Творческий проект. Создание Центра краеведенья «Люби и знай родной Алтай»
проект (старшая группа) на тему

Капуста Ирина Алексеевна

Поект в рамках мероприятий посвященных 80-летию Алтайского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_altay.docx130.64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №31

город Яровое Алтайского края

Творческий проект.

Создание Центра краеведенья

«Люби и знай родной Алтай»

https://arhivurokov.ru/multiurok/7/3/3/73366019ecf03c7e134f37dcb2e7b22d64cde2a3/img16.jpg

                                                                         Капуста И.А., воспитатель

                                                                            Кононова В.И., воспитатель

                                                                                    Мусатова Е.И.,

                                                                                                учитель-логопед.

2017

“Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца”.

К.Паустовский

Актуальность.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональные особенности территории. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с Алтайским краем,  с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут каждому ребёнку стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.   И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине, выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит задача – сформировать это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показать всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.                                                                                                  

 В период обновления дошкольного образования возрастает роль регионального компонента, в том числе изучения родного края как источника развития творческого потенциала для детей и взрослых.

Проблема.                                                                                                                    В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, но не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Гипотеза.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города,  края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель  проекта:  формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Алтайского края. 

Задачи проекта:

  • Обогатить знания детей об Алтайском крае, городе Барнауле, как столице края; об истории, символике, достопримечательностях, промышленных и культурных объектах края.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Алтайский край.
  • Познакомить с культурой и традициями Алтайского края.
  • Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  • Создать условия для творческого содружества семьи и ДОУ, включая семьи в единое воспитательное пространство ДОУ.
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края

Участники проекта:

  • дети
  • воспитатели
  • специалисты ДОУ
  • родители

Сроки реализации:долгосрочный

Принципы реализации проекта:

  1. Краеведческий принцип - максимальное включение в образовательный процесс изучения традиций, обычаев и культуры Сибирского края.
  2. Обеспечение субъективной позиции всех участников  педагогического процесса- каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество.

3. Принцип интегративности - особая роль в проекте отводится интеграции краеведческого содержания в различные виды детской деятельности и через различные способы её организации. Мы реализуем этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями Сибири сочетаем разные виды деятельности.

4. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает - позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

5. Динамичность - детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Основные организационные формы

С родителями

С детьми

- анкетирование,

- родительская гостиная,

- участие в жизни д/с,

- рекомендации,

- посещение музея

-совместные экскурсии детей и родителей по различной тематике

- творческое задание: «История моей семьи в истории Алтая»,

- КВН  «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

-НОД,

-свободная деятельность,

-целевые прогулки по городу,

-игры,

-праздники,

-развлечения,

-экскурсии,

-наблюдения,

-продуктивная деятельность,

--тематические выставки,

-диагностика нравственно- патриотических способностей детей,

-встречи с участниками исторических событий, людьми искусства,

-работа в краеведческих уголках групп.

Этапы реализации проекта

Название этапа

сроки

содержание

1 этап.  Информационно-накопительный.

Январь-март

1. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

2. Обращение к специалистам.

2 этап.

 Разработка проекта

февраль

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого темой проекта.

2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

3.Составление плана работы над проектом.

3 этап.  

Реализация  проекта

Февраль-март

Познавательное развитие:

Экскурсии :  

  •  по городу «О чём рассказала дорога?»  
  • в библиотеку (Рассказ библиотекаря об образовании нашего города)
  • в музей «Путешествие в прошлое»
  •  к Мемориалу Победы.
  • Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, по темам: «Природа Алтайского края», «Люди края», «Традиции Алтайского края», «Традиционные ремёсла нашего края», «Город, который люблю».
  • Просмотр видеофильмов, презентаций по истории города, края.

Речевое развитие

  • Беседы: «Мой город - Яровое» (рождение города) «Алтай -мой край родной», «Растительный мир родного края», «Животный мир Алтайского края», «Предприятия родного города».
  • Творческие рассказы: «Город, в котором я живу» Совместное с родителями составление мини-эссе.
  • Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это? Кто это?».
  • Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».
  • Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
  • Заучивание стихотворений алтайских поэтов. Чтение художественной литературы. Знакомство с творчеством детских писателей Алтая.
  • Разучивание стихов, песен об Алтайском крае.

Художественно-эстетическое развитие:

  • «Мы играем в оркестре народных инструментов»
  • Народное творчество Алтайского края
  • Создание фотоальбомов «Алтай - глазами детей и родителей»
  • Изготовление макетов - «Город-будущего»  «Наша улица», «Наш детский сад».
  • Оформление выставок рисунков и творческих работ по теме проекта.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Организация уголка краеведения в группе
  • Сюжетно – ролевые игры: (Пожарные, Защитники Родины и др.)

Физическое развитие:

  • Альбом эстафета «Поделись опытом семейного отдыха»
  • Подвижные, речевые игры: «Дождь и солнце», «Кузовок» и др.

Игровая деятельность

  • Дидактические игры «Знаешь ли ты?», «Кто что делает», «Нарисуй узор», домино «Народные промыслы»
  • «Ты в окошко посмотри, что увидишь – говори» и т. д.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Оформление игротеки по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего»,, «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» корзинка «Алтайская сказка» и пр.

4 этап.   Презентационно - завершающий

март

1. Создание в группе уголков по краеведению.

2. Выставки продуктов детской деятельности  

5 этап.

Контрольно-рефлексивный

1.        Подведение итогов.

2.        Рефлексия по итогам реализованного проекта: диагностика   уровней сформированности  знаний об  Алтайском крае у детей 6-7 лет.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

- Проявление самостоятельности и творческой активности.

- Нравственно - патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края.

- Развитие связной речи, обогащение словаря.

- Формирование у детей знаний об истории возникновения города, о его достопримечательностях, природных богатствах, социально  - экономической значимости.

- Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему  родного города, края.

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ.

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

- Помощь в создании в группе Центра краеведенья «Люби и знай родной Алтай»

Литература:

  1. Мы живем в России, авт. И.Н. Зеленова, Л.Е.Осипова, изд.Москва 2010г.
  2. «Воспитание маленького гражданина», авт. Г.А.Ковалева, Москва 2004г.
  3. Нравственно – патриотическоевоспитание детей старшего дошкольного возраста. М.Д.Маканева, Москва 2005г.
  4. Периодическая печать
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай родной свой край"

Несколько занятий, посвященных изучению природы  своего края....

Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).

изучение и анализ по проблеме проекта.                         - формирование нр...

Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)

Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...

Краеведение в ДОУ "Люби и знай родной свой край"

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и тради...

Рабочая тетрадь по краеведению «Люби и знай, родной свой край» предназначена для дошкольников 5-7 лет.

Нельзя любить свою Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к "малой Родине" - важная задача, которая стоит перед педагогами.Рабочая тетрадь по краеведению &laq...

Картотека бесед по краеведению "Люби и знай свой край родной".Старший дошкольный возраст

В данной разработке представлена картотека бесед по теме "Люби и знай свой край родной" с целями и формами проведения.Старший дошкольный возраст....

Проект в средней группе «Люби и знай, родной свой край»

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личност...