Главные вкладки

    Развитие социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста
    статья (старшая группа) на тему

    Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mbdou.docx18.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

    Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования

    «Развитие социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста».

    Подготовила: воспитатель

    Баженова Ольга Васильевна

    Р.п. Мучкапский

    Сентябрь 2017год

    П. 2.6 ФГОС ДО гласит, что  Содержание Программы каждой дошкольной организации должно охватывать следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:  социально-коммуникативное развитие;  познавательное развитие;  речевое развитие;  художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

     «Социально-коммуникативное развитие» направлено на

    • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
    • Развитие  общения  и  взаимодействия  ребенка  со  взрослыми  и сверстниками;
    • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
    • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
    • Формирование  готовности  к  совместной  деятельности  со сверстниками;
    •  Формирование уважительного  отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
    • Формирование  позитивных  установок  к  различным  видам  труда  и творчества;
    • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    В  настоящее  время социально-коммуникативное  развитие  детей вызывает  серьезную  тревогу. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение  существенно  обогащает  жизнь  детей,  раскрашивает  её яркими красками.

    Поэтому в первую очередь у дошкольников нужно развивать коммуникативные навыки.

     

    Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как

    • совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

    • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию,

    • умение решать конфликтные ситуации;

    • умение пользоваться речью;

    • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

    Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются:

    • социальная ситуация развития ребенка;

     

    • формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

    • совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

    Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи — диалогической.

    Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, которая указывает на эмоциональные состояния собеседника. Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их.

    Таким образом,  развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

    Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее сенситивным для этого является период дошкольного детства.

    В работе воспитателя основным вопросом становится   определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.

    Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями.

    Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

    1. Дидактическая игра. Она является игровым методом обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.

    Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения.

    1. В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии, как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В сюжетно-ролевой игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.

    1. Театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

     

    Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.

    1. Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеряет  роли на себя, в режиссерских, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок управляет и руководит действиями игрушек-артистов. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны.  «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности.

    Итак, в игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе.

    Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном  развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет «Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

    - повысить уровень профессионального  мастерства  педагогов в вопросах  реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»   - формировать творческий подход в...

    Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

    Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

    Тематический педсовет "Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста"

    Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшего успешного социально-коммуникативного ра...

    План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

    Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

    Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

    Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

    В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

    Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

    С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...