"Курские ковры"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurskie_kovry.odt60.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Для курского ковроделия первоначально было свойственно, как и в случае с сибирским ковроткачеством, использование геометрического орнамента.


Курский шерстяной ковер. Выполнен в Старооскольком районе.
Первая половина XIX в.


Курский шерстяной ковер. Выполнен в г. Щигры. Первая половина XIX в.



        Е.Г.Яковлева в своей книге «Курские ковры» пишет о геометрическом орнаменте следующее: «Геометрические орнаменты, встречающиеся в курских коврах, имеют очень древнее происхождение и являются отображением реальных образов окружающей действительности, переданных в абстрактной декоративной форме. Они характерны для самых различных видов русского декоративного искусства прошлого и настоящего…. Устойчивость геометрических узоров в курских коврах на протяжении всего XIX века, их большое распространение в народном ковроткачестве других районов и, наконец, стилистическое единство с крестьянскими декоративными тканями домашнего производства, позволяют считать геометрический орнамент наиболее древним видом украшения народных ковров» [8].

        Постепенно цветочные мотивы становятся преобладающими. Растительные орнаменты ранних ковров очень близки по характеру рисунка к народным вышивкам южных областей (Орла, Тулы, Рязани, Курска), что говорит о взаимном влиянии различных видов декоративного искусства. Распространенным растительным узором был мотив вазона с цветами.


Курский шерстяной ковер. Выполнен в селе Первые Писки Бесединского района.
Первая половина XIX в.



        На представленном изображении можно увидеть, как народные мастера постепенно превращали ромбы в конкретные цветы. Сначала это проявлялось в соответствующем подборе расцветок, затем в выявлении типичных черт растения, характеризующих цветок вообще – появлялся стебель, листья, форма ромба становилась округлой и, наконец, в изображении цветка появляются черты, характерные для конкретного вида растения – розы, мака, шиповника.


 Курский шерстяной ковер. Выполнен в г. Щигры. Около 1860 г.



        В 1880-90-х годах ковроткачество в Курской губернии достигает своего наивысшего расцвета. «Наиболее распространенным орнаментальным мотивом становятся розы. Белые, розовые, красные, пунцовые, окруженные бутонами и листьями, собранные в букеты и гирлянды, они обязательно присутствуют в каждом ковровом узоре» [9]. Именно в этот период и розы становятся в России едва ли не самыми любимыми цветами, невзирая на трудности их выращивания в условиях суровой зимы. Прорисовка формы цветов, выразительность их силуэтов – общая тенденция для декоративного искусства этого времени в целом.


Ковер с изображением роз. Выполнен в селе Троицкое Бесединского
района. 1890 г.



        Если в 50-60-х годах XIX века для большинства мастеров художественных промыслов образцами служили альбомы орнаментальных мотивов, издаваемые журналами, то к концу столетия в оформлении мебели, тканей, ковров, посуды наблюдается эклектичность, смесь мотивов и форм, взятых из различных художественных стилей разных эпох. Такими же стали и печатные рисунки, издаваемые по-прежнему большими тиражами, которые проникали в народную среду. Особенное влияние на народное ковроткачество 1890-х годов оказали рисунки фирмы Брокар и Ралле. На обертках для мыла и других парфюмерных изделиях печатались узоры для вышивки на подушку, ковер, полотенце. Большинство этих печатных рисунков было плохо нарисовано, разностильно по орнаментальным мотивам. Они вносили пестроту и безвкусицу в народные узоры. Отныне творчество ткачих превратилось в копирование всевозможных пальмет, барочных завитков, картушей, что было не свойственно традиционному народному искусству, но было востребовано местными купцами, промышленниками и зажиточными крестьянами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На ковре самолете в страну Телепузию»

создавать возможности для самовыражения, преодолевать барьеры в общении. Обучать восприятию и правильному воспроизведению жестовых движений лица и тела. Развивать способность понимать эмоциональное со...

Предшкольное образование в МДОУ д/с № 6.г.Ковров

В материале дан полный анализ системы предшкольного образования, которая реализуется в МДОУ д/с № 6 комбинированного вида. г.Ковров. 2011г....

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Путешествие на ковре-самолёте"

Автоматизация и дифференциация звука [Ш] на занятии по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по городу на ковре – самолете».

Занятие разработано с целью закрепить знания детей об общественно-значимых местах родного города, расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; сделать вклад в воспи...

Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска

План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель:  Воспитывать  творческую  личность,  знающую  свою...

Курские ковры

Конспект занятия с применением ИКТ...

Мастер-класс: Речь. Ритм. Движение. 10.02.2020г. в рамках Методической гостиной: семинар-практикум для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Курска и Курской области по направлению "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"

В мастер-классе представлен комплекс упражнений, основанный на взаимосвязи речи, ритма и движения и направленный на коррекцию этих же процессов. Комплекс упражнений ориентирован на детей дошкольного в...