ПРОЕКТ «На Кубани мы живем!»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дубинская Татьяна Александровна

                                                                    У каждого на свете есть, наверно,

                                                                    Любимый уголок земли, такой,

                                                                    Где листья по-особому на вербе

                                                                    Склонились над задумчивой водой.

                                                                    Где небо выше и просторы шире

                                                                    И так привольно и легко дышать.

                                                                    Где ко всему в прекрасном этом мире

                                                                    По-детски чисто тянется душа…

                                                                                                         В. Непогода

В этом стихотворении поэт говорит о родном крае, о малой Родине. Для наших детей малой Родиной считается Кубань. Кубань… так называют наш край по имени реки. Земли, лежащие на правой стороне реки, жаловала войску Черноморскому в вечное владение Великая Императрица – Екатерина вторая. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Люди, живущие здесь, стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее.


Актуальность темы проекта.

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. Но, за годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием традиции, нравы и обычаи казаков. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы, не говоря о молодом поколении, живущим на Кубани...

Без прошлого нет настоящего и будущего. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с историей и культурой казачества.

Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству старших дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.

Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.                                                                                                                    Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому мы считаем, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. 

Цель и задачи проекта.

Цель: познакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Углубить и уточнить представления о родном крае – Кубани, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Задачи:

- формировать представления об историческом прошлом родного края, через знакомство с обычаями и традициями кубанских казаков;                                                                                                                                                                                                    - познакомить старших дошкольников с промыслами предков, продолжать прививать любовь к народному творчеству;

- познакомить с творчеством писателей, поэтов и композиторов станицы Брюховецкой и Кубани, прививать любовь к музыке, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов;

- дать элементарные представления об этническом составе населения Краснодарского края;

- продолжать знакомить с символикой Кубани и города Кропоткин;

- способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;                        - закладывать основы толерантного отношения к представителям других национальностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район 

ПРОЕКТ 

«На Кубани мы живем!» 

(старшая логопедическая группа)

г.Кропоткин

2016г

                                                                    У каждого на свете есть, наверно,

                                                                    Любимый уголок земли, такой,

                                                                    Где листья по-особому на вербе

                                                                    Склонились над задумчивой водой.

                                                                    Где небо выше и просторы шире

                                                                    И так привольно и легко дышать.

                                                                    Где ко всему в прекрасном этом мире

                                                                    По-детски чисто тянется душа…

                                                                                                         В. Непогода

В этом стихотворении поэт говорит о родном крае, о малой Родине. Для наших детей малой Родиной считается Кубань. Кубань… так называют наш край по имени реки. Земли, лежащие на правой стороне реки, жаловала войску Черноморскому в вечное владение Великая Императрица – Екатерина вторая. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Люди, живущие здесь, стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее.


Актуальность темы проекта.

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. Но, за годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием традиции, нравы и обычаи казаков. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы, не говоря о молодом поколении, живущим на Кубани...

Без прошлого нет настоящего и будущего. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с историей и культурой казачества.

Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству старших дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.

Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.                                                                                                                    Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому мы считаем, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. 

Цель и задачи проекта.

Цель: познакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Углубить и уточнить представления о родном крае – Кубани, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Задачи:

- формировать представления об историческом прошлом родного края, через знакомство с обычаями и традициями кубанских казаков;                                                                                                                                                                                                    - познакомить старших дошкольников с промыслами предков, продолжать прививать любовь к народному творчеству;

- познакомить с творчеством писателей, поэтов и композиторов станицы Брюховецкой и Кубани, прививать любовь к музыке, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов;

- дать элементарные представления об этническом составе населения Краснодарского края;

- продолжать знакомить с символикой Кубани и города Кропоткин;

- способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;                        - закладывать основы толерантного отношения к представителям других национальностей

      Этапы реализации проекта

Работа по реализации проекта осуществлялась в три этапа.

1 этап – подготовительный 


№ 


мероприятие 


сроки 


ответственный 


1. 


Изучение методической и научно-популярной литературы       


сентябрь 


воспитатели, муз. руковод 


2. 


Поиск информации в сетях 

http://www.moi-detsad.ru/

kubankazak.ru

http://nastavnitca.ru 


1 неделя сентября 


воспитатели, муз. руковод 


3. 


Опрос воспитанников 


1 неделя сентября 


воспитатели, муз. руковод 

На первом этапе – подготовительном – главной целью было определение состояния работы по формированию краеведческих представлений у детей старшей логопедической группы, также была изучена методическая литература по данному направлению и осуществлялся поиск материала в информационных сетях: http://www.moi-detsad.ru/kubankazak.ru; http://nastavnitca.ru

Для определения состояния работы по формированию краеведческих представлений был проведен опрос воспитанников старшей логопедической группы с целью определения уровня знаний по следующим вопросам и получены следующие результаты. 



Вопросы 


Дети ответившие

на вопрос


Дети не ответившие

на вопрос


Кол-во

детей 



Кол-во

детей 




Что мы называем малой Родиной? 



35,2% 


10


64,8% 



Что выращивают на полях Кубани 



52,9% 



41,1% 



Каких животных Краснодарского края вы знаете? 



41,2% 



58,8% 



Какие были ремесла на Кубани? 



0% 


15 


100% 



Почему Кубань называют житницей России? 



0% 


15 


100% 



Каких писателей, композиторов и поэтов Кубани вы знаете? 



17,6% 


13 


82,4% 



Какие народы живут в Краснодарском крае? 



17,6% 


13 


82,4% 



Что такое символы страны, края? 



23,5% 


12 


76,5% 


В результате был сделан вывод о низком уровне знаний, представлений детей не о стране в целом, а именно о малой родине, ее истории и традициях. 
2 этап – основной

Целью основного этапа стало расширение краеведческих представлений, обогащение кругозора детей конкретными сведениями о природе, людях, главных символах Краснодарского края, знакомство с традициями, бытом кубанских казаков.




№ 


мероприятие 


сроки 


ответственный 


1. 


Беседы 


  1. Рассказ о заселении казаков на Кубань. 

сентябрь 


воспитатели, муз. руковод. 


  1. Рассказ о символике Краснодарского края. 

  1. Природа родного края (обзорная). 

  1. Моя малая Родина 

  1. Ремесла на Кубани. 

  1. Рассказ о композиторах, писателях и поэтах Кубани. 

  1. «Кубань – житница России» 

  1. Кубань – многонациональный край 

  1. «Люблю тебя моя Кубань» (Знакомство с выдающимися людьми города Кропоткин) 


муз. руковод. 


  1. Гимн – торжественная песня страны. 


2. 


Слушание музыки


  1. Произведения в исполнении Кубанского казачьего хора. 


сентябрь 


муз.руковод 


3. 


Разучивание песен, стихотворений 


  1. Кубанского поэта И. Варавва 

сентябрь 


муз. руковод.,

воспитатели


  1. Поэта В. Нестеренко из книг «Хлебушек», «Ладошки» 



Чтение 


  1. Стихотворения В. Нестеренко «Окунь выпрыгнул из речки», «Сапоги не стой ноги». 

сентябрь 


воспитатели 


  1. Сказки из буклета «Сказки казаков» 


5. 


Рассматривание иллюстраций и картин


  1. Рассматривание изображений животных края. 

сентябрь 

воспитатели 


  1. Ремесла на Кубани 

  1. Рассматривание карты Краснодарского края, карты Кавказского района. 


муз.руковод.,

воспитатели


  1. Что растет на полях Кубани 

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением природы края. 

  1. Портреты кубанских поэтов, композиторов и писателей. 


муз.руковод.,

воспитатели


  1. Рассматривание иллюстраций « Хлеб - всему голова» (Уборка хлеба) 


воспитатели 


6. 


Разучивание народных кубанских игр 


  1. Баба Кыця 

  2. Золотые ворота 

  3. Краду ковуны 

  4. Лымкач 

  5. Зевака 


сентябрь 


муз.руковод.,

воспитатели


7. 


Концерт учеников школы искусств 


3 неделя сентября 


муз.руковод.,

воспитатели


8. 


Дидактические игры: 


  1. Собери флаг Кубани, России, Кавказского  района 


сентябрь 


воспитатели 


  1. Назови животных края 


9.


Работа с родителями:

Книжка – передвижка с информацией «Что мы знаем о Кубани?»:

- Вводная;

-«Вспомним традиции казаков»

- «О быте казака». 


сентября 


воспитатели 


10.


Работа с педагогами: 


  1. Информация «История гимна» 


сентябрь 


муз. руковод. 


  1. Из истории образования Краснодарского края и Кавказского района. 


воспитатели 


  1. Презентация «Белый, красный, синий» 


Буклеты: 


воспитатели, муз.руковод. 


  1. Сказки о казаках. 

  1. Ремесла на Кубани. 

В ходе втором этапе был проведен цикл бесед следующего содержания:



  • «Рассказ о заселении казаков на Кубань», из которой дети узнали, что казаки не всегда жили на Кубани, что поселились по указу (разрешению) императрицы Екатерины Второй. 

  • «Рассказ о символике Краснодарского края» пополнил знания детей о гербе, флаге и гимне страны, края, станицы. Дети узнали, когда исполняется гимн и как его нужно слушать. Где можно встретить изображение герба. Сколько цветов имеет флаг России, Кубани и города и что каждый цвет обозначает. 

  • В беседе «Природа родного края» (обзорной) ребята пополнили свои знания о животных, обитающих на территории Краснодарского края, как красива природа, реки, водопады. 

  • «Моя малая Родина» - это любимый уголок земли, где родился и вырос, где живут родители, где ходили по тропинкам парка вместе с бабушкой, где звонче всех поют птицы и самое высокое голубое небо. 

  • После проведения беседы «Ремесла на Кубани» и рассматривания к ней иллюстраций дети узнали, чем занимались их предки в старину, и какие ремесла были самые востребованные. Кто и из чего изготавливал посуду, из чего плели корзины, а главными мастерами были кузнецы. 

  • Рассказ о композиторах, писателях и поэтах Кубани познакомил детей с песнями и мелодиями кубанских композиторов, стихами и рассказами о красивом уголке нашей большой страны – о Кубани.

  • «Кубань – житница России». Почему именно Кубань называется житницей России, это не случайно, а вполне заслуженно. Бескрайние кубанские поля, колосящаяся золотая пшеница и, конечно же, упорный, не знающий перерыва труд земледельца – вот что включает в себя понятие «житница». Но это еще не все. На богатой, щедрой кубанской земле выращивают и рис, и овес, и гречиху, и подсолнух, который так же прославил нашу Кубань самым ароматным маслом. 


На музыкальных занятиях и в режимные моменты включали слушание песен казачьего Кубанского хора. С детьми были разучены народные кубанские игры «Баба Кыця», «Золотые ворота», «Краду кавуны», «Лымкач», «Зевака».

Для закрепления символики края и станицы изготовлена дидактическая игра «Собери флаг» (России, Краснодарского края, города Кропоткин),

Параллельно проводилась работа с педагогами. Для них были выпушены буклеты «Сказки о казаках», «Ремесла на Кубани», а также на педагогических часах дана информация «История гимна», «Из истории образования Краснодарского края и Кавказского  района». Показана презентация о символике России, Краснодарского края и города Кропоткин  «Белый, синий, красный».

Для родителей была изготовлена книжка-передвижка, содержащая информацию об истории заселения казаков на Кубань, статьи «Вспомним традиции казаков» и «О быте казака».

3 этап – заключительный.



№ 


мероприятие 


сроки 


ответственный 



КВН «Что я знаю о Кубани» 


октябрь


муз.руковод.,

воспитатели



Опрос воспитанников 


первая неделя октября 


муз.руковод.

воспитатели

На третьем этапе были подведены итоги реализации проекта. С этой целью проведен итоговый КВН «Что я знаю о Кубани?».


Также проведен опрос воспитанников с целью определения для определения итоговых результатов проделанной работы. Сравнительные итоги уровня усвоения материала представлены в таблице. 


№ 


вопросы 


начало работы 


конец работы 




1. 


Что мы называем малой Родиной? 


35,2% 


82,4% 


2. 


Что выращивают на полях Кубани 


52,9% 


94,2% 


3. 


Каких животных Краснодарского края вы знаете? 


41,2% 


70,5% 


4. 


Какие были ремесла на Кубани? 


0% 


52,9% 


5. 


Почему Кубань называют житницей России? 


0% 


41,2% 


6. 


Каких писателей, композиторов, и поэтов Кубани вы знаете? 


17,6% 


88,3% 


7. 


Какие народы живут в Краснодарском крае? 


17,6% 


82,4% 


8. 


Что такое символы страны, края? 


23,5% 


76,5% 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий массового мероприятия с родителями "Дружно на кубани мы живем"

Сценарий массового мероприятия с родителями "Дружно на кубани мы живем"...

" На Кубани мы живем!" (открытое занятие)

Знакомтсво детей с историей жизни кубанского народа...

"На Кубани мы живем" праздник,посвященный 75 летию Краснодарскому краю.

Утренник "На Кубани мы живем"для подготовительной группы. В  содержание праздника входит как  кубанский фольклор,так и современные стихи и песни о Ку бани. Сценарий праздника состоит из двух...

Передовой педагогический опыт "На Кубани мы живем!"

Опыт работы по патриотическому воспитанию, воспитателя Бирюковой Татьяны Владимировны «На Кубани мы живем!»Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. Именно с нее начинае...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «На Кубани мы живем…»

Можно использовать в рамках патриотического воспитания  для закрепления знаний о родном крае и городе...

Мини проект "На Кубани мы живем"

Мини проект "На Кубани мы живем" в средней группе...

Познавательный проект "На Кубани мы живем"

Данный проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Он  способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взослыми, бережному отношению к...