картотека "Пальчиковые игры Вологодского края"
картотека на тему

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, дети лучше усваивают стихотворные тексты; их речь становится более выразительной. В картотеке собраны пальчиковые игры нашего края, что особенно ценно для воспитания у детей любви к малой родине. Игры можно использовать для детей любого возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Картотека  

              «Пальчиковые игры Вологодского края»

                                                                              Составила воспитатель

                                                                              Ястребова И.Н.

                                                                              МАДОУ «Детский сад №8»

                                                                              г.Череповец

                                   «Птички»

Руки перекрещиваются, как крылышки на уровне запястья.

Перышки дрожат – шевелятся пальчики.

Крылышки машут – взмахи ладошками.

                                     «Ежик»

-  Маленький колючий ежик, до чего же ты хорош!

Вложить пальцы в замок, шевелить натянутыми пальцами

                                    «Наша курочка гуляла»

                                      Наша курочка гуляла,

                                      Травку свежую щипала

                                      И пила водицу

                                      Прямо из корытца.

Поставить руку локтем на стол, пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять руку вниз, курочка клюет.

                                     «Снежинки»

Вот летят снежинки, белые пушинки.        (вращают кистями рук)

Прямо к Маше на ладошки, поиграть хотят немножко.   (вытягивают ладошки)

Раз, два, три, четыре, пять, будем со снежком играть.    (лепят снежки)

Но нет снежинок, погляди, ты скорее их найди.  (оглядываются)

Где ж они?

Может за этим пальчиком спрятались?

Нет.  (разводят руки в стороны)

А за этим?    (и так далее)

Я не знаю.

Снежинки – то развеселились и в водичку превратились.

Растаяли снежинки, белые пушинки

                                         «Мышки»

В маленьком домишке   (показывают кулачки)

Жили – были мышки.     (разжимают кулачки)

Стали в прятки играть, мышку серую искать.

Спряталась мышка  (сжимают кулачки так, чтоб не было видно большого пальца)

Мышка – малышка, где же она?  Вот она!   (показывают большой палец)

                                              «Ягоды»

                                    С веток ягоды снимаю

Кисть руки висит, а второй рукой снимают ягодки с каждого ноготка.  Кисть поднята до уровня лица, пальцы собраны в щепотку

                                    И в лукошко собираю.

                                 Две ладошки вместе, как чашечка

                                   Ягод полное лукошко.

                             Ладошка над ладошкой, только с промежутком

                                   Я попробую немножко,

                                   Я поем еще чуть – чуть.

                                   Легче будет к дому путь   из ладошки в рот

                                   Я поем еще малинки

                                   Сколько ягодок в корзинке?   посмотреть в ладошки

                                   1, 2, 3, 4, 5    хлопки

                                   Снова буду собирать.             тарелочки

                                   «Под  высокой  сосной»

Под высокой сосной                     Ладонь правой руки вертикально поднята вверх,

                                                                пальцы  широко расставлены

Сидит зайка косой                           указательный и средний пальцы правой руки

                                                                подняты вверх, остальные соединены

Сидит зайка косой                           то же самое, только с левой рукой

Под высокой сосной.

   

                      «В лес всех выпустим зверей»

Этот пальчик – белочка, рыженькая девочка

Этот пальчик – зайчик, зайчик – попрыгайчик

Этот вот лисичка, хитрая сестричка

Этот мишенька – медведь, любит громко он реветь

Этот серенький волчок, получился кулачок.

Разожмем кулак скорей, в лес всех выпустим зверей.

                       Упражнение выполняется правой и левой руками, затем двумя

                                «Дружные братишки»

                 Собрались братишки, веселые мальчишки

                 Огородик свой вскопать, урожай собирать.

                                      Сжимают пальцы в кулак

                 Этот брат собрал капусту

                                 Поочередно разжимают пальцв

                 Этот брат собрал лучок,

                 Этот брат собрал картошку

                 Ну, а этот бурачок.

                 Этот братец постарался
                И сварил всем борщичок.

                 Ам!      Быстро сжимают пальцы в кулак

 «Ай, ши, ши, ши»

Ай, ши - ши, ши - ши, ши – ши,

(вращательные движения кистями рук)

Твои ручки хороши!

Прилетел на них комарик –

(поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца)

Удаленький сударик.

Прилетел жучок – усатый мужичок.

Прилетела бабочка – бабочка красавица.

Хочет всем понравиться.

Ну, а бабушка пчела всем им меду принесла.

Меду все наелись,

(расставляют широко пальчики)

Снова разлетелись!

                       «Мальчик – пальчик, где ты был?»

Ладошки находятся параллельно друг другу. Большие пальцы оттопырены вверх, разговаривают друг с другом

- Мальчик – пальчик, где ты был?      большой пальчик 4 раза наклоняется

- Долго по лесу бродил, - отвечает палец – На другой реке.

Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках,

Встретил белочку, синичку, встретил лося и лисичку.

Большой палец поочередно касается всех остальных пальцев

Всем подарки подарил   соединить руки

Всяк меня благодарил.   хлопают в ладоши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...