Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным и этническим особенностя
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Васильченко Татьяна Юрьевна

Исследовательская работа выполнена по итогам реализации в ДОО регионального проекта "Приамурье мое". В работе отражена ее актуальность, этапы реализации проекта, полученные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная  

научно-практическая и исследовательская конференция педагогических работников

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание

 в современной системе образования: традиции и инновации»

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ, ЕГО НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРНЫМ И ЭТНИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ

Автор работы:

Васильченко Т.Ю.,

старший воспитатель

МАДОУ Детский сад № 7

пгт Серышево

пгт Серышево

2017 г

Оглавление

1.Введение………………………………………………………...…………...…3

2.Экспериментальное изучение формирования  у дошкольников нравственно - патриотических качеств  посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным  и этническим особенностям………………………………………………………………….....10

3.Заключение……………………………………………………………….….....17

4.Список литературы……………………………………………………………20

1.Введение

«Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери».

Г. Бакланов.

    Коренные преобразования в нашей стране  в конце XX – начале XI веков, определившие поворот в истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознания граждан. Разгул терроризма,  нацизма,   сцены насилия и жестокости,  хлынувшие с экранов телевизоров, переориентация ценностей способствовали снижению воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…».   Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в проекте Федерального закона, внесенного в  Госдуму РФ  «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»,  направленный  «на определение целей, принципов и основных направлений патриотического воспитания граждан,  как важного элемента государственной политики, устанавливающий правовые и организационные основы формирования государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Законопроект предполагает нравственное и патриотическое воспитание детей в образовательных организациях, в том числе при взаимодействии с общественными организациями. Согласно документу, изменения предлагается внести в закон "Об образовании в Российской Федерации". "Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации основных образовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ осуществляют нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи, в том числе во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы детей и молодежи", — указано в проекте закона.

    В пояснительной записке к закону  указано, что задача патриотического воспитания граждан РФ, имеющая общий характер, требует наиболее пристального внимания в отношении детей и молодежи, "поскольку именно их воспитание, в том числе патриотическое, определяет будущее страны". Решение этой задачи можно осуществить путем внесения соответствующих норм в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

   На встрече с победителями Всероссийского конкурса "Учитель года России" президент РФ Владимир Путин отметил, что нравственным ориентиром для подростков в России должен быть патриотизм. "Мы ничего другого не придумаем. Я много размышлял на эту тему; это патриотизм в самом хорошем, здоровом смысле этого слова. Ничего другого придумать нельзя. Любовь к Родине надо развивать",  так он ответил на вопрос, что могло бы стать нравственным ориентиром для подростков в нашей стране.

Но,  в подростковом возрасте достаточно  поздно начинать воспитывать гражданина страны,   нравственно-патриотическое воспитание необходимо  начинать с дошкольного детства.    Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов

нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.

Важной задачей дошкольного образования на современном этапе является приобщение детей к нравственным ценностям не только  России, но и к истокам нравственной культуры той местности, на которой мы проживаем.

Необходимо вести работу по формированию у дошкольников чувства любви к России, малой родине: воспитания у ребёнка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающего мира; развивать интерес к особенностям природы и истории родного края.

С введением в действие закона РФ «Об образовании в Российской федерации», ФГОС ДО произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева, М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане.     Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И,  действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями. Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и

духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не знакомы с особенностями родного края. 

Несмотря на ценность регионального компонента, в детских садах Амурской области недостаточно знакомят детей с географией, историей, культурой, коренными народами нашей области, нет определенной системы в этом аспекте и специально разработанных для ДОУ программ по регионоведению.

Анализ психолого – педагогической теории, нормативных документов и реальной практики дошкольных организаций позволили выделить противоречие между педагогическими возможностями национально – регионального компонента и его недостаточным использованием в образовательном процессе ДОУ

         С этой целью,  мною был разработан проект «Приамурье моё». Данный проект позволит построить воспитательно - образовательный процесс с учетом социально-экономических, этнических и климатических особенностей Амурской области.

Объект исследования: приобщение дошкольников к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям Приамурья. 

Предмет исследования: формирование у дошкольников нравственно - патриотических качеств  посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным  и этническим особенностям 

Гипотеза исследования:

   Разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно - исторические ценности.  Если приобщать  детей  к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям, применяя различные методические приёмы,  то это будет способствовать формированию у дошкольников умения осознавать смысл нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма.

Цель исследования: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной,   интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, толерантности,  любви к родному поселку,  краю, своему народу.

Задачи исследования:

  • провести диагностику сформированности у дошкольников и родителей представлений об особенностях Приамурья на констатирующем этапе исследования;
  • создать методическую базу и  развивающую предметно – пространственную среду по проекту «Приамурье мое»;
  • формировать основы национального самосознания и любви к родному краю;
  • воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей;
  • приобщать детей к русской народной культуре;
  • формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • формировать моральные и нравственные нормы и  ценности, принятые в обществе;
  • формировать знания детей о родном поселке, крае: история,     символика, достопримечательности. Познакомить с именами тех,    кто основал и прославил поселок, область;
  • воспитывать уважение к родному дому, родной земле, вызывать чувство гордости  за них, формировать  желание  узнать новое;
  • формировать нравственно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к семье, детскому саду, поселку, краю;
  • формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • расширять знания детей о флоре и фауне Амурского региона;
  • знакомить с коренным населением Амурской области (эвенки,     нивхи, нанайцы), их образом жизни, традициями, фольклором, декоративно - прикладным искусством;
  • приобщать детей к культурному наследию края: образцам местного    фольклора, национально-культурным традициям.
  • знакомить с    произведениями амурских писателей, поэтов, композиторов,     художников;  
  • реализация задач проекта в совместной деятельности воспитанников ДОУ, их родителей и педагогов;
  • провести мониторинг сформированности у дошкольников и родителей представлений об особенностях Приамурья на контрольном этапе исследования;

   Теоретической основой исследования служили положения о взаимовлиянии и взаимодействии общечеловеческой, национальной, региональной культур; о разноплановости воздействия народного искусства на ребенка и реализации принципа народности воспитания, о сензитивности дошкольного детства к усвоению культурных ценностей;

2.Экспериментальное изучение формирования у дошкольников нравственно - патриотических качеств  посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным  и этническим особенностям 

         Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане.

 Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины.

Общеизвестно, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.    И,  действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями.

           Особое внимание в проекте уделено коренным народам Приамурья, их быту, культуре, традициям.  Поддержка коренных народов  становится делом принципиальным и важным. Снегоходы, сотовая связь, интернет – для эвенков сегодня не новость.

            Но цивилизация приносит с собой не только блага, она воздействует на естественную среду обитания коренных народов, сокращает охотничьи угодья и пастбища, изменяет привычный уклад жизни.

            Сегодня численность эвенков Приамурья составляет чуть более 1,4 тысячи человек. Но, впервые за многие годы отмечается небольшой рост коренного населения Амурской области (на 1.9%). Отсюда следует, что возрождение России тесно связано с возрождением национальных культур,  духовных ценностей народов, населяющих её. Сформированные на основе уникального опыта генофонд, язык и культура коренных народов,  процесс упадка и исчезновение, которые мы сейчас наблюдаем, станут невосполнимой потерей не только для самого этноса, но и мировой цивилизации в целом.  

Проведенная среди детей и родителей воспитанников ДОУ в сентябре 2014 года диагностика показала:

Заинтересованность родителей воспитанников в реализации проекта «Приамурье мое»

 

Заинтересованы в реализации проекта – 20%, частично заинтересованы – 45%, не заинтересованы – 35%

Диагностика эффективности педагогических воздействий по ознакомлению с родным краем на начальном этапе реализации проекта «Приамурье мое»

Высокий уровень – 05%, средний уровень – 35%, низкий уровень – 60%

        

    Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты диагностики  показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. На наш взгляд, решением данной проблемы станет  реализация проекта: «Приамурье моё» в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

Считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательно-исследовательский  процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

        Задача педагога  - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: растительный и животный мир родного края; труд людей, традиции, общественные события, культурное наследие. Деятельность, к которой привлекается внимание детей, должна быть яркой, образной, конкретной, вызывающей интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

        Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране»

Обеспечение проектной деятельности

Методическое сопровождение

1. Методическое обеспечение проектной деятельности (конспекты НОД, бесед, экскурсий, презентации, виртуальные экскурсии, литературный и демонстрационный материал, атрибуты для игровой и исследовательской деятельности).

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1. Литература по истории, культуре, географии Амурской области.

 2.  Создание мини-музеев: «Русская горница»,  «Декоративно-прикладное искусство эвенков».

3. Мультимедийное оборудование.

Этапы реализации проекта:

 I этап: подготовительный

 - Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

 - Постановка цели, формулировка  задач проекта.

 - Построение ориентировочной основы действий по реализации проекта.

II  этап: аналитический  

 - Диагностика уровня сформированности знаний детей и родителей по теме проекта.  

- Анализ полученных результатов.  

 - Анализ пространственной предметно-развивающей среды в ДОУ по теме проекта.  

 - Работа по управлению деятельностью участников проекта.

 III этап:  организационный

 -  Создание развивающей предметно -  пространственной среды.  

- Наглядно-методическое обеспечение проекта.  

 - Повышение уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта.   - Разработка комплексно-тематического плана по реализации проекта план

IV этап: практический

-  Реализация  проекта  «Приамурье моё».

 - Обогащение предметной развивающей среды  по теме проекта в соответствии с ФГОС ДО, оформление информационного стенда для родителей «Развивающая предметно-пространственная среда краеведческого центра «Приамурье мое»».

V этап: рефлексия.

 -  Мониторинг   уровня   эффективности педагогических воздействий по теме проекта с целью построения индивидуального маршрута  развития каждого ребенка.

- Мониторинг родителей воспитанников по теме значимости  проекта.

-  Обобщение опыта работы.

- Получение рецензии на право реализации проекта в ДОУ.

- Разработка перспективы последующей педагогической деятельности по краеведческой работе в ДОУ.

Методы реализации проекта

 Игровая деятельность.

Совместная деятельность детей и взрослого.

Образовательная деятельность.

 Самостоятельная познавательно-исследовательская и игровая деятельность детей (по желанию).

Художественно-творческая деятельность.

 Экскурсии, наблюдения.  

 Совместная деятельность детей, родителей (законных представителей),

Основные направления проектной деятельности

Моя семья.

Мой поселок.

Русская народная культура. Декоративно-прикладное искусство амурских мастеров.

Культура и быт коренных народов Приамурья. «Сказочный мир» (сказки коренных народов Приамурья).  

Удивительный край («Флора и фауна Амурской области», «Реки Приамурья», «Города Приамурья», «Заповедники Амурской области», «Добывающая промышленность».).  

Чудеса земли амурской.

 Культурное наследие Приамурья.

 Амурская область – от пашни до космоса.

Условия реализации проекта

 Интерес детей и родителей.

 Наличие методической и наглядно-демонстрационной базы.

 Профессиональная компетентность педагогов.

 Интеграция образовательных областей, основных направлений проектной деятельности.

 Оценка этапов реализации проекта детьми, родителями (законными представителями) и педагогами.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации проекта:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям Приамурья,  к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы Амурской области, поступкам детей.

- обладает начальными знаниями о себе, семье, о природном и социальном мире Приамурья, знаком с произведениями коренных жителей Амурской области;

- ребенок овладевает основами чувства патриотизма посредством приобщения к историческому наследию родного края как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

 3.Заключение

На заключительном, контрольном этапе исследования  определила  влияние  реализации проекта «Приамурье мое»  на развитие нравственно –патриотических чувств у дошкольников. 

Мониторинг уровня эффективности педагогических воздействий по реализации проекта показал положительную динамику.

2014 год:                                       2016 год        

  Высокий уровень – 5%             Высокий уровень – 45%

Средний уровень – 35%           Средний уровень – 55%

Низкий уровень – 60%             Низкий уровень – 0%

        Сравнила  данные констатирующего и контрольных этапов исследования, рассмотрела результаты, обобщила и сделала выводы.

В результате, с сентября 2014г. по май 2016г. количество детей с высоким уровнем познавательного интереса к истории, культуре, природным и климатическим особенностям поселка,  области увеличилось на 40%. 100% воспитанников усвоили материал проекта.

Удовлетворенность родителей воспитанников качеством образовательных результатов по реализации проекта

Заинтересованы в реализации проекта – 65%,  заинтересованы частично – 35%, не заинтересованы – 0%.

Таким образом, мониторинг подтвердил выдвинутую гипотезу о развитии нравственно – патриотических качеств у дошкольников в результате целенаправленной и системной работы по приобщению детей к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям 

Практическая значимость: проект «Приамурье мое» может быть реализован  в дошкольных организациях   нашей области в процессе освоения детьми доступных знаний об истории, культуре, природных и климатических особенностях поселка, Амурской области (рецензия

автономной некоммерческой организации «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования», 2015 г., рецензент кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела АНО "СПб ЦДПО"  А. О. Марова).                                                                                      

ре


4. Список использованной литературы

1. Амурская область. От пашни до космоса. Хабаровск.: ИД «Приамурские ведомости», 2010.

2. Амурская область – житница Дальнего Востока. Хабаровск. .: ИД «Приамурские ведомости», 2002.

3. Большая судьба малых народов Дальнего востока. Работы художника  Г. Павлишина.  Хабаровское книжное издательство.  1982.

4. Веракса Н.Е.,  Веракса А.Н..  «Организация проектной деятельности в детском саду».  Журнал «Современное дошкольное образование», №3, 2008. 5. Веракса Н.Е.,  Веракса А.Н..  Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64с.

 6. История Амурской области с древнейших времен до начала XX века /Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. – Благовещенск, 2008г. – 424с.

7. Природа Зеи заповедная. Экологическая фотопоэма. Хабаровск.; ИД «Приамурские ведомости», 2007.

8. Приамурье моё. Работы художника  Г. Павлишина.  Хабаровское книжное издательство.  1982.

9. Художники Приамурья. Альбом.  – Благовещенск.: ПКИ «Зея», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...

Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края

Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

«Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, городом»

Данный материал раскрывает специфику работы воспитателя с родителями в воспитании патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста....

Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края.

Патриотическое воспитание это необходимый процесс в педагогике, патриотизм  развивает нравственные чувства ребенка. Перед педагогом стоит большая ответственность воспитать детей патриотами, залож...