зерном делать дальше? (отвезти на мукомольный завод)

-Правильно, зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

Давайте покажем как жернова перетирают зерна. (дети трут ладони друг о друга, а педагог читает стихотворение)

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут!

В порошок её сотрут!

Стали зернышки мукою.

(Погореловский)

-Давайте позовем бабушку.

-Вот тебе бабушка мука.

-Ай, да молодцы! А от меня вам секретный рецепт теста. Из этого теста поделки можно лепить. Бабушка прощается и уходит.

-Ну что ж ребята попробуем замесить тесто?

- Тогда надевайте фартуки!

Рецепт соленого теста:

2 стакана муки,

1/2 стакана воды, соль.

Готовим тесто, лепим.

 Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Практическая работа          

Педагог предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить Торт, то педагог объясняет детям, что нужно скатать толстую лепёшку и вырезать из неё ¼ часть как будто вы отрезали себе кусочек торта. Торт сверху можно украсить вылепленной из солёного теста вишенкой или свечкой.

Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.

Хлебную соломку лепим путём раскатывания теста прямыми движениями рук.

Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.

Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.

(Выполнение работы детьми)

Заключительная часть:

- Откуда же хлеб пришел?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия, предлагает поставить сушиться, для того, чтобы на следующем занятии раскрасит изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зимующие птицы»

Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц. Закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц....

Сценарий мероприятия ко Дню Матери в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Необычный подарок»

Мероприятие посвященное празднованию Дня матери в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности...