Экскурсия в минимузей детского сада
методическая разработка (старшая группа) на тему

Прудникова Оксана Витальевна

Экскурсия знакомит детей с традиционными народными игрушками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_minimuzey.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС № 2 «Рябинка» г.Радужный ХМАО

Экскурсия в мини музей «Русская изба» для детей    подготовительных к школе групп

Воспитатель: Прудникова Оксана Витальевна

 Тема: «Русская народная игрушка»

 Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной игрушки.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки.
  • Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
  • Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.

Ход экскурсии:

В группу воспитатель вносит игрушку домовёнка Кузи и от его имени приглашает детей к нему в гости в музей «Русская изба». Дети с воспитателем проходят в музей и рассаживаются на лавках.

Воспитатель:

  • Вы знаете ребята куда мы пришли?(в музей)
  • Кто знает, что такое музей?(помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки)
  • А как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не трогать предметы-экспонаты)

Воспитатель обращает внимание, что на столе стоит расписной сундучок, приготовленный домовым Кузей и предлагает заглянуть в него. Достает кусок глины, лоскуток, кусок дерева. 

  • Как вы думаете ребята зачем для нас приготовил Кузя эти материалы?
  • Подумайте, что можно сделать из этих материалов.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

  • Домовёнок Кузя пригласил нас не случайно, он хотел показать, во что играли наши прабабушки и прадедушки. Изготавливали игрушки раньше своими руками из глины, дерева, лоскутков ткани, соломы.
  • А из чего сделаны ваши игрушки?
  • Но раньше не было этих материалов у народных мастеров и они делали игрушки из природного материала.

Игрушки тарарушки

  • Ребята, как вы думаете, какая первая игрушка появляется у ребёнка, когда он рождается? (погремушка)
  • Первые игрушки-это погремушки, трещётки, колотушки, т.е. игрушки издающие разные звуки. Раньше они назывались потешки. (обращает внимание на музыкальные инструменты)
  • Из чего они сделаны?(из дерева) Значит они….(деревянные)(можно предложить детям поиграть на инструментах) 
  • Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра.
  • По мере того как ребёнок рос, менялись и игушки.

Матрёшки

  • Воспитатель читает загадку

Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука 
В деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может - три, а может- шесть. 
Разрумянилась немножко 
Эта русская ….(матрёшка). 

Матрешка у нас появилась очень давно, более 100 лет назад. Это красивая, расписная кукла.

  • Из чего делается матрёшка?
  • Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. ( Рассказ сопровождается показом)
  • А какой секрет таится в матрёшке? (в ней ещё есть матрёшки)
    Для изготовления матрешки используют сухую березу или липу. Деревья спиливают весной и очищают от коры. Из высушенных заготовок вытачивают фигурку. Начинают с самой маленькой.
    Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Каждая игрушка хороша по- своему: одна веселая, другая – задумчивая, третья - озорная. Все зависит от художника. Самое распрастранённое женское имя на Руси было Матрёна, вот и назвали эту красавицу Матрёшкой.
    Она «одета в русский костюм» (дети перечисляют детали костюма: платок, фартук, сарафан.)

Дымковская игрушка

  • Позже в Росиии появились игрушки, которыми не играли, а  украшали ими дома.(показывает узоры дымковской игрушки)
  • Как вы думаете, какие игрушки украшали такими узорами? (Дымковские)
  • Такие игрушки продавали на ярмарках(включить песню «Ярмарка»)

Все игрушки – не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

- Эти игрушки делают в селе Дымково.

Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом.

Голубые дали. И село большое Дымково назвали.

- А игрушки называются - дымковские.

  • А из чего сделаны игрушки эти?(из глины)
  • Дымковские игрушки лепят из глины, обжигают в печи, отбеливают раствором мела и молока, расписывают яркими красками и добавляют квадратик сусального золота.(показ картинок процесса)(Этот процесс могут рассказать дети по картинкам)
  • А какие ещё глиняные игушки вы знаете?(каргопольские, филимоновские) (показать иллюстрации)

Тряпичные куклы

  • Позже всех начали мастерить в России тряпичные и соломенные куклы.

 На Руси в эти куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до ста. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Это цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

(далее педагог показывает кукол) 

Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша и клали потом в колыбельку. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница» 
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял зло и болезни.

«День и ночь» - куклы обереги жилища. Днём поворачивали белую куклу, ночью-тёмную.

«Кукла Колокольчик» - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

  • Чем эти куклы отличаются от тех, которыми вы играете?(без лица)
  • Раньше люди считали, что кукла с лицом привлекает зло, и чтобы кукла не могла навредить ребёнку, её делали безликой.
  • Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Куклы разные бывают
С ними дети все играют
И из ниток, и из ткани,
А вот эта из чего?Догадайтесь сами (из соломы)

Часто женщинам приходилось выходя в поле на сбор урожая брать с собой маленьких детей . Там они скручивали из соломы детям вот такие игрушки.

«Солнечный конь» приносит счастье и удачу в дом, а «Десятиручка» считалось помогает женщинам во всех делах.

Итог экскурсии

  • Понравилась вам выставка игрушек, которую для нас приготовил домовёнок Кузя?
  • Какие больше игрушки понравились?
  • (воспитатель достаёт из сундука раскраски для детей игрушки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Экскурсия на кухню детского сада"

Экскурсия для детей  старшего дошкольного возраста с ЗПР. Конспект можно использовать в логопедической группе для ознакомления с лексическими темами "Труд взрослых", "Детский сад", "Посуда"....

ЭКСКУРСИЯ НА КУХНЮ ДЕТСКОГО САДА. БЕСЕДА О СКАЗКАХ

Интегрированное занятие по развитию речив подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной...

Экскурсия по территории детского сада

Экскурсия по территории детского сада...

«Экскурсия на кухню детского сада»

Тема «Экскурсия на кухню детского сада»Цель: Формировать представление детей о назначении кухни в детском саду.Задачи:       - продолжать формировать знания и закреп...

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе. «Экскурсия на кухню детского сада».

Познакомить детей с профессией повара, расширить и закрепить знания о кухонной посуде. Активизировать в речи детей знакомые слова, обогатить словарь детей за счет новых слов....

Экскурсия на территории детского сада "Деревья нашего детского сада"

Задачи:• Обогащать представления о сезонных изменениях в природе;• Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев;• Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единств...