Консультация
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Хадимуллина Гульнара Альбертовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация "Мечети Татарстана"16.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Мечети Татарстана

консультация для родителей

Сегодня в любом районе нашей республики можно любоваться великолепными ансамблями мечетей, красноречиво свидетельствующими о духовном возрождении народа. Храмы веры украшают наши города и сёла, зовут людей вернуться к истокам, истине, сути.

С тех пор, как в конце18 века русский царизм разрешил своим подданным-мусульманам строить мечети, татарский мир поднялся на новую ступень развития. Открылась дверь из духовной дремучести в светлое царство истинной веры.

 Мы вправе гордиться своими мечетями, в которых отражены седая история нашего народа, его радости и горести, запечатлены важнейшие страницы его духовной жизни.

 Ислам органично связан с многовековой историей духовной культуры татарского народа.

Процесс проникновения и распространения мусульманской религии в Среднем Поволжье, по мнению ряда исследователей, начинает свой отчет на рубеже 7-8 столетий нашей эры. В 922 году союз булгарских племен признал ислам официальной религией.

 Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама булгарами. Об этом в частности свидетельствует арабо-персидские источники 10 века.

 В период Золотой Орды монументальная архитектура булгарских городов переживает расцвет. Строятся монументальные деревянные и каменные мечети. После упадка Волжско-Камской Булгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжалось в рамках Казанского ханства.

 Памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях Нур-Али, Отучевой, Ханской и много минаретной мечети Кул-Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие. В новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов.

 Потеря татарами государственности гибельно сказалось и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца 18 столетия  ислам подвергался жестоким гонениям. Антимусульманская политика Российского самодержавия, опиравшаяся на насильственную христианизацию нерусского населения, в этот период активно сочеталась с ограничениями гражданских и имущественных прав мусульманского духовенства, всей верхушки татарского общества. В последовавшем в 1593 году царском наказе казанским воеводам было строжайше приказано- «и вы б мечети татарские все велели посметати, впред татарам мечети однолично ставить не велели…»

 Краткий период ослабления религиозного преследования татар в правлении Софьи Алексеевны в конце 17 столетия, сменился в первой половине 18 века новым всплеском кампании насильственной христианизации, связанным в первую очередь с деятельностью в крае Новокрещенской конторы.

Резкую антимусульманскую и антитатарскую направленность имел опубликованный в ноябре 1742 года, сенатский указ «О недопущении в Казанской губернии строить мечети …» На практике это привело к повсеместному разрушению мечетей. За полтора года, прошедших после издания указа, в Казанском уезде и в самой  Казани было уничтожено 418  из 530 мечетей.

 Оскорбительные для чувств мусульман действия правительства вызвали в ответ резкий протест татарского населения, многочисленные жалобы и прошения о восстановлении мечетей. В 1744 году Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведения мечетей, их количество и численность прихожан. Исключалась постройка мечети в селениях, где совместно проживали мусульмане и новокрешены. Махаллю должны были составлять не менее чем 200 ревизских душ мужского пола. Эти и другие ограничения просуществовали без значительных изменений почти до конца 19 века.

 С конца 1980-х гг. строительство мечетей в Татарстане приобрело новый размах. В нем прослеживается два направления: в современных постройках используются не только традиционные объемно-планировочные схемы мечетей с минаретом на крыше или с   северного торца над входом, но и традиционные формы и декор.Второе направление в современном строительстве мечетей характеризуется: творческим поиском новых форм, возрождением в новых формах утраченного столетия назад композиционного типа многоминаретной мечети.

 Современные сельские мечети отражают, как правило, первое направление в современном культовом строительстве республики. Второе направление характерно для мечетей Казани и крупных городов Республики. В функциональной организации мечетей прослеживаются новаторские тенденции, главное из которых было появление женского молельного зала. Идет расширение функций мечетей. Помимо традиционного вестибюля и мужских молельных залов в состав помещений мечети включаются женский зал, санузлы и комнаты для омовений, комнаты отдыха, библиотека и др. Предприняты попытки создать новый образ татарской мечети в формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской булгарской и татарской народной архитектуры. Эти мечети «Тан» в городе Менделеевске, «Абузар» в городе Набережне Челны, «Хузайфа Ибн аль-Ямани» в Казани и другие.Тенденция композиционного усложнения объемов, обогощение их пластически выразительными завершениями нашла своё воплощение в мечети «Ихлас» в городе Набережные Челны, мечети «Кул Шариф» в городе Казани. В Республике складывается своеобразная мусульманская культовая архитектура, отражающая этап становления и творческих поисков её современного лица.

 Если мы сегодня всё чаще вспоминаем мечеть, всё больше говорим о ней, значит, сильно в нас стремление к святости, добру, истине, значит, у нас есть надежда на светлое будущее.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...