Ознакомление детей старшего возраста с бурятским языком через театральную деятельность
методическая разработка (старшая группа) на тему

Батомункуева Сэсэгма Васильевна

Ознакомление детей старшего возраста с бурятским языком через театральную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_detey_s_bur.yazykom.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад№5 «Ёлочка»

Ознакомление детей старшего возраста с бурятским языком через театральную деятельность

Воспитатель: Батомункуева С.В.

г. Кяхта.

2017- 2018уч. г.

Введение.

Каждый народ является неотъемлемой частью человечества, своих обычаев и нравов. Традиции — своеобразный коммуникативный механизм общества, обеспечивающий непрерывность передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению.

Язык – душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками и др.

Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для развития.

Необходимость осмысления различных теоретических и практических проблем побуждает начать научно – экспериментальные исследования, которые помогли бы решить вопросы обновления содержания образования национально – региональным компонентом; апробировать программы и пед. технологии, направленные на развитие

творческой личности, способной к этнической самореализации.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе учебно-методического комплекса начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амар мэндэ-э!», образовательной программы ДОУ.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей  группы и направлена на формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне.

В процессе коммуникативно направленного процесса предполагается решить следующие задачи:

  • формирование у детей положительного отношения и интереса к бурятскому языку, культуре бурятского народа;
  • воспитание потребности в использовании бурятского языка для решения задач общения, для осуществления конкретных дел, актуальных для детей этого возраста;
  • развитие у детей интеллектуальных, познавательных способностей: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения;
  • расширение общеобразовательного кругозора дошкольников.

Программа основана на принципах коммуникативности, наглядности, доступности, систематичности, принципа учета первого языка обучающегося и принципа  диалога культур.  И направлена на речевую деятельность, основными видами которой в старшем дошкольником возрасте являются аудирование и говорение.

Для реализации программы определяются следующие  методы обучения, методы организации ознакомления (показ и объяснение), методы организации тренировки и организации применения. Сопутствующим методом выступает контроль, включающий коррекцию и оценку. Реализация этих методов осуществляется средствами обучения: упражнения и задания

Первой ступенью овладения материалом является его восприятие, осмысление и запоминание информации. Она реализуется при помощи задания Шагнагты. Следующая ступень формирования коммуникативной компетенции характеризуется осуществлением действий на основе усвоенного материала с целью тренировки. Она реализуется при помощи задания Дабтагты. Третьей ступенью ступенью познавательной деятельности является творчество. Формой ее реализации являются задания на воспроизводящую и творческую деятельность Хэлэгты и Наадагты.

НОД

Совместная деятельность

Репкэ

Рассматривание альбомов «Баргузинский заповедник», «Тункинский национальный парк», «Родная Бурятия», «Священный Байкал», общегеографической карты Бурятии.

Беседа «Республика Бурятия»

П/и «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад)

Улаан Малгайхан

Рассматривание альбома «Мой любимый город»

Беседа «Мой город Улан-Удэ»

Чтение стихотворения В.Петонова «Улан-Удэ»

Рисование «Улицы родного города»

Гэрхэн

Государственный флаг, герб, гимн Бурятии

Рисование флага Бурятии

Заучивание государственного гимна республики Бурятия «О родной земле» Д. Жалсараев

П/и «Иголка, нитка, узелок» (Зун, утахан, зангилаа)

Минии эбтэй булэ

Рассматривание открыток о Байкале.

Беседа «Славное море, священный Байкал»

Чтение «Легенда о Байкале и Ангаре»

П/и «Ищите палочку»

Гурбан поршоонхо

Рассказ воспитателя «История происхождения бурят»

Национальные костюмы бурят.  История жилища — юрта.  

Бурятские имена. Что они означают?

Бурятские пословицы и поговорки

Сагаалганай наадан

Беседа «Народный праздник Сагаалган»

Знакомство с музыкальными инструментами бурят (ятаг, лимбэ)

Заучивание песни «Сагаалган», стихотворений к празднику

П/и «Бэлэг»

Hалан hама

Красная книга Бурятии

Беседа «Звери и птицы Бурятии»

П/и «Верблюд ловит верблюжонка»

Балма  Баабгай хоер

Знакомство с творчеством бурятских художников и архитекторов

Бурятский орнамент.

Рисование бурятских орнаментов.

Бурятские сказки.

Беседа «Традиции и быт народов Бурятии»

Растения сибирского леса

Рисование цветов нашего края.

М/п /и «Шагай»

 

Перечень литературных источников

  1. Примерная программа «Тропинки»
  2. Г-Х.Ц. Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева  УМК«Амар мэндэ-э!» состоит из учебника, книги для учителя, рабочей тетради и аудиоприложения. Улан-Удэ, 2014г.
  3. Б. В.Батодоржиев «Орогты манайда. Дунууд» г.Улан-Удэ, 1998 г.
  4. У.Е.Мангутова «Сагаалганай наадан салгидаhаар...»
  5. З. Б. Лопсонова «Преемственность в воспитании этнической культуры у дошкольников и младших школьников» г. Улан – Удэ, 2000г.
  6. Г.А. Алексеев «Баллада о хонгодорах», Улан-Удэ, 2007г.
  7. Буряад хэлэн (Электронно ном). Улан-Удэ, 2006г.
  8. А.Д.Эрдынеева «Жилище бурят», Улан-Удэ, 2007г.
  9. Буряад оньhон угэнууд
  10. Мой родной край.  Электронная книга
  11. Тункинский парк. Электронная книга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению детей старшего возраста с художественной литературой через творчество Н.Н.Носова.

К созданию проекта подталкнули ряд причин.Во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников, знакомство с художественной литературой исполь...

Проект по ознакомлению детей старшего возраста с художественной литературой через творчество Н.Н.Носова.

Знакомство детей старшего возраста с творчеством Н.Носова через проектную деятельность....

Проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с бурятскими национальными традициями»

Проект разработан для детей дошкольного возраста ,т.к. в детстве закладываются ценностные основы мировоззрения ,отношения к миру и поэтому особенно важно знакомить детей, прежде всего, с ближайшим для...

Обучение детей татарскому языку через театральную деятельность

Цель: Обучение детей татарскому языку, используя разные виды театра.Задачи: обогащение словарного запаса детей, совершенствование звуковой культуры речи, развитие диалогической и монологической и...

Мастер- класс на тему " Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с основами экологии через театральную деятельность"

Цель мастер- класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театральную деятельность.Задачи: -...

Кружковая работа по обучению детей осетинскому языку через театральную деятельность

   Северная Осетия – Алания  – один из многонациональных регионов РФ. Основной задачей государственной политики в сфере дошкольного образования является повышение эфф...

Опыт работы "«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность».

quot;Ведущая педагогическая идея опыта заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности"...