Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным и этническим особенностя
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Васильченко Татьяна Юрьевна

Исследовательская работа выполнена по итогам реализации в ДОО регионального проекта "Приамурье мое". В работе отражена ее актуальность, этапы реализации проекта, полученные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная  

научно-практическая и исследовательская конференция педагогических работников

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание

 в современной системе образования: традиции и инновации»

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ, ЕГО НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРНЫМ И ЭТНИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ

Автор работы:

Васильченко Т.Ю.,

старший воспитатель

МАДОУ Детский сад № 7

пгт Серышево

пгт Серышево

2017 г

Оглавление

1.Введение………………………………………………………...…………...…3

2.Экспериментальное изучение формирования  у дошкольников нравственно - патриотических качеств  посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным  и этническим особенностям………………………………………………………………….....10

3.Заключение……………………………………………………………….….....17

4.Список литературы……………………………………………………………20

1.Введение

«Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери».

Г. Бакланов.

    Коренные преобразования в нашей стране  в конце XX – начале XI веков, определившие поворот в истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознания граждан. Разгул терроризма,  нацизма,   сцены насилия и жестокости,  хлынувшие с экранов телевизоров, переориентация ценностей способствовали снижению воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…».   Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в проекте Федерального закона, внесенного в  Госдуму РФ  «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»,  направленный  «на определение целей, принципов и основных направлений патриотического воспитания граждан,  как важного элемента государственной политики, устанавливающий правовые и организационные основы формирования государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Законопроект предполагает нравственное и патриотическое воспитание детей в образовательных организациях, в том числе при взаимодействии с общественными организациями. Согласно документу, изменения предлагается внести в закон "Об образовании в Российской Федерации". "Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации основных образовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ осуществляют нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи, в том числе во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы детей и молодежи", — указано в проекте закона.

    В пояснительной записке к закону  указано, что задача патриотического воспитания граждан РФ, имеющая общий характер, требует наиболее пристального внимания в отношении детей и молодежи, "поскольку именно их воспитание, в том числе патриотическое, определяет будущее страны". Решение этой задачи можно осуществить путем внесения соответствующих норм в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

   На встрече с победителями Всероссийского конкурса "Учитель года России" президент РФ Владимир Путин отметил, что нравственным ориентиром для подростков в России должен быть патриотизм. "Мы ничего другого не придумаем. Я много размышлял на эту тему; это патриотизм в самом хорошем, здоровом смысле этого слова. Ничего другого придумать нельзя. Любовь к Родине надо развивать",  так он ответил на вопрос, что могло бы стать нравственным ориентиром для подростков в нашей стране.

Но,  в подростковом возрасте достаточно  поздно начинать воспитывать гражданина страны,   нравственно-патриотическое воспитание необходимо  начинать с дошкольного детства.    Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов

нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.

Важной задачей дошкольного образования на современном этапе является приобщение детей к нравственным ценностям не только  России, но и к истокам нравственной культуры той местности, на которой мы проживаем.

Необходимо вести работу по формированию у дошкольников чувства любви к России, малой родине: воспитания у ребёнка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающего мира; развивать интерес к особенностям природы и истории родного края.

С введением в действие закона РФ «Об образовании в Российской федерации», ФГОС ДО произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева, М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане.     Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И,  действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями. Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и

духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не знакомы с особенностями родного края. 

Несмотря на ценность регионального компонента, в детских садах Амурской области недостаточно знакомят детей с географией, историей, культурой, коренными народами нашей области, нет определенной системы в этом аспекте и специально разработанных для ДОУ программ по регионоведению.

Анализ психолого – педагогической теории, нормативных документов и реальной практики дошкольных организаций позволили выделить противоречие между педагогическими возможностями национально – регионального компонента и его недостаточным использованием в образовательном процессе ДОУ

         С этой целью,  мною был разработан проект «Приамурье моё». Данный проект позволит построить воспитательно - образовательный процесс с учетом социально-экономических, этнических и климатических особенностей Амурской области.

Объект исследования: приобщение дошкольников к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям Приамурья. 

Предмет исследования: формирование у дошкольников нравственно - патриотических качеств  посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным  и этническим особенностям 

Гипотеза исследования:

   Разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно - исторические ценности.  Если приобщать  детей  к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям, применяя различные методические приёмы,  то это будет способствовать формированию у дошкольников умения осознавать смысл нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма.

Цель исследования: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной,   интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, толерантности,  любви к родному поселку,  краю, своему народу.

Задачи исследования:

  • провести диагностику сформированности у дошкольников и родителей представлений об особенностях Приамурья на констатирующем этапе исследования;
  • создать методическую базу и  развивающую предметно – пространственную среду по проекту «Приамурье мое»;
  • формировать основы национального самосознания и любви к родному краю;
  • воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей;
  • приобщать детей к русской народной культуре;
  • формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • формировать моральные и нравственные нормы и  ценности, принятые в обществе;
  • формировать знания детей о родном поселке, крае: история,     символика, достопримечательности. Познакомить с именами тех,    кто основал и прославил поселок, область;
  • воспитывать уважение к родному дому, родной земле, вызывать чувство гордости  за них, формировать  желание  узнать новое;
  • формировать нравственно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к семье, детскому саду, поселку, краю;
  • формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • расширять знания детей о флоре и фауне Амурского региона;
  • знакомить с коренным населением Амурской области (эвенки,     нивхи, нанайцы), их образом жизни, традициями, фольклором, декоративно - прикладным искусством;
  • приобщать детей к культурному наследию края: образцам местного    фольклора, национально-культурным традициям.
  • знакомить с    произведениями амурских писателей, поэтов, композиторов,     художников;  
  • реализация задач проекта в совместной деятельности воспитанников ДОУ, их родителей и педагогов;
  • провести мониторинг сформированности у дошкольников и родителей представлений об особенностях Приамурья на контрольном этапе исследования;

   Теоретической основой исследования служили положения о взаимовлиянии и взаимодействии общечеловеческой, национальной, региональной культур; о разноплановости воздействия народного искусства на ребенка и реализации принципа народности воспитания, о сензитивности дошкольного детства к усвоению культурных ценностей;

2.Экспериментальное изучение формирования у дошкольников нравственно - патриотических качеств  посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным  и этническим особенностям 

         Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане.

 Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины.

Общеизвестно, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.    И,  действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями.

           Особое внимание в проекте уделено коренным народам Приамурья, их быту, культуре, традициям.  Поддержка коренных народов  становится делом принципиальным и важным. Снегоходы, сотовая связь, интернет – для эвенков сегодня не новость.

            Но цивилизация приносит с собой не только блага, она воздействует на естественную среду обитания коренных народов, сокращает охотничьи угодья и пастбища, изменяет привычный уклад жизни.

            Сегодня численность эвенков Приамурья составляет чуть более 1,4 тысячи человек. Но, впервые за многие годы отмечается небольшой рост коренного населения Амурской области (на 1.9%). Отсюда следует, что возрождение России тесно связано с возрождением национальных культур,  духовных ценностей народов, населяющих её. Сформированные на основе уникального опыта генофонд, язык и культура коренных народов,  процесс упадка и исчезновение, которые мы сейчас наблюдаем, станут невосполнимой потерей не только для самого этноса, но и мировой цивилизации в целом.  

Проведенная среди детей и родителей воспитанников ДОУ в сентябре 2014 года диагностика показала:

Заинтересованность родителей воспитанников в реализации проекта «Приамурье мое»

 

Заинтересованы в реализации проекта – 20%, частично заинтересованы – 45%, не заинтересованы – 35%

Диагностика эффективности педагогических воздействий по ознакомлению с родным краем на начальном этапе реализации проекта «Приамурье мое»

Высокий уровень – 05%, средний уровень – 35%, низкий уровень – 60%

        

    Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты диагностики  показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. На наш взгляд, решением данной проблемы станет  реализация проекта: «Приамурье моё» в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

Считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательно-исследовательский  процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

        Задача педагога  - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: растительный и животный мир родного края; труд людей, традиции, общественные события, культурное наследие. Деятельность, к которой привлекается внимание детей, должна быть яркой, образной, конкретной, вызывающей интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

        Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране»

Обеспечение проектной деятельности

Методическое сопровождение

1. Методическое обеспечение проектной деятельности (конспекты НОД, бесед, экскурсий, презентации, виртуальные экскурсии, литературный и демонстрационный материал, атрибуты для игровой и исследовательской деятельности).

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1. Литература по истории, культуре, географии Амурской области.

 2.  Создание мини-музеев: «Русская горница»,  «Декоративно-прикладное искусство эвенков».

3. Мультимедийное оборудование.

Этапы реализации проекта:

 I этап: подготовительный

 - Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

 - Постановка цели, формулировка  задач проекта.

 - Построение ориентировочной основы действий по реализации проекта.

II  этап: аналитический  

 - Диагностика уровня сформированности знаний детей и родителей по теме проекта.  

- Анализ полученных результатов.  

 - Анализ пространственной предметно-развивающей среды в ДОУ по теме проекта.  

 - Работа по управлению деятельностью участников проекта.

 III этап:  организационный

 -  Создание развивающей предметно -  пространственной среды.  

- Наглядно-методическое обеспечение проекта.  

 - Повышение уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта.   - Разработка комплексно-тематического плана по реализации проекта план

IV этап: практический

-  Реализация  проекта  «Приамурье моё».

 - Обогащение предметной развивающей среды  по теме проекта в соответствии с ФГОС ДО, оформление информационного стенда для родителей «Развивающая предметно-пространственная среда краеведческого центра «Приамурье мое»».

V этап: рефлексия.

 -  Мониторинг   уровня   эффективности педагогических воздействий по теме проекта с целью построения индивидуального маршрута  развития каждого ребенка.

- Мониторинг родителей воспитанников по теме значимости  проекта.

-  Обобщение опыта работы.

- Получение рецензии на право реализации проекта в ДОУ.

- Разработка перспективы последующей педагогической деятельности по краеведческой работе в ДОУ.

Методы реализации проекта

 Игровая деятельность.

Совместная деятельность детей и взрослого.

Образовательная деятельность.

 Самостоятельная познавательно-исследовательская и игровая деятельность детей (по желанию).

Художественно-творческая деятельность.

 Экскурсии, наблюдения.  

 Совместная деятельность детей, родителей (законных представителей),

Основные направления проектной деятельности

Моя семья.

Мой поселок.

Русская народная культура. Декоративно-прикладное искусство амурских мастеров.

Культура и быт коренных народов Приамурья. «Сказочный мир» (сказки коренных народов Приамурья).  

Удивительный край («Флора и фауна Амурской области», «Реки Приамурья», «Города Приамурья», «Заповедники Амурской области», «Добывающая промышленность».).  

Чудеса земли амурской.

 Культурное наследие Приамурья.

 Амурская область – от пашни до космоса.

Условия реализации проекта

 Интерес детей и родителей.

 Наличие методической и наглядно-демонстрационной базы.

 Профессиональная компетентность педагогов.

 Интеграция образовательных областей, основных направлений проектной деятельности.

 Оценка этапов реализации проекта детьми, родителями (законными представителями) и педагогами.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации проекта:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям Приамурья,  к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы Амурской области, поступкам детей.

- обладает начальными знаниями о себе, семье, о природном и социальном мире Приамурья, знаком с произведениями коренных жителей Амурской области;

- ребенок овладевает основами чувства патриотизма посредством приобщения к историческому наследию родного края как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

 3.Заключение

На заключительном, контрольном этапе исследования  определила  влияние  реализации проекта «Приамурье мое»  на развитие нравственно –патриотических чувств у дошкольников. 

Мониторинг уровня эффективности педагогических воздействий по реализации проекта показал положительную динамику.

2014 год:                                       2016 год        

  Высокий уровень – 5%             Высокий уровень – 45%

Средний уровень – 35%           Средний уровень – 55%

Низкий уровень – 60%             Низкий уровень – 0%

        Сравнила  данные констатирующего и контрольных этапов исследования, рассмотрела результаты, обобщила и сделала выводы.

В результате, с сентября 2014г. по май 2016г. количество детей с высоким уровнем познавательного интереса к истории, культуре, природным и климатическим особенностям поселка,  области увеличилось на 40%. 100% воспитанников усвоили материал проекта.

Удовлетворенность родителей воспитанников качеством образовательных результатов по реализации проекта

Заинтересованы в реализации проекта – 65%,  заинтересованы частично – 35%, не заинтересованы – 0%.

Таким образом, мониторинг подтвердил выдвинутую гипотезу о развитии нравственно – патриотических качеств у дошкольников в результате целенаправленной и системной работы по приобщению детей к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным особенностям 

Практическая значимость: проект «Приамурье мое» может быть реализован  в дошкольных организациях   нашей области в процессе освоения детьми доступных знаний об истории, культуре, природных и климатических особенностях поселка, Амурской области (рецензия

автономной некоммерческой организации «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования», 2015 г., рецензент кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела АНО "СПб ЦДПО"  А. О. Марова).                                                                                      

ре


4. Список использованной литературы

1. Амурская область. От пашни до космоса. Хабаровск.: ИД «Приамурские ведомости», 2010.

2. Амурская область – житница Дальнего Востока. Хабаровск. .: ИД «Приамурские ведомости», 2002.

3. Большая судьба малых народов Дальнего востока. Работы художника  Г. Павлишина.  Хабаровское книжное издательство.  1982.

4. Веракса Н.Е.,  Веракса А.Н..  «Организация проектной деятельности в детском саду».  Журнал «Современное дошкольное образование», №3, 2008. 5. Веракса Н.Е.,  Веракса А.Н..  Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64с.

 6. История Амурской области с древнейших времен до начала XX века /Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. – Благовещенск, 2008г. – 424с.

7. Природа Зеи заповедная. Экологическая фотопоэма. Хабаровск.; ИД «Приамурские ведомости», 2007.

8. Приамурье моё. Работы художника  Г. Павлишина.  Хабаровское книжное издательство.  1982.

9. Художники Приамурья. Альбом.  – Благовещенск.: ПКИ «Зея», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...

Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края

Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

«Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, городом»

Данный материал раскрывает специфику работы воспитателя с родителями в воспитании патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста....

Самообразование "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края" средняя группа

Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходи...