Исследовательская работа «Почему в тундре мокро и сыро»
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

Актуальность исследовательской работы дошкольников  заключается в проявлении авторов интереса к тундре и возникшем проблемном вопросе: «Почему в тундре всегда мокро и сыро?». Знания о тундре, свойствах мхов и знания о слоях почвы помогают нам осмыслить, что на земле есть такая природная зона:  очень богатая, красивая и суровая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochemu_v_tundre_mokro_i_syro.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Северяночка» г. Воркуты

«Челядьöс 63 №-а видзанiн «Северяночка» школаöдз велöдан

муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к

 (МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты)

Исследовательская работа 

«Почему в тундре мокро и сыро»

( воспитанники подготовительной группы Ковальчук Саша,

Майер Соня, Кудря Рома, Коршунов Кирилл, Ощепкова Настя)

Направление работы: Исследования дошкольников

Руководитель: Сайфетдинова Татьяна Юрьевна, воспитатель

г. Воркута, 2016 г.


Актуальность работы заключается в проявлении авторов интереса к тундре и возникшем проблемном вопросе: «Почему в тундре всегда мокро и сыро?». Знания о тундре, свойствах мхов и знания о слоях почвы помогают нам осмыслить, что на земле есть такая природная зона:  очень богатая, красивая и суровая. 

Объекты исследования: тундра.

Предметы исследования:  слои почвы тундры.

Цель исследования:  выяснить свойства слоев почвы тундры и мха с помощью экспериментальных действий и узнать, почему в тундре мокро и сыро.

 Гипотеза: в тундре всегда мокро и сыро, потому что лето очень короткое и дождливое. Солнце не успевает прогреть всю почву, а вода не успевает, испарятся и впитываться в землю.

Участники исследования: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.

Задачи исследования:

  1. Узнать, почему в тундре мокро и сыро.
  2. Выяснить слои почвы тундры.
  3. Провести опыты, моделируя слои почвы.
  4. Создать макет «Слои почвы».

Методы исследования: изучение литературы по данной теме и интернет - ресурсов, изготовление макета, проведение опыта, анализ и сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.

Новизна исследования: заключается в том, что входе исследования дети выяснили состав слоев почвы тундры.  Каждый из участников создал свой индивидуальный макет «Слои почвы» и провел эксперимент, тем самым получив ответ на интересующий вопрос. А также  узнали интересные факты о тундре и мхах.

Практическая значимость исследования: Суть проекта состоит в том, чтобы привлечь внимание к изучению земной поверхности (конкретно - тундры). Проект содержит естественно - научную информацию о слоях почвы; описание создания модели «Слои почвы»  и проведения экспериментальной части проекта. С результатами исследования можно ознакомить своих друзей и близких.

Этапы исследования. Наше исследование было разделено на 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Мероприятия подготовительного этапа: сбор информации по проблеме исследования  слои почвы. Из энциклопедии, бесед с родителями, интернет - ресурсов  мы узнали, что в слои почвы тундры входят: уголь, лед (вечная мерзлота), глина, песок, земля.   Вспомнили о свойствах каждого полезного ископаемого и льда.

Мероприятия основного этапа: проведение опытов и экспериментов в детском саду и дома. Совместно с ребятами выяснили свойства мха и подобрали из различных предметов заместителей (пенопласт, губка, вата) аналог (заменитель) мха - губку. Далее каждый из участников исследовательской работы создал свою модель «Слои почвы» и провел эксперимент налив в свою модель воду, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему в тундре всегда мокро и сыро?» За моделью участники наблюдали еще в течение недели, проверяя влажность губки (мха), чтобы сделать заключительный вывод.

Мероприятия заключительного этапа: защита исследовательской работы в детском саду для детей своей и старшей группы.

Выводы о полученных результатах исследования (от автора). Мы узнали, что мхи имеют свойства похожие на свойства губки (впитывать и удерживать воду в себе, при нажатии на губку или мох вода проступает), поэтому в тундре всегда мокро и ходить в тундру нужно только в резиновых сапогах. А откуда вода  под мхами, на этот вопрос помогла нам ответить модель «Слои почвы».  В ходе исследовательской деятельности наша гипотеза подтвердилась. Мы узнали, что слои почвы тундры имеют важное значение. Вечная мерзлота является одной из особенностей природы северного края (за короткое и часто дождливое лето солнечные лучи не прогревают почву тундры), лед  не дает впитываться влаге дальше, глина не пропускает влагу, и вся влага задерживается в мхах, которые удерживают воду в себе, поэтому в тундре мокро и сыро и очень много болот и небольших водоемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Почему мы потеем?" руководитель Дунаева А.Л.

Данная  исследовательская  работа  стала  победителем  в Региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь...

исследовательская работа "Почему взрослые не играют в игрушки?"

Исследовательская работа "Почему взрослые не играют в игрушки?"...

Презентация исследовательской работы "Почему окрашиваются жидкости".

Со своей воспитаницей мы проделали исследовательскую  работу "Почему окрашиваются жидкости". И рассказали о своей работе всей группе....

Исследовательская работа "Почему картофель называют вторым хлебом?"

Исследоваиельская работа "Почему картофель называют вторым хлебом?"...

Исследовательская работа "Почему деревья не ходят?"

Исследовательская работа "Почему деревья не ходят?" по произведению Б.Заходера...

Исследовательская работа "Почему на тропинке не растет трава"

Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста...