Использование Кубанских казачьих игр на прогулке и в свободное от образовательной деятельности время "От потех казачьих - к затеям наших дней"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

 Расширение знаний об играх и затеях казаков. Знакомство детей с бытом, обычаями, традициями людей, живущих на Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_igry.docx34.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование кубанских казачьих игр на прогулке и в  свободное от образовательной деятельности  время

  «От потех казачьих - к затеям наших дней».

Цель. Расширения знаний об играх и затеях казаков в свободное время.

Задачи: - познакомить детей с бытом, обычаями и традициями людей, живущих на    Кубани.

- разучить казачью игру «Брыль»

- повторить казачьи игры: « Не замай», «Подсолнухи», «Тополек», «Сторожевые»,  «Колесо», «Конники».

- развивать ловкость, координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

- воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Место проведения: спортивная площадка.

Спортивный инвентарь: обруч -1, гимнастические палки – 6 шт., 2 малых мяча, 3 гимнастические палки с «головами лошадей», 3 плетня. Водное препятствие размером 80х30 см.-3 шт. Косынки и кушаки по числу детей, венки с подсолнухами на голову детей, соломенная шляпа- 1 шт., накидки-ветры- 2 шт., шапка- кубанка.

Музыкальное сопровождение: народные песни черноморских и линейных казаков «Кубанский казачий хор» художественный руководитель и директор Виктор Захарченко.

                                    Ход мероприятия

1. Вход на спортивную площадку под музыкальное сопровождение

песни «Казачата», муз. Попова.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в кубанские казачьи игры. В них отражается характерные черты деятельности охотника, воина, земледельца, особенности домашнего быта. Подобно светоносному роднику в них пульсирует душа и ум народа. Казаки отличались силой и мужеством, любовью к родной земле. Эти качества они хотели привить своим детям. Игра познакомит вас  с окружающей природой, забавами и традициями казаков. Играя в казачьи игры, вы будите сильными, ловкими, быстрыми. Разучим новую игру «Брыль», повторим кубанские казачьи игры: «Не замай», «Подсолнухи», «Тополек», «Сторожевые», «Колесо», «Конники».

Прежде чем начать разучивать новую игру и играть в уже знакомые игры, надо бы поразмяться.  Перестроение в две колонны на казачью разминку.

Казачья разминка.        Казачата все проснулись

                        Выше к солнцу потянулись.

                        Лошадей перед собой

                        Поворот у нас такой.

                Казачонок не ленись

                Нога выше поднимись!

                Сядем влево, руки вправо,

                Джигитуем мы на славу!

                                Мах ногой, мах другой,

                                Конь казачий мчит стрелой.

                                Сели встали, сели встали,

                                Мы нисколько не устали!

                        Прыгай выше казачонок,

                        Словно маленький зайчонок!

Перестроение в круг.

Музыкальный руководитель. Ребята! Мы разучим кубанскую казачью игру «Брыль».    Брыль – это соломенная шляпа с большими полями. Большие поля защищали земледельцев, пастухов от палящего солнца.

Дети стоят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще один круг. По команде ведущего «Солнце!» все закрывают руками глаза. Одному из игроков ведущий одевает на голову Брыль и сразу говорит: «Тень». Все открывают глаза. Тот, на голове у которого Брыль, по этой команде бежит в круг. Остальные игроки не должны его пускать во внутренний круг. Если забежал в круг, то становится ведущим, если не успел – выходит из игры.

Музыкальный руководитель: повторим кубанскую игру «Тополек». 

В игре участвуют: ведущий – «тополек», игроки – «пушинки», два игрока – ветры.

В центре площадки, в круг диаметром 2 метра стоит ведущий – «тополь», вокруг него кругами – «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий. – На Кубань пришла весна,

            Распушила тополя!

            Тополиный пух кружится,

             Но на землю не ложится!

             Дуйте, дуйте ветры с кручи,

                        Сильные, могучие!

После этих слов налетают ветры и «уносят» т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к тополю. За чертой они не досягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался у тополя. Музыкальный руководитель подводит итоги игры, выявляет самых ловких и быстрых игроков.

Кубанская игра «Не замай».

 Музыкальный руководитель. В игре принимает участие вся группа. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из игроков. Игроки, убегая, кричат: «Не замай!». Пойманными считаются те, вокруг кого играющие сомкнули руки. Этот игрок, присоединяется  к водящим. Теперь ловят трое, образовав цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в этой цепи игра заканчивается.

Музыкальный руководитель: Ребята, в какую кубанскую игру знакомую вам вы хотели бы поиграть?  Дети отвечают – «Колесо».

Музыкальный руководитель. Подает команду: «В круг – становись!». Дети выстраиваются по кругу. В руках у одного колесо (обруч с лентами). Под музыку колесо запускается по кругу. В чьих руках колесо окажется в момент остановки, тот должен сказать пословицу или поговорку о казачьем быте, дороге или колесе.

Например:

«На те, вам боже, что мени  не гоже»

«Кое поешь, кое поглядишь, а кое посадишь»

«Терпи казак, - атаманом будешь»

«Брехать – не ципом махать

«Хлиб, силь, та вода – казацька йида»

«Бог не без мылости, козак не без счастья»

«Без коня козак кругом сирота» и т.д.

«С ремеслом везде добро»

«Где родился, там и пригодился»

«Каков отец, таков и сын»

«Какова мать, такова и дочь»

«Каков род, таков и приплод»

«Дома и стены греют»

«Семья крепка ладом»

«Радуется сердце  тяти,  от ласкового дитяти»

Музыкальный руководитель. Поиграем в казачью игру «Конники»

Дети  рассчитываются на первый -  второй. Перестраиваются в две колонны. Игроки – «конники» верхом наперегонки на палках с «головой коня» устремляются от старта по свистку «атамана» к плетню. Преодолевая водное препятствие, а затем и плетень возвращаются  к своей команде. Последний «конник» должен принести кубанку атамана. Победит тот, кто успешно достигнет цели.

             Музыкальный руководитель.  Казаки были  смелыми людьми, они готовы были в любую минуту встать на защиту южных рубежей Родины, ценили дружбу и взаимовыручку, а их дети с юных лет готовили себя к защите Отечества. Одной из любимых у них была игра в «Сторожевые».

Дети  делятся на две команды. Строятся в два круга. В центре круга стоит укрепление, сделанное из трех гимнастических палок, связанных скакалкой. Из ребят выбирается водящий (защитник крепости) остальные – «нападающие». По сигналу   «нападающие» метают малые  мячи в укрепление, пытаясь его сбить, а защитник отбивает мячи. Тот, кто собьет укрепление, становится водящим.

Перестроение в одну шеренгу.

Музыкальный руководитель. Славится Кубань своими богатыми урожаями и трудолюбивыми людьми. С утра до самого заката работает на земле крестьянин. Порядок  у него  во дворе, все находится на своих местах. Игра «Подсолнухи» воспитывает внимание и приучает к порядку». Дети перестраиваются  в три шеренги, на голове у них венки с подсолнухами.

Игроки – это «Подсолнухи». Один – «Земледелец» - стоит в стороне и запоминает расстановку игроков. По команде ведущего «Солнышко!», «Земледелец» уходит. «Солнышко» меняет местами двух - трёх  игроков. К началу считалки «Земледелец» появляется перед «Подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение игроков - подсолнухов.

СЧИТАЛКА.

Солнце.  Солнце светит                      Все.   Дождь идет!

Солнце.  Семечко                                 Все.  Растет! Растет!

Солнце. К солнцу тянется росток      Все. Тонкий, тонкий стебелек!

Солнце.  Небосклон весь обегая         Все. Солнце светит не мигая.

Солнце.  Земледелец не зевай             Все.   Перемены отгадай!

Музыкальный руководитель. Ребята, мне очень понравилось, как вы дружно, сплочённо играли. Готовы были в любую минуту оказать другу помощь. Вы,  наверное, заметили, что игровому фольклору кубанцев свойственны ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.              

         Заметное влияние на игры  оказали исторически сложившиеся особенностью национальных культур разноязычного населения Кубани. Многие из игр, которые отражали бытовые обычаи и обряды отошли в прошлое. Однако нельзя допустить, чтобы замечательные игры забылись, затерялись. Ведь игры не просто детские забавы - это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. Играйте на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «900 дней блокады Ленинграда»

Конспект НОД с детьми 6-7 лет по познавательному развитию "900 дней блокады Ленинграда"....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные нашего леса» с использованием пособия «Круги Луллия»

В данном материале показано ,как с помощью пособия "Круги Луллия" решаются программные задачи по познанию окружающего мира детьми....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». С использованием современных образовательных технологий. Образовательная область «Познавательное развитие».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». Проблемы экологии. Переработка мусора. Вторая жизнь вещей. Переработка бу...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...