"Казачьи состязания"
материал (старшая группа) на тему

Воронова Наталья Николаевна

"Казачьи состязания", посвященные Дню памяти войсковой казачьей славы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_sostyazaniya_stsenariy.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Казачьи состязания»,

посвящённые Дню памяти войсковой казачьей славы.

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Цель: воспитывать патриотические чувства к родному краю, интерес к его истории, обычаям и традициям донских казаков.

Задачи:

  • формировать у детей представления о нравах и обычаях казаков;
  • расширять активный и пассивный словарный запас;
  • закреплять навыки двигательной активности;
  • развивать физические качества - быстроту, ловкость, силу, меткость, координацию движения;
  • воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Оборудование: нагайка, подкова, муляжи овощей (картофель, капуста, лук, морковь, помидор, чеснок, перец), фасоль, бусы, платки, длинная палка, лошадки, папахи, шашки.

Ход развлечения.

Ведущая: Здорово дневали казаки и казачки!  Здравствуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Старые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали.  Наша встреча посвящена Дню памяти войсковой казачьей славы. Открываем нашу встречу Гимном Всевеликого Войска Донского, прошу всех встать.    

Звучит «Гимн Всевеликого Войска Донского»

Ведущая: слово гостям ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Ведущая: День памяти войсковой казачьей славы - памятная дата, отмечаемая в России ежегодно 18 октября, начиная с 2000 года, по решению правления Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское». В Российской империи эта дата традиционно отмечалась казаками 

Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину.

Ведущая: В давние времена, более 400 лет назад, в наши края бежали с разных мест люди от тяжелой жизни, от произвола властей. Они селились по берегам рек нашего края, потому что где вода – там и жизнь. Люди обустраивались, образовывали семьи и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя – казаками. Казак в переводе значит вольный человек, удалой

Жизнь была не легкой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была опасной, так как часто нападали враги, а казаки всегда любили свою Родину и готовы были, в любой момент встать на её защиту. А какая главная казачья заповедь?

Дети: «Люби Родину, ибо она твоя мать!»

1 ребенок: Из под кочек, из под пней, лезет враг оравой.

                     Гей, казаки, на коней! И айда за Славой!

2 ребенок: Тает, тает сизый дым, ты прощай станица!

                     Мы тебя не постыдим – будем лихо биться!

3 ребенок: Казачество донское, казачество лихое.

                     Основой послужило казачьим всем войскам.

                     Куда бы ни кидали, куда б ни выселяли  -

                     Границы охраняли на зависть всем врагам.

Ведущая: -  А какое же главное призвание казака?

Дети: - Быть военным.

Ведущая: - В казачьих песнях военная служба для казака – это его жизнь, его честь, гордость и святыня. Казак смелый, отважный, бесстрашный воин. С первых дней существования казачества главным делом жизни казака было дело военное. А в боях случалось всякое, многие не вернулись из походов, поэтому много есть песен полных скорби и печали о погибших.

Ведущая: - Каждый казак имел личное оружие – шашку, винтовку, пику и верховую лошадь.

Ведущая: - А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

Дети: - Атаман!

Ведущая: - Правильно. Атамана выбирают на круге из самых смелых казаков. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.

Ведущая: - А вы знаете пословицы об атамане?

Казачата: 

Не всем казакам атаманами быть.

Терпи казак – атаманом будешь.

Все казаки в душе поголовно атаманы.

                             Дети поют(слушают) песню «Бравый Атаман».

Ведущая: - Назовите самого легендарного атамана?

Дети: - Матвей Иванович Платов!

Ведущая: сообщение о Платове Матвее Ивановиче; Бакланове Якове Петровиче.

ЛЕГЕНДА

В казачьей семье у матушки и батюшки был сын Матвей, который рос не по дням, а по часам. Один раз мать вывела ночью 3-х летнего сына в поле, и показала ладонью в небо.

Мать: - Смотри сын, ночь сегодня темна, а звезды очень яркие.

Матвей: - Яркие, прямо горят на небе.

Мать: - А это ведь не простые звезды. Еще моя бабушка мне рассказывала, что это души казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш. Они попадают в «Ирий» (рай). А звезды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как казак защищает свой род, свою землю.

Матвей: - Они и сейчас за мной наблюдают?

Мать: - Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.

Матвей: вырасту настоящим мужчиной, как мой отец.

И вырос мальчик, и стал воином, не зная страха смерти. Ведь случись погибнуть в бою, он попадет в «Ирий» к прадедам своим.                                  

Ведущая: Казаки участвовали во всех военных действиях, в которых участвовала Россия, восхищая даже врагов своим мужеством и отвагой. Ловкие наездники, умелые мореходы, казаки были природными воинами.

Частые походы, суровая казачья жизнь вырастили людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, со стальными мускулами и волей.

Ведущая: Не померкнет никогда, казачья воинская слава, потому что, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, казачья песня соединяет сердца и души людей, отдаленных друг от друга многими годами, создавая духовное единство между прошлым, настоящим и будущим!

Дети поют песню «Эх, донские казаки…»

Ведущая: - Хорошо поёте казачата. А знаете, что в старину казаки и казачки собирались на казачий круг чтоб свою удаль показать, да песни поспивать!

Ведущая: - Не пора ли вам казачата себя показать, да на казачек посмотреть, казачьи состязания начать?

Ведущая: - А начнём мы с со старинного казачьего поверья: «Кто найдёт подкову, тому она счастье принесёт».

Игра «Передай подкову» (Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит вкруг и танцует.)

Ведущая: - Сейчас мы познакомимся с другой казачьей игрой «Плетень».                                                           

Игра «Плетень»

Отряды становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные движения:

Мы плели                                    ( первая команда поднимает руки и опускает)                 Плели плетень                            (вторая команда поднимает руки и опускает)                Любовались                                  (первая команда поднимает руки и опускает)                             Целый день                                 (вторая команда поднимает руки и опускает)
Расплетались          
(обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и    кладут руки впереди стоящему игроку)                                                                            Очень долго              (обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки         на плечи впереди стоящему игроку)                                                                           Только никакого толка                        (на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх.                                       Кто быстрее.)

Игра «Нагайка»

Описание игры: Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.

Ведущая: - Ой, спасибо, казаки и казачки, Всех развеселили.

А теперь пришла пора поиграть – Каждому свою удаль показать.

Игра «Бой с булавами»

Описание игры: Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.

Ведущая:  - Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подтирает

Одним-одна за все отвечает.

Ведущая: - Казачки к встрече казаков готовились борщи варили, вареники лепили, кудри завивали, хлопцев поджидали. Ну, казачки, покажите свою сноровку.

Эстафета «Хозяюшка»

  1. «Развести огонь в печи» (принести 3 палена и положить под стульчик)  
  2. «Сварить борщ» (отобрать овощи для борща и сложить в чугунок)  
  3. «Перебери фасоль» (выбрать фасоль в пустую миску)
  4. «Навести порядок» (подмести мусор)  
  5. «Нарядиться» (одеть бусы, накинуть платок и сесть в ожидании казака)                                                                                                

Ведущая: - Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный!       - А сейчас ваш черёд, казачата, показать свою ловкость.

Игра «Перетяжка»

Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за эту палку, а за него берется его партия; затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону.

Ведущая: - Знаете ли вы, кто был верным помощником казака? На ком выезжали казаки в караул и на сражения? (Ответы детей). –Правильно: это конь, лошадь!

Ведущая: -И следующий наш конкурс будет называется «Джигитовка». –Джигитовка, ребята, - это умение управлять лошадью и на скаку, мастерски владеть саблей или шашкой. –Это старая казачья игра, приглашаю принять в ней участие две команды мальчишек.

Игра «Джигитовка»

(Команды выстраиваются в две шеренги у стартовой черты. Первому игроку даётся палка с головой лошади. Напротив, на расстоянии 4-5м ставятся ориентиры. По команде ведущего нужно «сесть на коня», проскакать до ориентира, вернуться обратно).

Ведущая: - Какие вы молодцы – настоящие казачата! Не зря говорили в старину: «Казак без коня, что солдат без ружья».

Ведущая: - Ребята, наши предки казаки любили красиво одеваться, были не только отличными наездниками и воинами, они были ещё и очень весёлыми, любили петь и плясать.

Ведущая: - А вы любите петь и плясать? (Ответы детей). - Отлично! Тогда я приглашаю вас на казачий перепляс! «Флешмоб»).

Ведущая: – Ай да молодцы, славные казачата!

Ведущая: - Играми да плясками сыт не будешь.

Славится донской народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

Ведущая: - А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

Игра «Подушечка».

Все играющие берутся за руки и составляют круг; один из играющих входит в круг с маленькой подушечкой, держа ее над головой. Играющие поют следующую плясовую песню:

«Подушечка, подушечка моя пуховая!

Молодушка, молодушка моя молодая!

Кого люблю, кого люблю, того поцелую;

тому мою подушечку сейчас подарую».

Играющий с подушечкой танцует под эту песню в кругу, а после нескольких повторений песни передает с поцелуем подушечку по выбору другому лицу, которое и входит в круг; игра снова начинается той же самой песней и продолжается в таком виде до тех пор, пока все играющие не перебывают в кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий казачьих посиделок для детей старшего дошкольного возраста «КАЗАЧЬЯ ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ»

Сценарий разработан на основе русского  народного фольклора. Знакомит детей с героическим прошлым казаков....

Использование Кубанских казачьих игр на прогулке и в свободное от образовательной деятельности время "От потех казачьих - к затеям наших дней"

Расширение знаний об играх и затеях казаков. Знакомство детей с бытом, обычаями, традициями людей, живущих на Кубани....

Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье

Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять     представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...

Сохранение и возрождение традиций казачьей культуры "Казачьему роду нет переводу"

отчет о мероприятиях по сохранению традиций Донского казачества и праздник посвящения в казачата...

Спортивно - казачий праздник к 23 февраля "Казачья воинская слава"

Сценарий праздника «КАЗАЧЬЯ ВОИНСКАЯ СЛАВА» для детей  подготовительной группы с воспитанниками Белокалитвинского кадетского казачьего корпуса имени Матвея Платова.    Цели:...

Казачьи состязания

laquo;Казачьи состязания», посвящённые Дню памяти войсковой казачьей славы.  Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.Цель: воспитывать патриотические чувства к ...

Сценарий спортивного развлечения в подготовительной группе «Пчелки» «Шермиции — казачьи состязания»

Цель: приобщение дошкольников к культуре и традициям Донского казачества.Задачи:Совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость. Воспитывать любовь к ма...