Знакомство с мастерами - гончарами и гончарным кругом
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тема: Знакомство с мастерами - гончарами и гончарным кругом.

Задачи:

  • Познакомить детей с профессией гончара, с его инструментами для лепки: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка.
  • Развивать у детей представление о труде гончаров в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда.
  • Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончаров.
  • Активизация словаря: горн, гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_znakomstvo_s_goncharami_i_goncharnym_krugom.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
(ИНТЕГРИРОВАННОЕ)

в старшей группе

ТЕМА: Знакомство с мастерами - гончарами и

гончарным кругом.

ИСПОЛНЕНО: воспитатель Васильева В. В.

2010 г.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с профессией гончара, с его инструментами для лепки: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка.
  • Развивать у детей представление о труде гончаров в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда.
  • Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончаров.
  • Активизация словаря: горн, гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг.

Подготовка: картинки с изображением работы гончаров, гончарный круг, глина, картинка с изображением горна, изделия гончаров.

Ход занятия:

Воспитатель: Откуда взялось это слово - "гончар"? Оказывается, все изделия из глины обжигали в специальных печах - горнах. В давние времена мастеров, работающих с глиной, называли "горнчарами", но со временем звук "р" потерялся и получилось слово "гончар".

Кроме посуды (показ) гончары делают и забавные изделия. Это различные игрушки (показ), украшения (показ).

Но, конечно, самым главным изделием гончара является посуда (показ): чаши, блюда, чайники, кружки, крынки, тарелки. Плоские блюда, чаши гончару лепить легко. А вот для изготовления кувшинов, ваз, крынок гончары используют гончарный круг (показ). В древние времена гончар одной рукой вращал круг, а другой лепил, затем он придумал гончарный круг с педалью, а сейчас есть электрические гончарные круги.

Чтобы получилась вот такая чудесная ваза, гончар вначале брал кусок глины, затем его хорошо мял в руках и бросал с силой на середину гончарного круга. Для чего же он это делал? Для того, чтобы из глины вышел ненужный воздух. А как вы думаете, есть в глине воздух?

Дети: В гинее есть воздух, мы видели его, когда на занятии опускали сухую глину в банку с водой. И в воде появлялись пузырьки.

Воспитатель: Ой, кто это мяукает? А, это моя знакомая кошка Мурка. Заходи. Ты хочешь нам что-то рассказать?

Воспитатель: Мурка расскажет нам, для чего гончар удаляет воздух из глины.

Мурка: Я собралась лепить в подарок своему другу Шарику миску из глины. Но не помяла, не побила глину, а сразу стала лепить. Слепила, поставила миску в горн, чтобы обжечь. Обжигают посуду в горне (показ картинки) для того, чтобы она стала прочной и не пропускала воду. И когда обжиг закончился, я открыла печь и увидела, что моя миска треснула. Я спросила у гончара, почему же моя красивая крепкая миска треснула во время обжига. И гончар объяснил мне: ты, Мурка, не удалила воздух из глины и в печи эти воздушные пузырьки лопнули и появились на миске трещины. Теперь я всегда хорошо мну и бью глину, чтобы из нее вышел воздух и мои изделия получились крепкими.

Мурка (обращается к детям): Ребята! А вы хотите что-нибудь слепить? Тогда возьмите глину в руки и хорошенько её что? (верно, помните), возьмите доску для лепки, положите ваш комок на доску. Расплющьте его ладонью. Слегка смочите пальцы в воде и ими смочите глину. Возьмите скалку, раскатайте комок глины, как ваша мама раскатывает тесто. Теперь возьмите стеку и аккуратно и ровно обрежьте края вашей лепешки, придав ей форму полоски.

Возьмите трафареты (это могут быть бусинки, пуговицы палочки с зубчатыми краями и другое) и украсьте свои полоски узором. (Работа детей по методу словесных указаний)

Мурка: Только не спешите, дети, отделять свою полоску от доски, вы ее испортите. Чтобы аккуратно снять полоску (изделие) с доски, у гончаров есть проволочка для срезания изделия. (Показ воспитателем, как это делается).

Воспитатель: Спасибо тебе, Мурка, за советы и рассказ, приходи к нам еще в

гости.

А вы, дети, аккуратно сложите свои изделия для просушки, а когда они высохнут, мы распишем их красками.

Вот теперь вы знаете, какая интересная и сложная профессия гончара, сколько разных инструментов он использует в своей работе, чтобы получились такие красивые вещи: посуда, игрушки, украшения. Как же нужно относиться к таким вещам из глины?

Ответы детей: бережно, аккуратно, чтобы они не треснули и не разбились, так как они очень хрупкие. И чтобы небрежным отношением не обидеть мастеров.

Воспитатель: Верно, вы все правильно ответили и, надеюсь, так и будете относиться к интересному труду гончаров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Гончарный круг"; Переспективный план работы кружка с детьми возрастной группы 5-6 и 6-7 лет.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных возможностей , поэтому так важна кружковая работа, программа которой составлена с учетом ранее полученны...

Конспект НОД во второй младшей группе «Знакомство с квадратом. Сравнение его с кругом»

Предлагаю вам конспект НОД в ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) на тему "Знакомство с квадратом. Сравнение его с кругом". Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей...

Разработка программы дополнительного образования "Гончарный круг"

Разработка программы дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс по гончарному делу

В нашем саду прошел очень интересный мастер-класс по гончарному делу. Дети были в восторге. Каждый унес свою поделку домой.Современная система дошкольного образования ставит перед нами задачу — ...

"Знакомство с глиной и гончарным кругом"

Познакомила детей с природным материалом глиной. Рассказала как приготовить  глину к использованию,какие приемы лепки существуют, какие особенности у этого материала. Показала и дала детям порабо...

«Знакомство с квадратом. Сравнение его с кругом»

Конспект НОД во второй младшей группе «Знакомство с квадратом. Сравнение его с кругом»Цель:- Познакомить детей с геометрической фигурой квадрат- Учить детей обследовать фигуры (обводи...

Мастер-класс воспитателя «Гончарное дело сродни волшебству»

Мастер-класс воспитателя  «Гончарное дело сродни волшебству» Цель:  Познакомить детей с гончарным ремеслом.Задачи:  1) помочь детям овладеть элементарными приемами гонч...