картотека "Подвижные народные игры Вологодского края"
картотека (подготовительная группа) на тему

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В этом и заключается актуальность темы моей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          КАРТОТЕКА  

                    «НАРОДНЫЕ ИГРЫ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»

                                                                            Составила воспитатель

                                                                            Ястребова И.Н.  

                                                                            МАДОУ «Детский сад №8»

                                                                            г.Череповец                  

                                        «Волк и овцы»

            Волк сидит на стуле. Дети подходят к волку и спрашивают его:

 «Волк, волк, разреши на твоей луговине травку пощипать»

Волк отвечает: «Щиплите, щиплите, только оставьте, на чем мне полежать»
                   Дети щиплют травку и, двигаясь к волку, говорят слова:

«Щиплем, щиплем травку,

Зеленую муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на носочки,

А серому волку – грязи на лопате»

                                                     Волк догоняет детей.

                                                                                                       

                                                   «Федул»

 

      Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит надувшийся Федул. 
                                         
Эй, Федул, 
                                   
Что губы надул? 
                                 
Ты не злись, не сердись, 
                                 
А ребятам улыбнись.
         
Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится
                                 
Ты немножко попляши,

                                 Дети хлопают в ладоши. 
                                 
Федул пляшет. 
                                 
Что нам делать прикажи! 
После песни Федул дает детям задания (поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т.д.), которые ребята показывают движениями.                                  

                                       «Жмурки»

Кот стоит с завязанными глазами в центре круга, дети спрашивают у него:

                          -  Кот,  кот, на чем стоишь?

                          -  На  квашне,

                          -  Что в  квашне?

                          -  Квас,

                          -  Лови мышей, а не нас.    (ловит)

                                      «Кот и мышь»

Дети сидят на лавке. С одного края кот, с другого мышь.

Дети поют:

Кот, кот, не садись на краек,

Там мышка живет, тебе хвост отгрызет.

-  Мышечка – поскребушечка, ты куда бегала?

-  В погребок.

-  Что там делала?

-  Ела сыр и творог,

-  Мне молока оставила?

-  С порожка соскочила, хвост в молоке обмочила.

-  Ну, словлю!

-  А я убегу.

             

                         «Мышка, мышка, продай уголок»

                  Все сидят по кругу на стульях, мышка на стуле в середине.

Дети:

-  Мышка, мышка, продай уголок, за мыльце, за шильце, за белое белильце, за зеркальце.

Мышка:

-  Продам.

                Дети меняются местами, кому не досталось места, тот мышка.

                             

                                        «Волк и ягнята»

                                          Овца:

                                          -  Что ты здесь делаешь?

                                          Волк:

                                          -  Вас жду.

                                          -  А зачем нас ждешь?

                                          -  Чтобы всех вас съесть.

                                                           Волк ловит.

                                    «Сторожа и пчелы»

По считалке выбирают цветок. Делятся на две команды: сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют:

                                      Пчелки яровые,

                                      Крылья золотые,

                                      Что вы сидите,

                                      В поле не летите?

                                      Аль вас дождичком сечет?

                                      Аль вас солнышко печет?

                                      Летите за горы высокие,

                                      За леса зеленые,

                                      На кругленький лужок,

                                      На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, сторожа мешают им, то поднимая, то опуская руки. Как только одна пчелка коснется цветка, сторожа разбегаются, пчелы догоняют, жужжат и щекочут. Пчел может быть 2 или 3.

                                 

                                 «Пчелы и ласточки»

                                 Пчелки летают по поляне и поют:

                                      Пчелки летают,

                                      Медок собирают.

                                      Зум, зум, зум

                                      Зум, зум, зум.

                       Ласточка сидит в гнезде, в конце песенки говорит:

                          «Ласточка встанет, пчелку поймает!»

                                   Кого ласточка поймает – тот пчелка.

                                   

                               

                                   «Колечко»

                                Хоронила, хоронила

                                Чисто золотце.

                                Хоронила, хоронила

                                Чисто серебро.

                                По красным девицам,

                                По добрым молодцам

                                   -  Золотце, ко мне!

Все сидящие складывают ладошки перед собой. Ведущий, держа в ладонях колечко и проходя мимо каждого, колечко кладет только одному. По окончании песенки говорит: «Золотце, ко мне!». У кого колечко в руке, выскакивает в ведущему. Сидящие рядом задерживают.

                            «Льдинки, ветер и мороз»

Дети встают парами лицом друг другу. Хлопают в ладоши и говорят:

                                 Холодные льдинки,

                                 Прозрачные льдинки

                                 Сверкают, звенят,

                                 Дзынь,  дзынь,  дзынь…

До тех пор, пока ведущий не скажет: «Ветер!». Дети разбегаются в разные стороны. На слова: «Мороз», детям надо собраться в  «снежинки» (по типу звездочки). В чьей снежинке больше детей, тот и победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Народные игры Вятского края"

Участники мастер – класса приглашаются занять свои места. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен народным играм Вятского края. Народными называют игры фо...

Русские народные игры Смоленского края

Русские народные игры Смоленского края...

Народные игры Алтайского края

Народные игры Алтайского края, описание игр....

картотека "Пальчиковые игры Вологодского края"

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому форм...

Проект "Устное народное творчество Вологодского края"

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интерса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАРОДНЫЕ ИГРЫ ТАМБОВСКОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному,в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о ...

проект "Пальчиковые игры Вологодского края"

Цель: приобщение детей раннего возраста к пальчиковым играм Вологодского края.Задачи:Ознакомить детей и родителей с пальчиковыми играми Вологодского края, приобщить их к истокам культуры родного края....