Статья ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
статья на тему

Сытина Наталья Викторовна

В статье изложен обощенный опыт детского сада о поликультурном воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sytina_n._v._irkutsk.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Сытина Н.В., музыкальный руководитель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 142, Иркутск

Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека [11, c.25].

Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности дошкольного учреждения.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.

Целью поликультурного воспитания дошкольников является формирование у дошкольников российской гражданской  идентичности, которое предполагает:

  •         обеспечение ребенку возможности вступления в равноправный диалог с иными культурами и возможность включения в современные мировые цивилизационные процессы;
  •         создание основы самоидентификации ребенка как представителя того или иного народа, определенной национальной культуры;
  •         выработку у дошкольника способности реализоваться в рамках определенной культуры и исторической общности как творческой поликультурной личности  и ответственного гражданина своего народа и своей страны.

Формирование общечеловеческой идентичности позволяет дошкольникам приобщаться к мировой культуре, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством.

Формирование гражданской идентичности способствует воспитанию дошкольника как гражданина своей страны, воспитывает патриотизм и любовь к Родине.

Формирование этнической идентичности и солидарности с «малой родиной», направленно на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п., ознакомления с окружающим миром [13, c.111].

Внедрение   поликультурного образования в дошкольное образовательное пространство должно обеспечить реализацию следующих задач: 

  • формирование гражданской и культурной идентичности дошкольников как граждан России; 
  • достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;
  • формирование у дошкольников зачатков правовой культуры и социально-политической компетентности; 
  • формирование предпосылок толерантного сознания дошкольников;
  • воспитание патриотизма дошкольников.

Система поликультурного воспитания детей обеспечивает:

  • на когнитивном уровне – освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;
  • на ценностно-мотивационном уровне – формирование качеств личности, адекватных запросам современного российского общества, задачам межкультурной коммуникаций и обмена, развития толерантности по отношению с другими  странам,  народам,  культурами  и социальными группами;
  • на деятельностно-поведенческом уровне – активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности.

Результатом организации поликультурного воспитания является личность дошкольника, любящая свой народ, свой край, свою родину, уважающая и принимающая ценности своего и других народов, готовая к участию в межкультурном диалоге.

Актуальность темы обусловлена тем, что  становление культурологической модели образования в России создает условия для  интенсивного поиска путей  выстраивания образовательных программ, ориентированных на освоение национального и общечеловеческого опыта. Современная тенденция обновления образовательного пространства связана с этнокультурной направленностью содержания образования, возрастанием роли родного языка обучаемых, идей народной педагогики.

В основе Стратегии развития образования лежит принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В свою очередь, концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. 

Иркутская область, как и многие другие регионы России, представляет собой поликультурное пространство, в котором перекрещиваются интересы, запросы, ценности различных этнокультурных групп.  Коренные народы на территории Иркутской области представлены бурятами, эвенками, тофаларами. Детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур [15, с.320].  

Поликультурное образование в нашем ДОУ заложено в Основной общеобразовательной программе дошкольного образования и направлено на:

  •  становление основ мировоззрения;
  • становление основ национально-культурной и гражданской идентичности;
  • духовно-нравственное развитие;
  • воспитание на основе региональной этнопедагогики, демонстрирующей традиции в данном регионе;
  • создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Знакомство с народами Сибири, традициями, обычаями местных народов, трудом, бытом, архитектурой, местными писателями, предметами искусства, старины происходит при проведении таких тематических недель, как «Земля – наш общий дом», «Мой город», «Моя малая Родина – микрорайон Синюшина гора», «Народы Севера», «Байкал».

Так, в рамках тематической недели «Земля – наш общий дом», прошло развлечение «Праздник Белого месяца», целью которого было познакомить детей с традициями и обычаями  бурятского  народа в праздновании Сагаалгана, а также   развлечение «Эвенский праздник – День оленевода».

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту народных обычаев и обрядов. Например: ёхор — древний круговой бурятский танец с песнопениями. У каждого племени ёхор имел свою специфику. Перед охотой или после неё по вечерам буряты выходили на поляну, разжигали большой костер и, взявшись за руки, танцевали всю ночь ёхор с веселыми ритмичными песнопениями. В родовом танце забывали все обиды и разногласия, радуя предков этим танцем единения.  Разучивание этого обрядового танца с детьми воспитывает чувство товарищества и умение подчинять себя общей цели.

В процессе игры мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования через дидактические игры, например: «Народы, как одна семья, хотя язык их разный», «Путешествие» (карта-путешествие по территории России и Приангарья)», «Национальные жилища», «Что лишнее», «Кто больше назовет сибирских сказок», «Что это и откуда», «Белый шаман», «Путешествие по сказкам». Игры-драматизации по произведениям писателей народов Сибири, позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений. 

Немаловажную роль в воспитании  играют подвижные игры.  Использование в работе  игр якутских и бурятских народов: «Табун», «Иголка, нитка, узелок», «Бабки-лодыжки», «Ловкий оленевод», «Полярная сова и овражки», «Стрельба из лука по соломенным бабкам», «Бой быков» развивают в детях силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера.  

Наряду с ознакомлением с народами Сибири проводится работа по ознакомлению с русской культурой на материале методических разработок О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

К таким праздникам относятся: «Рождество», «Масленица» «Веселые посиделки в Тальцах»  (развлечение - интерактивная экскурсия в музей), «Пасха» (развлечение), «Осенины», «Игры наших бабушек» и  др.). На праздниках ставят инсценировки народных сказок, поют частушки и народные песни, исполняют танцы разных народов; сменить виды деятельности  и активизировать внимание детей помогаю различные игры. Воспитатели приходят на праздник в национальных костюмах, артистично исполняют роли любимых сказочных героев русских народных сказок и былин.  Все  праздники  отражены в календарно-тематическом планировании образовательной деятельности детского сада.

 В дошкольном образовательном учреждении реализация поликультурного воспитания осуществляется в тесном сотрудничестве музыкального руководителя и воспитателей. Особое место в педагогическом процессе мы уделяем организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В центры развития в соответствии с тематической неделей, вносим различные дидактические, настольные игры, атрибуты («Природа Байкала», «Интеллектуальные турниры», «Семейный круг», «Национальная кухня», «Народный календарь», «Одень куклу в национальный костюм»), которые позволяют детям расширять представления о быте, традициях и культуре коренных жителей.

Технологические карты стимулируют творчество детей при создании построек жилищ народов Сибири, при изготовлении и украшении предметов быта, игрушек и т.д. (лепка «Сибирские мотивы» побуждает детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь), рисование «Весёлая ярмарка», «Роспись сибирской красавицы», - закрепляет у детей умение самостоятельно, оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей Сибири. Аппликация «Украшение русской избы (бурятской юрты)», «Сибирское кружево»), Декоративное рисование «Сибирские узоры – сколько радости для глаз», - расширяет представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на листе.

Использование народной музыки, как фона, в образовательной деятельности художественный труд, создаёт творческий подъем и в тоже время эмоциональную уравновешенность у детей. А детские рисунки и поделки могут стать наглядным материалом в музыкальном зале.

Невозможно осуществлять поликультурное воспитание детей, сосредоточившись лишь на культуре своего региона, своей страны, не прикоснувшись  к шедеврам мирового искусства. Фрагментарное ознакомление с культурами мира систематически происходит на музыкальных занятиях, которое включает в себя классику, фольклор и музыку разных народов. Например: во время проведения Новогоднего утренника «Путешествие Деда Мороза», дети старших и подготовительных групп прикоснулись к культуре европейских и восточных стран мира.  Процесс разучивание финских и восточных  танцев, исполнение итальянской музыки  на детских музыкальных инструментах, сопровождалось беседами о характерных особенностях культур востока и Европы.

 При подготовке проекта «Симфонический оркестр», дети познакомились с музыкальной культурой Норвегии, Австрии и Германии. Слушание и посильное участие в исполнении музыки В. Моцарта, И. Баха, Э. Грига прививает детям эстетический вкус, обогащает их музыкальный опыт. Интегрированные занятия в образовательных областях музыка и художественный труд дают первоначальные представления о стилях  французской музыки, на примере доступных восприятию дошкольниками произведений К. Сен-Санса «Карнавал животных», К. Дебюсси «Лунный свет», «Облака».

Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Наша задача вовлечь родителей во взаимодействие по реализации программы поликультурного воспитания.

 Начальным этапом в работе стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения.

Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к  праздникам, тематическим выставкам. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, интерактивных экскурсий, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, совместному изготовлению книг-самоделок, созданию краеведческого уголка из предметов, фотографий, значков и т.д.

Дети вместе с родителями составляют родословную ребенка, рисуют вместе с детьми людей в национальных костюмах.

Подводя итог работе, можно констатировать, что целостная система поликультурного воспитания позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). 

 

Список использованной литературы

  1. Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г.Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. – 2002. – № 2. – С. 76-69.
  2. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. – 1992. – №5-6. – С. 5-8.
  3. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа. / Ю.А. Афонькина. – Волгоград. Учитель,  2011.  – 366 с.
  4. Бабаева, Т.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. М.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС». 
  5. Бережнова, О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного пространства в ДОУ  / О.В. Бережнова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №7. –C.11-17.
  6. Данилова Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студента: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2007.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции  – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
  8. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э.М. Коротков. – М.: Акад. Проект: Мир, 2006. – 277 с.
  9. Парагульгов М.Б. Межкультурная коммуникация в контексте образовательной системы: формирование  поликультурной  компетентности
  10. Педагогика: учеб. пособие  для студентов  пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. М.: Академия, 2005. – 366 с.
  11. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
  12. Скоролупова, О.А. Образовательные области ООП дошкольного образования и их интеграция. Комментарии. / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Журнал Дошкольное воспитание. – 2010. – №7. С. 11-19.
  13. Сыродеева А.А. Поликультурное образование. М.: МИРОС, 2001. – 322 с.
  14. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. –2005.  – № 7. –С. 9-11.
  15. Этнография: учебник / под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 320. Глава 10. «Народы Сибири».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...

Статья" Особенности организации трудового воспитания у дошкольников"

Особенности организации трудового воспитания у дошкольников...

Статья "Опыт организации предметно-пространственной среды""

Данная статья размещена в журнале, выпускаемом  НИИСО "Современное образование"...

Статья Опыт организации и проведения сюжетно-ролевой игры «Больница» в средней группе по программе: «ПРОдетей»

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь - играть. По мнению ученых, игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Как сказал М. Мон...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...

Статья "Опыт по патриотическому воспитанию"

В период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека. Дети старшего дошкольного возраста имеют определенные особенности развития. ...

Опыт работы "Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"

Основная наша идея заключается в том, что развивающая предметно-пространственная среда позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия педагогов с детьми и родителями. Ро...