Проект "Йошкар-Ола-чудесный город"
проект (старшая группа) на тему

Дьяконова Татьяна Леонидовна

Проект по формированию у детей нравственных ценностей, любви к Родине, к родному городу, чувства ответственности за судьбу города. Воспитание гражданина и патриота своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yoshkar-ola_-chudesnyy_gorod.docx59.83 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный

инновационный проект по патриотическому воспитанию  «Йошкар-Ола –чудесный город»

Йошкар-Ола -чудесный город!
И несмотря на возраст свой,
Он не стареет-молодеет,
Своей просторною душой.

Паспорт  на образовательный  инновационный  проект

 «Йошкар-Ола - чудесный город»

для детей старшей группы

Проблема

Что мы знаем о родном городе?

Что хотим узнать?

Цель

Формирование у детей нравственных ценностей, любви к Родине, к родному городу, чувства ответственности за судьбу города. Воспитание гражданина и патриота своей страны.

Причины

Недостаточно знаний о родном городе.

Задачи

  • Дать знания детям о родном городе Йошкар-Оле: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты.
  • Формировать любовь к родному городу и его истории, интерес к прошлому и настоящему.
  • Познакомить детей с традициями и обычаям, трудом и бытом горожан.
  • Воспитывать желание трудиться на благо города, беречь и умножать его богатства.
  • Воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться своим городом

Тема

Нравственно-патриотическое воспитание

Название проекта

«Йошкар-Ола -чудесный город»

Тип проекта

Образовательный инновационный проект по патриотическому воспитанию

Актуальность:

Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина. Но наша задача -  воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!

Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему городу. Ведь каждый город в России уникален, необычен по своему. И показать ребёнку красоту родного города – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!

Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, любви к своему дому, улице, селу, в котором он живёт. Педагог, воспитывая у детей любовь к родному городу, связывает воспитательную работу с окружающей социальной действительностью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.
Знакомство дошкольников с родным городом – это процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, она должна осуществляться ежедневно и постоянно.
Данный проект: ««Йошкар-Ола –чудесный город»
 поможет ребятам узнать историю города, увидеть его с другой стороны, снова с ним познакомиться!!!

Проблема:

Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Участники проекта: 

Дети старшей группы «Василек»,

Воспитатели старшей группы

 родители, специалисты

Место проведения :     МБДОУ «Детский сал №65 г.Йошкар-Олы «Незабудка»»

Срок реализации        1 год

Объект исследования: патриотическое воспитание

  Цель: 

Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям, воспитывать уважение к культуре других народов, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Знакомить детей с архитектурой родного города .Воспитывать интерес к рассматриванию зданий различных стилей ;к рисованию архитектурных строений. Развивать воображение, творчество. Обогащать словарный запас детей.

Задачи:

  • способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
  • вызвать интерес к познанию истории родного города Йошкар-Олы;
  • уточнить имеющиеся знания детей о жизни в  городе;
  • приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам;

Гипотеза 

Ознакомление детей с родным городом Йошкар-Олой через познавательную деятельность будет способствовать расширению их кругозора, развитию познавательных способностей, любознательности, умственной активности, обогащению речи, воспитанию эстетического вкуса и развитию детского творчества, проявлению активности и преобразовании действительности через созидательную деятельность.
Мы считаем, что использование данного проекта  (модели образовательной технологии проектно-исследовательской     деятельности воспитанников     6-го года жизни) приведет     к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

Проблема

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине, традиционно решалась в  нашем ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость  изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.

На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта ««Йошкар-Ола -чудесный город».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Проектная деятельность развивает творческие способности

дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Методы

Практические

1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.

2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка.

3. Работа в уголке «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе.

4. Дидактические игры.

5. Подвижные игры.

6. Моделирование.

Словесные

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Рассказывание

 5.Развлечения.

   

Наглядные

1. Организация выставок.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Информационные стенды.

5. Личный пример взрослых.

6. Моделирование.

План подготовки и реализации проекта

Деятельность педагогов

  1. Разработать цикл занятий по теме проекта.
  2. Подобрать художественную литературу.
  3. Подобрать тематику бесед.
  4. Подготовить картотеку игр и игровых упражнений.
  5. Разработать темы и маршруты целевых прогулок.

Деятельность

детей

  1. Слушание рассказов, стихов о жизни городов, слушание стихотворений поэтов родного города о Йошкар-Оле.
  2. Участие в экскурсиях по достопримечательностям города и целевых прогулках по улицам Йошкар-Олы.
  3. Участие в беседах, познавательных занятиях о родном городе.
  4. Рисование рисунков, выполнение работ по аппликации и лепке по теме проекта.
  5. Конструирование и ручной труд по теме проекта.
  6. Игры: сюжетно - ролевые, дидактические и настольные.
  7. Словотворчество: составление рассказов на тему «Мой любимый уголок Йошкар-Олы»

Деятельность родителей

  1. Беседы о городе Йошкар-Оле, о своей работе и о других предприятиях города.
  2. Поездка в отдалённые районы города, знакомство с достопримечательностями.
  3. Составление с детьми рассказов о любимых местах в городе Йошкар-Оле.
  4. Чтение детям художественных произведений, беседа о прочитанном.
  5. Совместные рисунки детей и родителей на тему: «Мой любимый город».

Результат

Конспекты познавательных занятий.

Фотовыставка: «Я и мой город».

Выставка рисунков: «Мой любимый город». Оформление уголка «Ребенок в культуре»: «Любимый город мой- Йошкар-Ола»

Ресурсы

Кто?

Что?

Дети, воспитатели, родители.

Книги, журналы, открытки, иллюстрации;

экспонаты краеведческого музея;

бумага, карандаши, краски; конструктор и строительный материал;

художественные произведения.

Форма презентации

Итоговое комплексное занятие: «Чудесный город мой Йошкар-Ола»

(ребёнок и окружающий мир + рисование + ручной труд)

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности.

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний о родном городе, крае

Увеличение доли родителей, удовлетворенных уровнем образовательных услуг

Практическая значимость     Данный проект поможет детям  и родителям приобщиться к богатым традициям родного  города и края, а так же не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края

Реализация образовательного инновационного проекта

«Йошкар-Ола- чудесный город»

Этапы

Содержание работы

Планируемая дата проведения

констатирующий

Цель: пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям

воспитывать уважение к культуре других народов

развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

1.Анкетирование родителей

2. Проведение родительского собрания « Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

3. Подбор и выставка метод. и худ. литературы для детей, родителей по теме.

Сентябрь 2015г.

Основной

1.Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме «Любимые уголки родного города», «Достопримечательности Йошкар-Олы».

Сентябрь 2015 -апрель 2016

2. Разработка конспектов занятий «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»

Сентябрь – октябрь2015

3.. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Йошкар-Ола-чудесный город», привлечение детей к участию в придумывании сказок, рифмовок и т.п.

Октябрь 2015

4.  Знакомство с разными с достопримечательностями Йошкар-Олы

Сентябрь 2015-апрель 2016

5.Изготовление наглядных пособий для  детей.

Октябрь 2015 –апрель 2016

  1.    Создание детьми своих творческих мини-проектов: материала.

Октябрь 2011– февраль 2012

7.Изготовление макетов «Дом моей мечты», «Детский сад будущего».

Сентябрь 2015 -апрель  2016

8. Работа с родителями.

  • Консультации,
  • альбомы,
  •  проведение индивидуальных бесед,
  • выставка пособий для родителей.

Сентябрь 2015– апрель 2016

9. Участие в методической работе по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»

  • Открытый просмотр занятия  для воспитателей д/с «Наш город прежде и теперь».
  • Изготовление альбома с рисунками «Достопримечательности  родного города»
  • Участие в выставке детских работ «Мой любимый уголок Йошкар-Оле»
  • Участие в выставке детских работ «Дом ,в котором я живу»
  • Экскурсия старшей группы по 9 микрорайону
  • Участие в  выставке сувениров  о родном городе.
  • Участие в выставке детских работ «Мой будущий детский сад»
  • Мини-сочинение «Приезжайте в гости к нам!»

Февраль 2016

Февраль2016

Февраль2016

Заключительный

1.Итоговое занятие «Чудесный город мой Йошкар-Ола»

Апрель 2016

2. Коллективная работа по рисованию «Достопримечательности  родного города»

Апрель 2016

3. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о Йошкар-Оле?»

Апрель 2016

4. Коллективная работа «Любимый уголок Йошкар-Олы»

Май 2016

             

Специально –организованная деятельность по образовательному инновационному проекту «Йошкар-Ола- чудесный город»

                                                 

Месяц

Специально –организованная деятельность

Сентябрь

Работа с детьми:

Комплексное занятие «Кто построил дом?» (коммуникация + рисование)

Аппликация «Дом»

Беседа «Кто построил этот дом?»

«Такие разные дома»

Сюжетно-ролевая игра «Строим новый дом»

.Цель: закрепить знания детей о том, из чего строятся дома, обогащать словарь детей .Воспитывать в детях чувство уважения к труду строителя.

Работа с родителями:

Консультация «Мини-музей г .Йошкар-Олы в группе»

Беседа «Правила поведения на улице города»

Октябрь

Комплексное занятие  «Разные дома» («Познание» + «Художественное творчество)

Интегрированное занятие «Волшебный мир марийской сказки»»( («Познание» + «Художественное творчество)

Развитие речи «Любимое место в Йошкар-Оле»

Рисование  «Парки города»

Беседа ««Что мы знаем о родном городе?»

 «Мой любимый уголок Йошкар-Олы»

Работа с родителями:

Беседа «Знакомим ребёнка с памятниками архитектуры Йошкар-Олы»

Альбом «Любимые места Йошкар-Олы»

Ноябрь

Комплексное занятие «Мы-архитекторы» («Познание» + «Художественное творчество)

Конструирование –изготовление макета «Детский сад будущего»

Познавательное развитие «Архитектурные памятники Йошкар-Олы»

Беседа «Профессия-архитектор»

«Профессия-дизайнер»

Сюжетно-ролевая игра «Строители Йошкар-Олы»

«Строим многоподъездный  дом»

.Цель: закрепить знания детей о том, из чего строятся дома, обогащать словарь детей. Воспитывать в детях желание создавать коллективные постройки.

Работа с родителями:

Консультация «Собираем коллекцию фото достопримечательностей г. Йошкар-Олы»

Беседа «Научите нас дружить!»

Декабрь

Изготовление поделок-игрушек «Игрушки для главной ёлки  г. Йошкар-Олы»

Познавательное развитие «Известные люди нашего города»

Беседа

 «Мы-граждане России»

  «Расскажи  самое интересное о Йошкар-Оле»    

Сюжетно-ролевая  игра                          

«Украшаем парк».

 Цель: закреплять знания детей о профессии дизайнера. садовода. цветовода. Развивать интерес к созданию интересных построек, украшению парка.

Работа с родителями:

Участие родителей в изготовлении ёлочных игрушек и украшений для участка.

Беседа «Расскажите ребёнку о своей профессии»

Январь

Конструирование «Пешеходный мост в Йошкар-Оле»

Выставка детских работ «Дом, в котором я живу»

Беседы:

«Если ты потерялся»

«Экскурсия по городу»

Сюжетно-ролевая игра «Сказочный дворец»

Цель: закрепить знания детей о том,  из чего строятся дома, какие части есть у дома. Воспитывать в детях желание создавать коллективные постройки.

Создание постройки из снега. Цель: воспитывать желание у детей в создании снежной постройки, воспитывать трудолюбие .Развивать воображение.

Работа с родителями:

Консультация «Воспитание по правилам и без» ,

 «Истинные леди и джентльмены с колыбели»

Беседа «Основы безопасности жизнедеятельности»

Февраль

Познавательное «Достопимечательности родного города»

Рисование «Защитники Отечества»

Экскурсия старшей группы в  художественную галерею

Участие в выставке сувениров о родном городе.

Беседа «Парки нашего города»

«Защитники Отечества»

Выставка детского рисунка «Памятники Защитникам Йошкар-Олы»

Работа с родителями:

Консультация «Как воспитывать самостоятельность» ,

 «Компьютерное утомление»

Участие родителей в выставке детского рисунка «Памятники Защитникам Йошкар-Олы»

Март

Беседа «Чем славен город мой?»

Познавательное «Природа родного края»

Выставка детских работ «Мой любимый уголок в Йошкар-Оле»

Беседа

  «Йошкар-Ола-столица республики Марий Эл»                                    

  «Государственные символы РМЭ»

Сюжетно-ролевая  игра «Дом для любимой мамочки»

Цель: воспитывать желание у детей в создании  постройки, воспитывать любовь и уважение к родным людям .Развивать творчество.

Работа с родителями:

Участие родителей выставке детских работ «Мой любимый уголок Йошкар-Олы»

Консультация «Возрастные нормы развития детей»

«Правила поведения в общественном транспорте»

Апрель

НОД ОО «Познание» «Приезжайте в гости к нам!»

Конструирование из бросового материала «Детский сад моей мечты»

Выставка детских работ «Мой будущий детский сад»

Изготовление альбома «Достопримечательности родного города»

Мини-сочинение «Приезжайте в гости к нам»

Беседа

«Что мы знаем о родном городе?»

«Как сделать город чище?»

Сюжетно-ролевая игра «Город мечты»

 Цель: воспитывать желание у детей в создании  коллективной постройки, воспитывать бережное отношение к результату труда .Развивать творчество.

 Работа с родителями:

Нужен ли компьютер первоклашке»

Участие родителей в изготовлении альбома «Достопримечательности родного города»

Беседа «Как воспитать любовь к родному краю?»

Участие родителей в создании мини-сочинений «Приезжайте в гости к нам»

Диагностика этнотолерантности старших дошкольников.

Индивидуальная беседа (Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок).

Беседа с детьми на тему «Мой город».

Цель :         выявление особенностей представлений детей о родной городе  и отношения к нему.

Материалы :      изображения достопримечательностей г.Йошкар-Олы

Организация диагностической процедуры .  Проводится беседа по вопросам :

•        Как называется город , в котором ты живёшь?

•        Какие достопримечательности г.Йошкар-Олы ты знаешь??

•        Выбери из предложенных герб Йошкар-Олы

•        В каких местах Йошкар-Олы ты любишь бывать?

•        О каких городах ты слышал?

•        Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания-, для всего города,-какие бы три желания ты загадал?

Анализ детских рисунков на тему «Моя любимый город Йошкар-Ола».

Цель :    уточнение представлений детей о Йошкар-Оле, выявление смысла слова « малая Родина» в понимании детей .

Наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Ребенок в культуре».

     В центре «Ребенок в культуре»  нашей группы представлены материалы по теме «Любимый город мой Йошкар-Ола». Это: книги о городе, фотоальбомы, изделия народных промыслов, народные игрушки). В ходе наблюдения отмечаются:

        как часто дети обращаются к пособиям;

        какие пособия вызывают наибольший интерес;

        обращаются ли дети к педагогу за разъяснениями;

        способствуют ли представленные материалы возникновению игр, разговоров на темы родной страны.

Литература:

  • Алёшина Н. В.  «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».
  • Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».
  • Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».
  • Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
  •  «С  чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
  • Журнал «Дошкольное воспитание»,  №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,
  • Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».  
  •   . К. К. Васин Йошкар-Ола - Красный город: Справочник-путеводитель. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1982. — 127 с.
  •   . Е. Б. Брагилевская Йошкар-Ола. Очерки о столице Марийской республики. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1984. — 157 с.
  •   Самсонов П. А. Город на Кокшаге. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1976. — 46 с.
  •   Самсонов П. А. Йошкар-Ола - столица Марийской АССР. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1970. — 62 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Город мой, город таежный"

Данная презентация была выполнена для детей старшего дошкольного возраста при проведении тематической недели"Россия, родина моя"...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)

Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого  городского  педагогического марафона, на котором была предложена программа  меропр...

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...