Краеведение.Мой Сахалин
методическая разработка

Бельтикова Ирина Петровна

Все фото материалы представлены с письменного согласия родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sahalinovedenie.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание работы по региональному компоненту

                                «Сахалиноведение»

                                                                                   

                                                                                                             Человеку никак нельзя жить без Родины,

                                                                                                           как нельзя жить без сердца”.

                                                                                                                                       К.Паустовский

Тема: «Развитие познавательной активности ребёнка

через организацию занятий по краеведению».

  Актуальность темы:

 Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать, накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру его культуры.  Задача воспитателя– отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные явления. Причем факты, явления должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы, прежде всего сами должны знать его, а также должны подумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, что можно увидеть только здесь.  Показать свой родной край таким, чтобы, когда дети станут взрослыми, даже уехав из родных мест на долгие годы, они вспоминали их с теплотой, с гордостью рассказывали о богатстве родного края, о том, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т.к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

    Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира,  мы понимаем  что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира, для   его небольшого жизненного  опыта, что способствуя формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.

 Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.

   В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

   Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.

   Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

 Актуальность проблемы заключается еще и в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. И сегодня большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека – гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям?  Наш современник Д.С.Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», т.к.  без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле. Поэтому воспитание любви к малой Родине является одной из основных задач в дошкольном образовательном учреждении.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства.

Чувство Родины. Воспитание его у ребенка начинается с отношений в семье, к самым близким людям; матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением (детский сад, родная улица, город и др.)

Чувство Родины связано и с восхищением тем что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Любой край, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город. Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, духовным наследием. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушаться связи между поколениями.

Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа в основном должна проходить вне образовательной деятельности.  

Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить, воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса современного детского сада.

  Воспитывая любовь к своему городу, мы подводим детей к пониманию, что он – частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди много общего. Люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных и т.д.) соблюдают традиции.  Вот именно здесь велика роль краеведческой работы, в сохранении народных традиций.

   Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Появляется желание вникать в тайны природы. А с этим наверняка свяжутся незабываемые образы родного края.

Всё это в комплексе способствует развитию краеведения не только в школах, но и в детских садах.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только, на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.                     Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!..

                  Региональный компонент предусматривает:

построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своей Малой родине;

приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи народностей Сахалина. Знакомятся с географическими особенностями города, с достопримечательностями города и районов;

- участие в районных, городских конкурсах, фестивалях, акциях.

Целью реализации программ является процесс, который предполагает:

Организацию интеллектуальной, эмоциональной активности, как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников.

– на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём средствами познавательно-краеведческой деятельности.

В связи с этим основными задачами являются:

В области образования:

- расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, о достопримечательностях города, района, области, социальным навыкам;

- приобретение умений и навыков в работе с картой;

- развитие интеллекта ребенка, формирование   наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

- знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Региональный компонент реализуется по темам:

- Мой город, мой дом, моя семья.

- Мой район. Районы Сахалина.

-Наш край.

- Географические характеристики Сахалина, как острова.

-  Охотское море. Татарский пролив.

-Растительный мир Сахалина.

-Животный мир.

- Охрана природы

- Изучение и охрана памятников истории и культуры.

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

- Совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и образовательная деятельность в режимных моментах;

- Самостоятельная деятельность с детьми;

- Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;

- создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач

- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях)

- метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, экскурсия

- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий - «туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсии.

Формы и виды контроля: конкурсы, викторины, игры, соревнования.

Промежуточные результаты освоения тематических блоков

6-7 лет        

Любознательный, активный.

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Шахтёрск, Углегорский район, Сахалинская обл.  Охотское море, Татарский пролив, на карте, отмечает их уникальность, называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Охотского моря и Татарского пролива. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

Эмоционально-отзывчивый

Выражает восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей моря. Выражает положительные чувства при рассматривании природы города Сахалина в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Мотивирует свое отношение к Сахалинской обл. Углегорскому району,г. Шахтёрск, Охотскому морю, Татарскому проливу.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Составляет несложные рассказы о растительном и животном мире Сахалина и Охотского моря.  Ребёнок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса) с помощью наглядной модели. Проводит опыты, эксперименты с морской и речной водой. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе

Ребенок имеет представление о флоре и фауне Охотского моря, Татарского пролива, города Шахтёрск, температуре воды и воздуха; почетных жителях города, специальностей родителей.

Овладевший   универсальными   предпосылками   учебной деятельности.

Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Тема

                          Задачи

Сроки

Мой город. Мой дом, моя семья.    

Знакомство: Географическое расположение города. Герб. Флаг.  Знание, что город- это результат труда людей разных профессий.  Чем знаменит наш город. Расширить знание о социальных объектах. Закрепить знание названий улиц. Знакомство с представителями почётной, рабочей профессии – шахтёрами. Главный праздник нашего города. Создание альбомов:

 «Наш город», «Профессия-шахтёр»

   Сентябрь

Мой район. Углегорский район.

Районы Сахалина.

Знать географическое расположение. Флаг, герб района, г.Углегорска. Социальные объекты, достопримечательности. Праздники.

Продолжить знакомство с историческими событиями района, откуда пришли названия.     Участвовать в праздновании                             70- летия Углегорского района. Принимать участие в создание альбома «Наш район».

Участие в творческом конкурсе «Мир глазами детей»

Октябрь

Моя область. Сахалинская область.

Познакомить с районами Сахалинской обл.  географическое расположение. О чём может рассказать герб каждого района Город и герб Сахалина, города Южно-Сахалинска. Малые народы.

Чем знаменит наш край. Достопримечательности г.Южно-Сахалинска.

Ноябрь

Географические характеристики Сахалина, как острова. Наш край.

Развивать умение находить на глобусе       Сахалин. На карте Сахалина свой город, район.

 Развивать умение по цветовому и условному обозначению различать океаны моря, реки, озёра, сушу.

Знакомство с географическими обозначениями природы на карте Сахалина. Населённые пункты, природные достопримечательности.

          

 

Декабрь

Охотское море, Татарский пролив

Знакомство: Географические характеристики. Богатства моря. Легенды   моря. Растительный и животный мир моря. Экологические проблемы моря. Развивать умение ориентироваться на карте и глобусе при нахождении Сахалина. Различать по цвету и находить море, реки и озёра. Расширить знание о животном и растительном богатстве моря и рек Сахалина. Развивать умение отображать свои знания в творческих работах.

Январь

Растительный мир Сахалина.

Знакомство с особенностями растительности Сахалина. Географические характеристики суши.  Различать на карте по цвету изменения растительности. Расширить знание о ядовитых и опасных растениях, лекарственных растениях.  Полнить знания красной книги растений.

Развивать умение различать растения в гербарии, в рисунках, в презентациях и называть их. Реализовывать свои знания в художественном творчестве.

Февраль

 Животный мир.

Обогащать знания об особенностях животного мира Сахалина. Каких животных можно встретить в лесу. Красная книга. Охраняемые животные. Фотовыставка.  Воспитывать умение участвовать в акциях и конкурсах по защите животных. Умение воспроизводить знания в спектаклях, театрализованных играх.

Март

Охрана природы

- Охрана природы. Экология и охрана природы. Заповедная природа - Красная книга Сахалина. Правила поведения в природе. Помощь природе. Природоохранные акции. Участие в конкурсах «День Птиц», «День Земли», «День Воды», «Наш дом – Земля» и пр. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Воплотить знания в создании «Красной книги».                                         Театрализация экологической сказки» Вовка и волшебный цветок»

        

Апрель

Изучение и охрана памятников истории, культуры.

- Знакомство с памятниками воинам ВОВ. Возложение цветов, участие в охранных мероприятиях с приобщением родителей. Фотовыставка и выставка рисунков. Встречи с ветеранами ВОВ. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события. Создание мини-музея

« Сахалинцы во время ВОВ»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом "Животный мир Сахалина"

 Иллюстрации можно применять в НОД по ознакомлению с окружающим миром...

Альбом "Животные Сахалина"

Экологическое воспитание...

Транслирование опыта работы. Доклад "Методика преподавания исторического и литературного краеведения в дошкольном образовательном учреждении" для областных гуманитарных чтений по теме" Сахалин М.В Теплинского, Г.И Мироманова и М.Л Полянского"

Представлена концептуальная основа воспитания и обучения духовно-нравственного развития детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Предложены темы по ознакомлению с малой Родиной...

«Формирование у дошкольников экологических компетенций средствами краеведения и музейной педагогики. Организация мини – музея «Сахалин – мой край родной»

Сахалин чудесный остров замечательных людейТы на свете всех прекрасней, ты для нас всего нужней.Сахалинская природа – край чудесный и родной,Чтобы с нами не случилось, будем мы всегда с тобой.И ...

Программа по краеведению для детей 4 - 7 лет Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый»

Программа «Край родной – навек любимый» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание  гражданственности, па...

Предметно-пространственная среда краеведения Сахалина.

Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.Задачи образовательной деятельности в уголке краеведения:• научить р...

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Коренные народы Сахалина-Нивхи»

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Коренные народы Сахалина-Нивхи»...