Конспект НОД во второй младшей группе детского сада «В гостях казачата Дуняша и Микола»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Конспект НОД

во второй младшей группе детского сада

«В гостях казачата Дуняша и Микола»

Цель: Познакомить детей с бытом Кубанских казаков;

-Образовательные: Ознакомить с обрядами и праздниками;

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю; Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Предварительная работа:

 - Знакомства детей с народно – прикладным искусством Кубани,  вышивкой,

    вязанием   крючком;

 - Ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками;

 - рассматривание альбомов, фотографий из жизни кубанских казаков;

 - Прослушивание аудио и видео - записей Кубанского казачьего хора.

Словарная работа:

Предки, ухват, чугунок, глечик, макитра, прялка

Ход НОД:

Воспитатель:

 Дети, сегодня к нам в гости пришли казачата.

Посмотрите какие красивые на них костюмы.

Дети рассматривают костюмы казачат

Хлопчик:

 - Здравствуйте, ребятки. Меня зовут  Миколка! 

Девчинка: Здравствуйте,  а меня зовут  Дуняшка!

Миколка:

                          Взмыло солнце над полями

                          Свет клубиться над рекой,

                          А вокруг, куда не глянешь –

                          Край кубанский, мой родной.

Дуняшка:

                         Есть много станиц на Кубани родной,

                         В них добрые люди живут.

                         Но отдано сердце только одной,

                         Что Родиной нежно зовут.

Воспитатель: А ребята наши знают, как зовётся наша малая Родина.

Дети: станица Ленинградская.

Дуняшка: Хотите, мы расскажем  и покажем вам, как раньше жили наши бабушки и дедушки?

Дети: Да, хотим.

Дети отправляются в мини-музей.

Миколка: Проходите в нашу хату, гости дорогие

Дуняшка: Коль к нам пришли, будьте  как  дома.

 

Дети рассматривают убранство хаты.

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом.

Дети: Родственники.

Воспитатель: Правильно, дети, родственники – это близкие предки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них.

Миколка:

 - Раньше на Кубани казаки строили жилища из соломы и глины.  А называли  свои жилища – хаты. Посреди хаты стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду.  Рано утром казачка-мать вставала, пока ещё все в доме спали,  приносила воды из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу.  Показывает детям чугунок. Вот он  какой тяжёлый.

А чтобы  горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом.

 Дети рассматривают ухват.

Дуняшка:  Ели в семье прямо из чугунка, у каждого была своя деревянная ложка. Первым  начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу.  Перед едой читали молитву – благодарили Бога. В каждой казачьей хате висела в  углу  икона. А угол этот называли – красным. Ещё в хате стояла кровать,  стол,  лавочки на которых сидели и сундук.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что хранили в сундуке?

Дети: Наверное, в сундуке хранили одежду.

Дуняшка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Хотите одеться по казачьи? Ну тогда, наряжайтесь.

Дети наряжаются, любуются в зеркало, пританцовывают под народную казачью песню. Теперь – вы настоящие казачата.

Миколка:   Казачки сами вышивали и  вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами.  Дети, посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в доме украшены вышивкой? Правильно, полотенце,  занавесочки на окнах, простынка малыша, подушечка. А, какие предметы украшены кружевами?

Молодцы, скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Дуняшка: Молоко хранили в глиняной посуде, которая называлась глэчик. Молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чай пили из самовара.

  Запомните названия посуды казаков.

Дети повторяют.

Миколка: Долгими зимними вечерами казачки пряли пряжу из овечьей  шерсти на деревянной прялке. Из шерсти делали тёплую одежду. За работой женщины пели. А на гуляниях любили распевать частушки. Дети, хотите послушать частушки?

Миколка и Дуняшка поют частушки.

«Кубанские частушки»

Вместе:                                                                                                                                                                              Говорят частушки вроде в наши дни уже не в моде?                                                                                          Разве дело только в моде, если любят их в народе.                                                                                                    Дуняшка:                                                                                                                                                                            Эй, девчонки - хохотушки,    запевайте-ка частушки,                                                                                   Запевайте поскорей, чтобы было веселей.

 Миколка:                                                                                                                                             Мы с веселой песней дружим, по - кубански говорим.                                                                                      Хорошо живем, не тужим, со сметаной хлеб едим.

Дуняшка:                                                                                                                                                                 Эх, сторонушка родная, дорогая сторона,                                                                                                     Здесь повсюду нас встречает Каневская - старина.

Миколка:                                                                                                                                                      Старину мы уважаем, старину мы бережем,                                                                                                     О Каневском нашем крае песни звонкие поем.

Дуняшка:                                                                                                                                                                                      Ты играй, играй, гармошка, гармошечка кубанская.                                                                                                                      Я девчонка боевая с края Краснодарского.

Вместе:                                                                                                                                                               Мы вам пели и плясали, каблучками топали,                                                                                             А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.

Воспитатель: Спасибо, вам Миколка и Дуняшка, за интересный рассказ и за весёлые частушки! Ну а нам пора уходить! До свидания!

Маколка:  До свидания, ребята!                                                                                   Примите на память эти украшения из бабушкиного сундука.  Дети уходят наряженные: в бусах, фартучках, веночках.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_kazachata_dunyasha_i_mikola.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чумак Анжелика Ашотовна

Приложение №6

Конспект НОД

во второй младшей группе детского сада

«В гостях казачата Дуняша и Микола»

Цель: Познакомить детей с бытом Кубанских казаков;

-Образовательные: Ознакомить с обрядами и праздниками;

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю; Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Предварительная работа:

 - Знакомства детей с народно – прикладным искусством Кубани,  вышивкой,

    вязанием   крючком;

 - Ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками;

 - рассматривание альбомов, фотографий из жизни кубанских казаков;

 - Прослушивание аудио и видео - записей Кубанского казачьего хора.

Словарная работа:

Предки, ухват, чугунок, глечик, макитра, прялка

Ход НОД:

Воспитатель:

 Дети, сегодня к нам в гости пришли казачата.

Посмотрите какие красивые на них костюмы.

Дети рассматривают костюмы казачат

Хлопчик:

 - Здравствуйте, ребятки. Меня зовут  Миколка!  

Девчинка: Здравствуйте,  а меня зовут  Дуняшка!

Миколка:

                          Взмыло солнце над полями

                          Свет клубиться над рекой,

                          А вокруг, куда не глянешь –

                          Край кубанский, мой родной.

Дуняшка:

                         Есть много станиц на Кубани родной,

                         В них добрые люди живут.

                         Но отдано сердце только одной,

                         Что Родиной нежно зовут.

Воспитатель: А ребята наши знают, как зовётся наша малая Родина.

Дети: станица Ленинградская.

Дуняшка: Хотите, мы расскажем  и покажем вам, как раньше жили наши бабушки и дедушки?

Дети: Да, хотим.

Дети отправляются в мини-музей. 

Миколка: Проходите в нашу хату, гости дорогие

Дуняшка: Коль к нам пришли, будьте  как  дома.

Дети рассматривают убранство хаты.

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом.

Дети: Родственники.

Воспитатель: Правильно, дети, родственники – это близкие предки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них.

Миколка:

 - Раньше на Кубани казаки строили жилища из соломы и глины.  А называли  свои жилища – хаты. Посреди хаты стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду.  Рано утром казачка-мать вставала, пока ещё все в доме спали,  приносила воды из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу.  Показывает детям чугунок. Вот он  какой тяжёлый.

А чтобы  горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом.

 Дети рассматривают ухват. 

Дуняшка:  Ели в семье прямо из чугунка, у каждого была своя деревянная ложка. Первым  начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу.  Перед едой читали молитву – благодарили Бога. В каждой казачьей хате висела в  углу  икона. А угол этот называли – красным. Ещё в хате стояла кровать,  стол,  лавочки на которых сидели и сундук.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что хранили в сундуке?

Дети: Наверное, в сундуке хранили одежду.

Дуняшка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Хотите одеться по казачьи? Ну тогда, наряжайтесь.

Дети наряжаются, любуются в зеркало, пританцовывают под народную казачью песню. Теперь – вы настоящие казачата.

Миколка:   Казачки сами вышивали и  вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами.  Дети, посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в доме украшены вышивкой? Правильно, полотенце,  занавесочки на окнах, простынка малыша, подушечка. А, какие предметы украшены кружевами?

Молодцы, скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Дуняшка: Молоко хранили в глиняной посуде, которая называлась глэчик. Молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чай пили из самовара.

  Запомните названия посуды казаков.

Дети повторяют.

Миколка: Долгими зимними вечерами казачки пряли пряжу из овечьей  шерсти на деревянной прялке. Из шерсти делали тёплую одежду. За работой женщины пели. А на гуляниях любили распевать частушки. Дети, хотите послушать частушки?

Миколка и Дуняшка поют частушки.

«Кубанские частушки»

Вместе:                                                                                                                                                                              Говорят частушки вроде в наши дни уже не в моде?                                                                                          Разве дело только в моде, если любят их в народе.                                                                                                    Дуняшка:                                                                                                                                                                            Эй, девчонки - хохотушки,    запевайте-ка частушки,                                                                                   Запевайте поскорей, чтобы было веселей.

 Миколка:                                                                                                                                             Мы с веселой песней дружим, по - кубански говорим.                                                                                      Хорошо живем, не тужим, со сметаной хлеб едим.

Дуняшка:                                                                                                                                                                 Эх, сторонушка родная, дорогая сторона,                                                                                                     Здесь повсюду нас встречает Каневская - старина.

Миколка:                                                                                                                                                      Старину мы уважаем, старину мы бережем,                                                                                                     О Каневском нашем крае песни звонкие поем.

Дуняшка:                                                                                                                                                                                      Ты играй, играй, гармошка, гармошечка кубанская.                                                                                                                      Я девчонка боевая с края Краснодарского.

Вместе:                                                                                                                                                               Мы вам пели и плясали, каблучками топали,                                                                                             А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.

Воспитатель: Спасибо, вам Миколка и Дуняшка, за интересный рассказ и за весёлые частушки! Ну а нам пора уходить! До свидания!

Маколка:  До свидания, ребята!                                                                                   Примите на память эти украшения из бабушкиного сундука.  Дети уходят наряженные: в бусах, фартучках, веночках.

«В гостях казачата Дуняша и Микола»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе детского сада "В гостях у Колобка. Спрячь шар в ладошках"

Занятие разработано для детей второй младшей группы, в соответствии ФГТ, отмечены образовательные области: познание, физическая культура, коммуникация, безопасность. Представленный материал дает возмо...

Конспект беседы во второй младшей группе детского сада на тему "Чайная ложка" с использованием ИКТ

В ходе беседы дети знакомятся с чайной ложкой, ее назначением и тем, как правильно ее держать....

Осеннее развлечение для второй младшей группы детского сада "В гости к дядюшке Ау"

Развлечение для детей второй младшей группы, с танцами для девочек и мальчиков, с обшими играми и плясками....

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада на тему:Развитие сенсорного восприятия младших дошкольников с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Данный конспект разработан на основе использования технологии проблемно - диалогического обучения. Данный метод разрабатывался Е.Л. Мельниковой для использования в школе. Для преемственности уровней о...

Конспект ОД во второй младшей группе детского сада по нравственно – патриотическому воспитанию «В гостях у кубанской казачки»

Конспект ОДво второй младшей группе детского садапо нравственно – патриотическому воспитанию«В гостях у кубанской казачки»Цель. Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с ж...

Конспект по познавательной деятельности во второй младшей группе детского сада «В гости к русской матрешке»

Задачи:Расширять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке, приобщать детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Развивать общие познавательные способности детей: способность набл...

Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе детского сада "В гостях у Бабушки-Забавушки"

Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе детского сада "В гостях у Бабушки-Забавушки"...