КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОГО МИНИ-МУЗЕЯ «ИСКУСТВО НАШИХ ПРЕДКОВ»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Чвертко Надежда Михайловна

Познакомить с ремеслом наших предков, на основе созданного мини – музея «Искусство наших предков».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oformlennyy_konspekt_po_polikulture.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОГО МИНИ-МУЗЕЯ «ИСКУСТВО НАШИХ ПРЕДКОВ»

Модуль: «Я гражданин России»

Блок: «Искусство»

Чвертко Н.М.

Воспитатель ЧДОУ №192 ОАО «РЖД» г. Красноярск

  1. Цель: Познакомить с ремеслом наших предков, на основе созданного мини – музея «Искусство наших предков».

Воспитатель: Дети,  посмотрите, а в нашем мини-музее появились какие-то непонятные мне предметы, что это?

Дети  рассматривают кусочек дерева, металла, затвердевшей глины, фарфоровую чашку и ткани. Обговаривают с воспитателем, что это такое и приходят к выводу, что это материал из которого сделаны все экспонаты музея.

Воспитатель: А посмотрите еще, какая интересная кукла у меня есть. (демонстрирует куклу на ложке) Из чего она сделана? (демонстрирует деревянную ложку). (слайд № 2)

Ответы детей

Воспитатель: Возьмите, осмотрите ее (дети передают осматривая деревянную ложку). Из чего сделана эта ложка?

Ответы детей

Воспитатель: Она деревянная. Вот и среди материалов, которые мы нашли есть кусочек дерева. Очень давно, когда  наши бабушки дедушки еще не появились на свет, люди много нужных предметов делали из дерева и тарелки и ложки. А ложка нужна была не только для того чтобы покушать, но и для того чтобы поиграть. Да, да! Игрушек в магазине не продавали. Поэтому игрушки делали из подручных предметов, а конкретно из деревянных ложек. А что деревянного вы еще видите в нашем музее?

(слайд № 3)

Ответ детей

 Воспитатель: Матрешки сделаны из дерева и расписаны различными красками. А давайте с ними поиграем.

Игра «Какая матрешка исчезла?» (воспитатель выставляет перед детьми 5 матрешек) Посмотрите на матрешек, когда вы закроете глаза, одна из матрешек исчезнет, а вы угадаете какая матрешка пропала.

Воспитатель: Ребята, из дерева делали не только игрушки, но и посуду. (слайд № 4) Это посуда не простая, а хохломская. Придумали такую красивую роспись в селе Хохлома. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др. И вам ребята предлагаю стать мастерами и украсить этот замечательный поднос.

Практическая деятельность: дети выбирают элемент узора и прикрепляют по очереди к заранее приготовленному образцу подноса.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво у вас получилось.

(звучит мелодия дудочки).

-  Вы слышите? Что же это за чудесная мелодия?

 (слайд №5)

Ответ детей

Воспитатель: Они тоже изготовлены из дерева - это русский народный музыкальный духовой инструмент. Я для вас приготовила дудочки. Давайте под песенку «Дудочка» поиграем с вами как настоящие музыканты.

Музыкальная игра «Дудочка» Е. Железнова.

Маруся: Ребята сегодня мы посмотрели,  как применяли дерево в искусстве наши предки. На следующей встрече, мы продолжим узнавать в каких видах ремесла, использовали металл, ткань, фарфор и глину.

  1.  Продолжение.

Воспитатель: Ребята, помните мы в музее различные материалы? Напомните мне, какие материалы там были?

Ответы детей

Воспитатель: Да, вы правы и мы с вами узнали, как использовали дерево в искусстве наши предки, какие чудесные работы они изготавливали. Сегодня мы с вами будем рассматривать дальше и познакомимся с творчеством из глины и фарфора.  С чего начнем с глины или фарфора?

Определяются совместно с детьми.

- Назовите мне какие предметы из глины, а какие из фарфора? (слайд №6, №7, №8)

(Распределяют предметы на дымковскую игрушку и гжельскую)

Воспитатель: Из глины люди изготавливали и предметы быта, украшения, игрушки, сувениры. Одним из примеров глиняного творчества вы назвали дымковскую игрушку. Расскажите мне, почему это творчество называется дымковское? (слайд №7)

Ответы детей.

(дополнительная информация: Действительно появилась она в деревне  Дымково. Нашли жители глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят. Во время лепки главными помощниками мастеров были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой они убирали лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживали все неровности, шероховатости и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи. Раскрашивали различными красками, а узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.)

- А сейчас мы послушаем стихотворение, которое подготовил для нас Н. и вспомним еще один вид русского ремесла.

Мальчик: Гжель - посуда просто чудо, (слайд №8)

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор –

Оторвать не в силах взор.

Ответ детей

Воспитатель: Напомните, какие цвета используются при росписи посуды. Только ли посуду делают в Гжели? Что любят рисовать гжельские мастера на своих изделиях? Все они разные, но в одном одинаковые. В чем? 

Дети перечисляют.

Воспитатель: Сегодня ребята я предлагаю вам превратиться в мастеров, взять готовый образец и в виде дымковской или гжельской росписи раскрасить его.

Практическая деятельность.

Выставка работ.

Воспитатель: Вот сегодня мы посмотрели, в каких видах ремесла использовали глину и фарфор.

  1. Продолжение (слайд №9)

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как применяли ткань, наши предки посмотрите на экран, что вы видите? (Слайд № 10)

Ответы детей.

Воспитатель: Дети я предлагаю изготовить куклу Сонюшку. Наши предки изготавливали ее из квадратных тонких лоскутков ткани и набивали успокаивающими травами. В процессе изготовления приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой». Когда без видимых причин дитя начинало плакать, мама укладывала в колыбель куколку, чтобы младенец охотно засыпал и видел радостные сны.

Технология изготовления

http://letopisi.ru/images/thumb/d/d6/21son.JPG/99px-21son.JPG

Комок ниток вложить в середину платка. Закрутить. Углы по диагонали связать узлами.

http://letopisi.ru/images/thumb/f/fa/22son.JPG/120px-22son.JPG

Одним концом обвязать шею. Положить заготовку на второй платок.

http://letopisi.ru/images/thumb/5/54/23son.JPG/120px-23son.JPG

Второй платок закрутить через плечи. Завязать узел.

 Игры с куклой

Кукла Бессонница готова, можно уложить ее в кроватку или посадить на подушку. А можно спеть с ней колыбельную песенку и нежно убаюкать.  

Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким деткам
Спать наступила пора.
Завтра проснешься, и ясное солнце
Снова взойдет над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.

Выставка кукол Бессонница

- Вот ребята мы и узнали подробнее, как обычные материалы применяли в искусстве наши предки. Прошу вас не забывать заглядывать в наш музей, вдруг там появиться еще что-то интересное. (слайд 11)

Литература:

  1. Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель, Искусство детям. 2010
  2. Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007 
  3. http://www.karakyli.ru/2014/07/08/bessonnica-kukla/
  4. http://rupoem.ru/isakovskij/mesyac-nad-nasheyu.aspx

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Символы нашей Родины - России» в старшей группе

Пояснительная запискак непосредственной образовательной деятельностипознавательное развитие(Познаю мир)« Символы нашей Родины - России»  Воспитатель: СанниковаЕлена Витальевна...

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.Составила воспитательМДОУ ЦРР детский сад №15 «Орленок»Салова Екатерин...

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности 1 младшая группа "Спички детям не игрушка"

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности 1 младшая группа....

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности Тема: « Насекомые »

ЦЕЛЬ:- Продолжать расширять знание о многообразии насекомых.- Познакомить с особенностями их строения.- Учить различать по внешнему виду, находить отличия.- Воспитывать любовь и бережное о...