Цикл занятий "Русский народный костюм"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Димяненко Елена Васильевна

Материал содержит разработки занятий о национальном русском костюме. Может использоваться воспитателями в качестве дополнительного материала при подготовке занятий краеведческого характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития детей № 9 «Семицветик»

Цикл занятий совместной деятельностью для детей 4-5л.

Тема: «Русский национальный костюм»

Разработала воспитатель

 высшей квалификационной

 категории Димяненко Е.В.

г. Зеленогорск 2013г.

Содержание:

  • методические разработки совместной деятельности:  3 -11стр.
  • «Русский платок»
  • «Русский сарафан»
  • «История русского костюма» игра-путешествие
  • электронное приложение:
  • музыкальное сопровождение (русские народные мелодии)
  • мультфильмы по мотивам русских народных сказок
  • презентация «Русские народные головные уборы» по картинам К. Маковского
  • авторский фильм «Праздник русского платка»
  • иллюстрации «Русский народный костюм»
  • иллюстрации РНК
  • раскраски РНК

Тема: Русский платок

Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре

Задачи:

  • Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.
  • Дать представления об истории возникновения платка
  • Познакомить с Павловским платком.
  • Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды.
  • Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.
  • Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей

 

Материал: волшебный сундучок, проектор, платки, слайды с изображением станков и платков, заготовки для платков на каждого ребенка, печатки, краски.


Ход занятия: 
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: - Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …

Дети: - Платок!
Воспитатель: ДаЭто платок. Давайте посмотрим
(дети рассматривают платки, а воспитатель их развешивает)
Воспитатель: Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком.
Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. 
(Показ слайдов)
Давным-давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках
украшали их вышивкой ленточками (рассказ сопровождается показом старинного платка). Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.
Павловский Посад – это город на берегу реки Клязьмы, недалеко от Москвы.
Раскинув перед собой шаль, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще всего роз. Розы яркие. Не менее яркие и зеленые листья и, дополняющие букет, мелкие цветы: голубые, сиреневые. Цвет фона у платка может быть бордовым, кремовым, зеленым и т.д. красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка.
Чаще всего цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Не одно поколение мастеров работало на фабрике.
Не обходилось, да и теперь не обходится, на Руси праздничный женский наряд без красивого, красочного платка.
Павловские платки известны во всем мире
 (рассказ сопровождается демонстрацией слайдов и платков).
Воспитатель: - В старину платки не только носили как украшение - с ними еще и играли. Давайте и мы поиграем!
Я познакомлю вас с русской народной
игрой "Достань платочек".
Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали  высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.
И ещё
игра с платочком

 Дети ходят по залу, ведущий говорит:

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с детками играть

Всех платочком накрывать.

Ведущая накрывает любого ребенка платком, подает сигнал колокольчиком, все остальные встают и подходят к платку, угадывают – кто под ним спрятался)

(После игры дети садятся на стулья)
Наряднее платки стали  в наши дни модной деталью одежды. Платок придает женщине привлекательность и неповторимость.
Ребята, я расскажу вам, как можно носить современный платок.
Демонстрация моделей:

  • "Нарядный бант"
  • "Платочек-шарфик"
  • "Ожерелье"

(Дети по очереди: один модельер, другой – модель, учатся повязывать платки).
Воспитатель: Вы научились модно, современно, красиво повязывать платки. Дома украшать ими будете мам и бабушек.
Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению платков.
Мы с вами будем украшать платочки. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый.
(Дети украшаю платочки способом печатания, придумывая свой узор.)

Итог занятия: 
Воспитатель: С какими платками мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные платки?
- Как можно в современной одежде использовать платок?

«Не забывай те русские народные традиции.

Носите русские платки: в них и в пир, и в мир, и в добрые люди! »


Выставление коллекции русских платков, современных платков.

Тема. Русский сарафан.

Цель:  Приобщать дошкольников к русской народной культуре

Задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями русского народа, с русским народным костюмом-сарафаном.

Воспитывать желание узнать интересное об одежде людей; умение создавать красивые вещи своими руками; видеть красоту в окружающих предметах.

Развивать у детей умение рисовать кистью

Воспитывать художественный вкус

Вызвать у детей веселое настроение, желание помочь кукле.

Материал: волшебный сундучок, русская горница - макет, сарафаны украшенные разным орнаментом; кукла - девочка в р.н. сарафане и кокошнике; кукла – мальчик в русском народном костюме; слайды «русский сарафан», музыкальное сопровождение русские народные наигрыши, краски, кисти, баночки с водой, тонированные заготовки – силуэты сарафанов.

Ход занятия:

Дети подходят к горнице

Хозяйка – кукла Маруся: Здравствуйте гости дорогие! Проходите! Какие вы красивые, веселые. Посмотрите, и мы с Митрофаном порядок в горнице навели, вас ждали. Ребята, я позвала вас в гости, чтобы показать свой новый наряд.

Воспитатель: - посмотрите ребята, что надето на Марусе?   (сарафан)

- правильно, сарафан. Это русский народный костюм. Давным-давно сарафаны ткали на самодельных ткацких станках, дома. А сейчас ткань производят на ткацких фабриках. Посмотрите, как красиво украшен сарафан. Ребята, я сегодня тоже одела сарафан. Скажите, одинаково ли украшены наши сарафаны?

- нет, не одинаково. У Маруси на сарафане квадраты и круги, а у вас цветы.

- Правильно, у Маруси сарафан украшен геометрическим орнаментом, а мой сарафан растительным орнаментом. Посмотрите, украшение идет по центру и по низу. Скажите, а какие цвета взяты для украшения, темные или светлые? (светлые)

- сарафаны украшают вручную, это очень трудоемкая работа. Сарафаны шьют и для дома и для праздников. Как вы думаете, надевают сарафан для домашней работы или для праздника? (для праздника)

Воспитатель: посмотрите дети, а что у Маруси на голове? (кокошник)

- обратите внимание, что кокошник украшен так же как и сарафан. Вам нравится наряд, который надет на Марусе? (ответы детей)

- ребята, предлагаю вам поиграть.

Проводится хороводная игра «Заря-заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

- Заря-зарница, Красная девица,

По полю ходила, Ключи обронила,

Ключи золотые, Ленты голубые,

Кольца обвитые — За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Творческая мастерская

Воспитатель:  Маруся говорит, что она не успела украсить сарафаны для своих подружек, что ей делать не знает. Подскажите? (ответы детей)

- а давайте мы с вами украсим сарафаны орнаментом геометрическим или растительным

 (самостоятельная работа детей, во время которой звучит спокойная русская народная музыка.)

- посмотрите ребята, какие нарядные и красивые сарафаны у вас получились. Как вы думаете, они понравятся подружкам Маруси? (да, мы не спешили и старались).

- Ребята, Маруся говорит вам спасибо за помощь и приглашает Вас к столу (угощение)

Итог: выставление коллекции расписных сарафанов

Тема: «История русского костюма» (итоговое)

Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре

  • знакомить детей с историей русского костюма, традициями русского гостеприимства;
  • развивать навыки общей хороводной игры, развивать мелкую моторику в пальчиковой игре;
  • активизировать познавательную деятельность в художественном экспериментировании;  
  • воспитывать художественный вкус.

Материалы: куклы Митрофан и Маруся – жители горницы, образцы женской и мужской одежды, музыкальное сопровождение к игре «Венок», краски, печать, шаблоны одежды для художественного экспериментирования, слайды «русская национальная одежда».

Воспитатель приглашает детей к совместной деятельности: Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно). Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.

Игровое упражнение «Изобрази»

Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой, повелительным  взором смотря по сторонам).

Воспитатель: Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.

- Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).

- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей) 

На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.

Художественное экспериментирование:

У детей на столах кусочки ткани, прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки и нанести узор на ткань, т.е. сделать её набойной.

Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое русского костюма. Митрофана и Марусю мы возьмём с собой. Пройдём через «Ворота времени» и окажемся в прошлом. Звучит таинственная музыка, дети проходят через импровизированные «Ворота времени» и подходят к горнице, где на лавке размещены русские костюмы.

Дети рассматривают одежду, воспитатель начинает рассказ:

Сарафанный комплекс.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? 
(венки, ленточки, повязки)
- А причёски? 
(коса или распущенные волосы).
- Какие головные уборы носили замужние женщины? 
(кокошники, шамшуры – головной убор с платком).
- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.
- Из какой ткани шили одежду? 
(из льна).
- Чем хороша и чем плоха эта ткань? 
(нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).
- Какие же наряды шили из льняной ткани? 
Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан.
Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
- Вся одежда была украшена.
- Чем? 
(стеклярусом, мехом, вышивкой).
- Нитями какого цвета вышивали? 
(красными и золотыми).

Игра «Напёрсток» (пальчиковая)

- Вышивает, шьёт иголка

(левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке)

- Пальцу больно, пальцу колко

- А напёрсток в тот же миг,

(выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки)

- К девочке на пальчик . Прыг.

 

- Говорит иголке – шей,

 

- А колоться ты не смей.

(шьют и грозят пальцем)

Понёвный комплекс

Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.
- Что такоё понёва?
Понёва – одежда типа юбки, которую одевала женщина после замужества.
Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани.
Передник – густо украшен вышивкой, функция – защита от загрязнения.

Мужской комплекс

Косоворотка, порты, онучи, лапти.
Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).
Вниз костюма одевали брюки.
- Как они назывались – 
порты.
- На ноги наматывали 
онучи и обували лапти.
Всю одежду подпоясывали 
опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).
- Молодцы, хорошо поработали.
- А теперь мы отдохнём.

Давайте поиграем с вами в игру «Собери костюм».

http://festival.1september.ru/articles/532283/img1.jpg

Воспитатель:

Ох. Какие молодцы!
Парни наши удальцы,
И девчата всем под стать
Им не станут уступать.

На Руси уж так идёт
Что талантливый народ,
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.
Вот, смотри, идёт хозяйка –
Та хозяйка – не лентяйка.

Почему всё изменилось?
Почему всё заискрилось?
Засмеялось и запело,
Ну. Скажите, в чём тут дело?
Это так легко понять:

Дети: Гости к нам спешат опять!

Речевая игра «Хозяйка»

Хозяйка, хозяйка!

(ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону)

Что, что, что?

(хлопки по ладошкам)

Гости едут!

(наклоны)

Хорошо

(хлопки)

Здрасте!

(хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху)

Здрасте!

(наоборот)

Чмок, чмок, чмок!

(щека к щеке)

Здрасте!

(хлопки  сверху)

Здрасте!

(наоборот)

Чмок, чмок, чмок!

(щека к щеке)

Обниму тебя, дружок!

(обнимаемся)

Хозяйка:

Здравствуйте. Детушки милые,
Соколики пригожие, да какие все хорошие:
Губки – ягодки, глазки – пуговки,
Щечки – аленьки, все кудрявеньки.
Проходите, проходите мою избу посмотрите.
Проходите, не стесняйтесь, да удобнее располагайтесь.

Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.
Родной матушке – платок посерёдочке цветок.

Девочки: (примеряя)

Ой, платок узором вышит!
Дружок, купишь мне такой?
Притворился, что не слышит,
Притворился, что глухой!

Хозяйка: Братьям – соколам по козловым сапогам.

Мальчики: (рассматривая) Ах, сапожки хороши и нарядны и легки!

Хозяйка: Сестрицам – лебедицам – да по белым рукавицам.

Девочки: (примеряя)

Вот обнова – то обнова,
До чего же хороша.
Как надену рукавицы,
Вмиг найду я жениха!

Хозяйка:

Ах, девчонки – загляденье, все любуются на вас
Что ж, начнём сейчас веселье, будет весело у нас.
Солнышко ясное, птиц хоровод,
Травушка-муравушка гулять всех зовёт.
На лужок, на простор, на широкий наш двор.

Будем мы с венком играть,
Да дружка себе искать.

Игра «Венок».
Двое ребят с венком берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные берутся за концы платков, и цепочкой медленно проходят в ворота. При этом поют:

Берёзка девочек кричала,
К себе призывала:

- Идите, девочки, на луг гулять,
Зелёные веночки завивать.

- Мы тебя, березка, не согнём,
На тебе веночки не завьём.

- Я к вам, девочки, сама согнусь,
Сама в веночки повьюсь.

Завьёте венки зеленые,
Станете весь год весёлые!

     Ребята, которые образовали ворота, кладут одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок!» и тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. По мере приближения кого-нибудь к венку, участник, спрятавший его, говорит: «горячо», а при удалении: «холодно». Кто первый найдёт венок – забирает его себе.

Хозяйка:

И напелись, наплясались, от души все наигрались,
Самовар вот принесу, угощать вас всех начну.

Дети: Погостить у вас приятно.

Мы ещё вас позовём.
А теперь пошли, ребята.
Чай с блинами мы попьём!

Воспитатель: А теперь ребята нам пора обратно, в наше время, в наш детский сад (под музыку проходим через «Ворота времени»)(куклы Митрофан и Маруся с собой).
- Вот мы и дома оказались и куклы Митрофан и Маруся с нами. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии.
А сейчас пойдём в группу и поедим вкусных блинов. До свидания!



Предварительный просмотр:

Копилка хороводных игр для детей дошкольного возраста

Немного истории.

Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе, об охотнике, ранившим или убившем зверя, об оленихе, потерявшей своих оленят, о весело скачущем воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни.

Хороводные игры исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко, считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.

Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода.

Для чего нужны игры с пением?

Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.

В основе большинства игр- народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного интонирования.

Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.

Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он запоминается в процессе игрового действия.

Главное – это выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность.

Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Надо сказать, хороводные игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности детей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки, выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

1. Кукушка

Дети стоят в кругу.

В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

«К нам кукушка в огород Прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, Кто кукует отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.

Ребенок пропевает «Ку-ку».

Водящий должен угадать по голосу .

2.«Заинька –горностаинька»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька»

Дети идут по кругу пропевая слова:

Заинька- горностаинька Некуда заиньки выскочить Кругом заборы высокие А у заиньки ножки коротенькие Ну-ка зайка скоком-скоком, Повернись-ка боком-боком, Ну-ка зайка повернись Кому хочешь, поклонись.

С окончание пения зайка выбирает нового водящего.

3.«Овощи»

Дети идут по кругу взявшись за руки.

В центре круга водящий с завязанными глазами.

Все поют:

Как то вечерком на грядке Репа свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки Но сначала встали в круг.

Останавливаются, считают загибая пальцы. Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же Раз, два, три, четыре, пять, Прячься лучше, прячься глубже. Ну, а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать. Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

4.«Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

Ты барашек серенький, Ты барашек беленький, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, Ты нас не бодай, С нами поиграй, Скорее догоняй.

С окончанием пения дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

5.«Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял, Здесь я шапку потерял, Новенькую шапку, Тепленькую шапку, Красненькую шапку.

Дети идут по кругу.

Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

Ребенок: Я на реку пришел, Здесь я шапочку нашел, Новенькую шапку Тепленькую шапку, Красненькую шапку.

С концом песни все останавливаются.

Ребенок: Ну, попробуй, догони, Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

6. «Игра с колокольчиком».

Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:

С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу. Колокольчик золотой, Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.

7. «Звездочет»

Дети стоят в кругу. В центре Звездочет. Дети идут по кругу вправо и поют:

В небе звездочки мигают, Звездам хочется играть, Звездочет считает звезды Раз, два, три, четыре, пять!

Припев: (идут в круг, отходят назад.) Звездочет, звездочет, Поиграй- ка с нами! Что покажешь ты нам, Отгадаем сами.

Дети отгадывают, что делает звездочет.

2 вариант:

Мы позвли Звездочета, Пусть считает нас подряд, В нашем садике, как в небе, Много звездочек –ребят.

Звездочет: Отгадает кто из вас, Что я делаю сейчас?

Кто отгадает, что делает Звездочет, становится Звездочетом.

8. «Аист и лягушки»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга аист. Дети идут по кругу поют. Аист ходит, высоко поднимая ноги и взмахивает руками-«крыльями». Дети: Аист вышел на охоту, Ходит, ходит по болоту. Аист: Очень хочется лягушкой закусить, Очень хочется лягушку проглотить!

Лягушки прыгают, Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

Лягушки поют: Кваки, кваки, ква ква. ква. С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит. Кого поймал, тот становится аистом.

9.«Горелки»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.

На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!

10.«Весёлые ребята»

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:

Мы, весёлые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три – лови!

После слова «лови! » все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

11. «Космонавты»

Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.

Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

12. «Заря –зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

13. «Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом кругом-кругом, Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот! » они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

14. «Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

Внешний круг - обезьянки поют:

Мы смешные обезьянки, Мы прыгучки, кувыркалки. Мы на месте не сидим И бананы мы едим.

Внутренний круг – Тигры поют:

А мы тигры –не смешные, Мы голодные и злые, Спойте песню еще раз, Мы поймаем вас сейчас.

По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

15. «Зайка»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

16. «Огуречик»

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик, Ты совсем как человечек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его) Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

17.«Курица и цыплята»

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко, Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

18. «Снежный ком»

Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу). Я иду за ним шажком. Ком все больше становился и быстрее покатился. Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях) Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся) Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем) Из сугроба вылезаем (встаем) И одежду отряхаем.

19. «Яша»

Яша садится посреди луга.

Вокруг него водят хоровод, припевая:

«Сиди, сиди, Яша, в ракитовом кусту, Грызи, грызи, Яша, спелые орехи. Лови себе, Яша, кого тебе надо»

Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей.

20 «Растим мак»

Посредине круга сидит «мак». Хоровод поет:

-Ай на горе мак, мак, Под горою бел бел! Ах вы маки-маковочки, Золотые головочки! Станьте вы в ряд, Спросим-те про мак.

Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:

-Сеяли ли мак? -Только землю вспахали.

Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно: - «Сеяли ли мак? » - «Сеяли»

- «Зацвел ли мак? » - «Зацвел» - «Поспел ли мак? » - «Поспел» - «Отряхивайте! »

Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.

21. «Овес»

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс! Мой батюшка сеял так… »(Показывают движениями рук вперёд) «Потом отдыхал вот так… » (Становятся сложив руки крест – накрест) Потом кружатся в хороводе, припевая: -Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!

Новый куплет: - Кто хочет знать, как жнут овёс? - Отец мой жинал его так (показывают) - Потом отдыхал он вот так (показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа) .

22. «Капустка»

Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

Вейся, вейся капустка моя, Вейся, вейся белая, Как мне, капустке, виться Как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».

Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

Игра все время сопровождается пением.

23. «Заинька»

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:

Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:

Заинька, умой ручки, Серенький, умой ручки, Леву, праву, умой ручки, Леву, праву, умой ручки!

«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:

Заинька, умой личико, Серенький, умой личико. Сверху донизу умой личико, Сверху донизу умой личико!

«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

Заинька, пригладь шерстку, Серенький, пригладь шерстку. Сзади, спереди пригладь шерстку, Сзади, спереди пригладь шерстку!

«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:

Заинька, причешись, Серенький, причешись. Да получше причешись, Да получше причешись!

«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

Заинька, под бочка, Серенький, под бочка. Пляшет, пляшет казачка, Пляшет, пляшет казачка!

«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».

24. «Паучок»

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Список литературы:

1. Детский фольклорный праздник. Учебно-методическое пособие. Кемерово, 1997

2. Панкеев И. А. Русские народные игры [Текст] / И. А. Панкеев. – М. : Яуза, 1998. – 240 с.

3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.

4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: - М. : Просвещение, 1987.

5. Конкевич С. В. Пособие для занятий с детьми «Музыкальные праздники в

детском саду и в начальной школе»/ С. В. Конкевич. – Санкт-Петербург. :

Литера, 2005. – 31 с.

6. Бекина С. И. Сельский хоровод. –/М. Бекина С. И. - Советский композитор, 1987.- 54 с

7. Ветлугина Н. Музыка в детском саду. Старшая группа. / Ветлугина Н. М. - «Музыка»1989

8. Улашенко Н. Б. Музыка.Разработки занятий. / Улашенко Н. Б. -Волгоград, Издательско –торговй дом «Корифей» 2007.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя

По дорожке Валя шла.

Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:

По дорожке Валя шла,

Валя тапочки нашла.

(дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).

Валя тапки примеряла,

Чуть надела – захромала.

(Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

Стала Валя выбирать,

Кому тапочки отдать.

Коле тапки хороши,

На, надень и попляши.

(хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга).

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

СЕНТЯБРЬ 3-4 неделя

Бабушка Маланья.

Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки                дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке                 в одну сторону,

Семь дочерей,                                 держась за руки.

Семь сыновей,

Все без бровей.                                 Останавливаются

С такими глазами,                         и с помощью жестов

С такими ушами,                 и мимики изображают то,

С такими носами,                 о чем говорится в тексте:

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так…                        присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ОКТЯБРЬ 1-2 неделя

Воевода.

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

(Слова народные)

Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ОКТЯБРЬ 3-4 неделя

Подковка

Звонкою подковкой

Подковали ножку.

Выбежал с обновкой

Ослик на дорожку.

Новою подковкой

Звонко ударял

И свою обновку

Где-то потерял…

В.Данько

Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского. Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший становится осликом. Игра повторяется.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

НОЯБРЬ 1-2 неделя

Мы топаем ногами.

Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

НОЯБРЬ 3-4 неделя

Сокол.

Пролетал высоко сокол.

Обронил перо в осоку.

Соколиного пера

Не найти нам до утра.

Снова солнышко взойдет –

Ира (Вова) перышко найдет.

Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

Вариант 2 – дети стоят в кругу, в остальном действия, как и в 1 варианте.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ДЕКАБРЬ 1-2 неделя

Медведь.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

(И.Токмакова)

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ДЕКАБРЬ 3-4 неделя

Подарки.

В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:

Принесли мы вам подарки

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Ребенок выбирает одну из названных игрушек.

Кукла. Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова:   Кукла, кукла попляши,

             Яркой лентой помаши. (2 раза)

Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.

Конь. Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:

Скачет конь наш - цок да цок

Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.

Волчок.  Дети кружатся на месте, произнося слова:

Вот как кружится волчок

Прожужжал и на пол лег. (2 раза) (в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.

Самолет. Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова: Самолет летит, летит

Смелый летчик в нем сидит (2 раза) 

Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ЯНВАРЬ 1-2 неделя

Метелица.

Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.
Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится -

Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.

Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ЯНВАРЬ 3-4 неделя

В льдинку.

Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

Капитан, капитан,

Не бей льдинкой по ногам,

По кривым сапогам!

У тебя нос сучком,

Голова лучком,

Спина ящичком!

На это водящий отвечает:

Скачу по дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По пенькам, по кочкам,

По холмам, по горам.

Бух! По ногам!

Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.

Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ФЕВРАЛЬ 1-2 неделя

Чепена.

Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена. Он становится в круг и начинает игру речитативом:

Левой ногой, Чепена         Подпрыгивает на левой ноге влево.

Гой, гой, Чепена        Отзываются дети и повторяют движения водящего.

Правой ногой, Чепена                Подпрыгивает вправо

Гой, гой, Чепена                        на правой ноге.  

Пойдем вперед, Чепена         Идет вперед,

Гой, гой, Чепена.                         подняв вверх руки

Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

Пойдем назад, Чепена                Мелкими шагами идет назад                                                 с опущенными руками

Гой, гой, Чепена

Все мы спляшем, Чепена

Кругом, кругом, Чепена

Дети повторяют то же

Начинается танец

Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

Игру проводят под любую народную мелодию.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ФЕВРАЛЬ 3-4 неделя

Бабка Ежка.

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

МАРТ 1-2 неделя

Каблучок.

(1)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Встаём в хоровод. 
1 - идём по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3, 10 – ведём хоровод
4, 6- подпрыгиваем на месте.
7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

МАРТ 3-4 неделя

Колпачок.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:

Колпачок, колпачок,

Маленькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили                         (грозят пальцем)

Мы тебя кормили                 (грозят другой рукой)

На ноги поставили         (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь         (ребенок выполняет танцевальные движения)

Выбирай, кого захочешь,

Поклониться не забудь

Выбирай кого-нибудь.         (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)

Игра повторяется с другим ребенком.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

АПРЕЛЬ  1-2 неделя

Родничок.

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам. По болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

АПРЕЛЬ  3-4 неделя

 Грушка.

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться).

На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей.

Все игровые действия должны быть согласованы со словами.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

МАЙ 1-2 неделя

Березка.

Дети ставновятся в круг и поют:

Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.

Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-

«березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.

Под приговор:

А осенью корни у березки усыхают,

листочки опадают!

девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

МАЙ 3-4 неделя

Пчёлы.

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые, 

Крылья золотые, 

Что вы сидите,

В поле не летите? 
Аль вас дождичком сечёт, 
Аль вас солнышком печёт? 
Летите за горы высокие, 

За леса зелёные

На кругленький лужок, 

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая,

то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл

удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,

не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за

ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИЮНЬ 1-2 неделя

Гуси и волк.

Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой — «мамку», все остальные — «гуси».

«Мамка» переговаривается с «гусями»:

-Гуси, мои гуси,
А где, гуси, были?
-А мы были в поле,
На синем на море.
-Кого, гуси, видели?
-А серого волка.
Унес волк гусенка,
                 «волк» выбегает их хоровода.
Вместо поросенка,
                 «Гуси» становятся в ряд,
За ручку, за ножку,
                 обхватывая друг друга за пояс.
За белый рукавчик!                
Впереди встает «мамка».

 «Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но  «мамка» мешает ему — она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд.  «Мамка» кричит:
-Гуси, мои гуси,
Щиплите волка!
Да гоните:
По мхам, по болотам,
По крутым оврагам!

«Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИЮНЬ 3-4 неделя

Огородник и воробей.

Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

Воробей маленький. 
Серенький, удаленький, 
По двору шныряет, 
Крошки собирает; 
В огороде ночует, 
Ягоды ворует.

Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

Уж век воробышку не лётывать, 
В огороде ягод не клёвывать, 
На дубовой тычинке не сиживать. 
А ты, воробышек, садись на лужочек, 
А ты, серенький, садись во кружочек. 
Не пора ли тебе встать и полетать, 
В хороводе нашем поплясать

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИЮЛЬ 1-2 неделя

Каравай.

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИЮЛЬ 3-4 неделя

Дедушка Водяной.

Дедушка Водяной

Что сидишь ты под водой

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.

Вариант для девочки:

Бабушка Водяная

Что сидишь ты и моргаешь

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

АВГУСТ 1-2 неделя

 Лето

Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.

По лужайке,

Босиком,

Солнышком согрето,

За цветистым мотыльком

Пробежало лето.

Искупалось в реке,                         круг останавливается

Полежало на песке,                        Лето выполняет прыжки

    на месте с маховыми движениями рук («мельница»).

Загорело,                                         Лето выбегает за круг

Пролетело                         и присаживается за кем-либо

И исчезло вдалеке.                из играющих

В.Данько

С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

АВГУСТ 3-4 неделя

Колпачок и палочка

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,

надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до

самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за

руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будет палочка стучать,         Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. –  Тот говорит три последних слова

Скок, скок, скок.

Угадай, чей голосок          Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.

Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Цикл образовательной деятельности на тему "Русский народный костюм"

В нашем саду есть музей "Русского быта", в связи с этим я разработала цикл образовательной деятельности, состоящий из трех занятий: 1. Беседа о красоте народного костюма. 2. В музее  "Русского бы...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...

Консультация «Народные промыслы мордовского народа. Народный костюм.»

  Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми практически во всех странах мира. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на р...

Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"

Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....

Приобщение детей к народным традициям посредством ознакомления с женским народным костюмом Белгородского края-Белогорочка.

   Наше будущее- это наши дети, а так как будущее невозможно без прошлого, то нам, взрослым: родителям, педагогам, необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе традиций, уваже...