Формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса
материал на тему

Формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_vopros_po_prakticheskoy_pedagogike.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса

Одним из субъектов взаимодействия с учащимися в отечественных школах является педагог, который реализует как функцию учителя, так и функцию классного руководителя. В зарубежных школах взаимодействие осуществляет фасилитатор.

Фасилитатор (англ. облегчать, помогать, способствовать) – тот, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации. Функционально деятельность фасилитатора в зарубежных школах принципиально иная, чем традиционная функция учителя (классного руководителя) в общеобразовательной школе в России.

Фасилитатор не подчиняет школьников своим педагогическим влияниям и «дидактическим покушениям»;  не «загоняет» образование в искусственные, жестко фиксированные профессиональные рамки; не «формирует образ»; не «испытывает школой» как учреждением смирения, принятия учащимися социальных норм мышления ценой отречения, отказа от своего «Я». Фасилитатор созданает благоприятные условий для самоактуализации школьников.

В наши дни сложились разнообразные формы общения одноклассников: на уроке (групповые и коллективные формы); в клубе по интересам; в театре, цирке, кино, на стадионе;  на дискотеке или школьном вечере;  в неформальной группе; по телефону; в гостях друг у друга; эпистолярное общение; любовь и дружба.

В процессе педагогической деятельности непосредственно на уроках практикуются следующие формы общения учителя с детьми: заочные экскурсии, походы; олимпиады, викторины; проблемные дискуссии; педагогические тренинги; уроки-спектакли; «литературные гостиные»; «круглые столы»; «совещания» и другие ролевые игры; соревнования; экспресс-информация; коллективное творчество; самостоятельное проведение уроков учащимися под наблюдением педагога.

Формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса

Фасилитация

Процесс поиска и создания благоприятных условий для самоактулизации обучающихся

Диалог

Разговор между двумя или несколькими лицами

Взаимопонимание

Способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон

Взаимовлияние

Воздействие друг на друга, вызывающее обоюдные изменения (взаимовлияние культур)

                                                    Диалог

В свете современных требований, предъявляемых к образованию, особен но актуальны проблемы, связанные с изменением содержания и способов орга низации процесса образования, адекватных новым социокультурным условиям. В связи с изменением содержания образования изменяется и форма его ор ганизации. Однако такой сдвиг в образовательной парадигме предполагает новый подход к субъектам системы образования и их взаимоотношениям в учеб ном процессе. Необходимым условием развития личности в процессе обучения является активность субъектов образовательного процесса. Условием такой активности мы считаем диалогизацию образовательного процесса на всех его уровнях. Идея диалога как способа общения и развития мышления в ходе конструктивного взаимодействия, становление индивидуального «голоса», раскрытие своего Я, осознание сопричастных способов взаимодействия с другими Я в пространстве культуры позволяет перенести акцент с познания предметного мира на область человеческих отношений. Это положение реализуется при разработке требований личностно ориентированного и субъект-развивающего обучения. В современной педагогике четко определяется подход к обучению с позиции субъект-субъектных отношений. Наиболее эффективно эти отношения реализуются с помощью диалога, рассматриваемого как совместный процесс и метод исследования, превращающего учение в совместный поиск. Такой под ход к обучению способствует формированию диалогического мышления, для которого свойственны проблематизация (постановка проблем), интерпретация социальной действительности (переработка воспринятого, раскрытие смысла и значения), понимание (интерпретация информации, ценностей, сообщений, предлагаемых извне). Диалог как процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса отличен от узкого понимания диалога, определяемого как разговор двух или более лиц. Сущность его заключается в том, что человек должен не только сообщить другому свое понимание, он должен понять позицию другого, мысленно сопоставить ее со своей, выявить степень понимания партнером своей позиции. Существенной характеристикой диалога как способа взаимодействия субъектов образовательного процесса является равенство психологических позиций взаимодействующих сторон. Это ситуация взаимного, двустороннего воздействия. Она подразумевает активную роль всех участвующих в общении сторон. Сотрудничество и сотворчество предполагают утверждение нового типа отношений: совместный поиск, а также анализ результатов и просчетов, отказ от позиции, будто твое мнение единственно возможное и верное. В данном случае диалог субъектов образовательного процесса является необходимым условием формирования коммуникативной компетентности учащихся, т. е. готовности к общению в обучении, где непредвзятое отношение к контр-аргументации, признание рационального момента в иной позиции выступают как основа возникновения и развития конструктивных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для воспитателей "Технология проектирования как особая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ"

В данном докладе поделилась опытом с коллегами о современном подходе в соответствии с ФГОС умений и навыков дошкольника, адаптации его к социальной жизни через совместный поиск решений т. е.  чер...

Система социально-педагогической деятельности по взаимодействию всех субъектов образовательного процесса в ДОУ

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным....

Консультация для педагогов на тему: «Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ».

Консультация для педагогов на тему:«Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ»....

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...