КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тема занятия "Интерьер и внутреннее убранство русской избы". Материал будет интересен, тем кто работает в направлении духовно-нравственного развития дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  НОД по познавательному развитию   в подготовительной группе  

Тема  занятия: Интерьер и внутреннее убранство русской избы

Цель: создание  условий для   приобщения детей к истокам русской культуры

Задачи:

Развивающие: развивать нравственное самосознание (патриотические чувства) любовь к русскому народу; развивать у детей положительное отношение к историческому прошлому своего народа.

Образовательные:

-знакомить  с  жизненно важными центрами крестьянского жилища, кругом предметов быта и труда, включенных в это пространство;

 -продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта;

-развивать  чувство сопричастности к  истокам  и обычаям русской семьи,  -развивать  интерес к  прошлому   к традициям русского народа, посредством игровой деятельности;

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства; воспитывать

-воспитывать культуру поведения.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная.

Оборудование и материалы:

1.Презентация «Крестьянская изба»

2.Иллюстрации к русским сказкам, былинам, загадкам.

3.Художественные материалы

4.Предметы народного быта: самовар, веретено, домотканая дорожка

Словарная работа:

Изба, красный угол,  полати, устье, шесток.

Планируемый результат: Обогащение представлений детей о быте русских людей; проявление интереса к прошлому своего народа; умение вести диалог со взрослыми

План занятия:

  1. Показ слайдов и беседа с  детьми.
  2. Рассказ педагога с показом иллюстраций.
  3. Вопросы к детям.
  4. Самостоятельная продуктивная деятельность

Ход занятия

Вводная часть

Педагог: Ребята, где мы с вами живем, в городе или  в деревне?

Дети: В деревне.

Педагог: А на что похоже слово «деревня»?

Дети:  Слово «деревня» похоже на слово «дерево».

Педагог: Правильно, ребята! Деревня...это название она получила благодаря основному материалу – дереву , из которого были дома, поселение. Раньше избы в деревнях ничем не обвешивали и их не красили. Никакая облицовка не сравнится с естественным видом дерева, а какая красота и сила в деревянных постройках! А как тепло встречал усталого путника родной дом! И что интересно, что у деревянных изб цвет не постоянный. Солнышко выглянет - и дом становится вкусным как пчелиный мед, теплым. За тучкой скроется - как метал драгоценный серебрится. Вечером - коричневеет, приобретает почти черный оттенок, а вот утром - наоборот, светлеет, голубеет.

Рассматриваем иллюстрации с изображением крестьянских домов.

Основная часть

Воспитатель: ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( о доме, о том, как жили наши предки)

Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нем хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелания благополучия. И гости , когда входят в дом приветствуют хозяев. Давайте представим себе, что вы – гости, а я –хозяйка. (Обыгрывается сцена приветствия).

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!

Дети: Здравствуйте хозяюшка!

Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

1-й слайд презентации . Общий  вид внутреннего убранства

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампада в сумраке ночном:

Слабый огонек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она – то и дала название своей постройке – «изба».

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Без печи нет избы. Давайте подумаем почему так говорили?(дети высказываются) Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». В одном из задних углов дома располагалась русская печь. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса!».

2-й слайд. Изображение русской печи

Посмотри, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Обрати внимание на ее форму, отдельные детали..

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник . Как выдумаете что такое рукомойник? (дети высказываются) – Рукомойником назывался кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. А в самом низу темным пятном обозначился вход в подпечье, где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Топили печь дровами.  Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете.(пальчиковая гимнастика – «Я колю, колю дрова…»).
Я колю, колю дрова, 
Колю дрова на чурочки —
Гори огонь в печурочке! 
Гори, гори жарче, печь, 
Будет Дуня пышки печь.

3-й слайд. Женская половина

Пространство около печи служило женской половиной.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста.

Все здесь, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полки – полавошники,  протянувшиеся вдоль стен чуть ниже потолка, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь.

В переднем углу избы располагался красный угол.

4-й слайд. Красный угол

Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем. Красный угол принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Званный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

От двери до боковой стены избы была устроена широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками,- так называемый «коник». Верхняя доска нередко вырезалась сверху в форме конской головы – отсюда, видимо, и название лавки. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами, на лавке хозяин и спал.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.

Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа

5-й слайд. Люлька

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Которую своими руками мастерил отец семейства. Мягко покачиваясь, люлька  убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Слушание Колыбельной песни (аудиозапись). А ребятня постарше любила поиграть, например  в «Цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей, 
Собрались мыши, 
Заяц, белка, жаба. Цап! 
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Постановка задачи

Просмотр иллюстраций к русским сказкам: «Терешечка», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка»

Рассматривание расписной деревянной посуды, иллюстраций с изображением посуды, предметов быта.

Предложить детям раскрасить изображение деревянных плошек.

3.Заключительная часть

 Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали на занятии? Откуда пошло слово – деревня?  Как хозяева встречали гостей? Как вели себя гости? Что было главной частью русской избы?(ответы детей) Какие слова, которые вы сегодня услышали на занятии говорят сами за себя? (рукомойник, ухват, половик). Какая часть дома назывался – красный угол и почему? Какую работу в доме выполняли женщины , мужчины?  В какие игры мы сегодня играли? Посмотрите,  как красиво вы украсили  изображение деревянной посуды!

На следующем занятии мы с вами  познакомимся с русскими семейными традициями . Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими  хозяевами в доме, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей, использовался доступный для понимания детьми  старшего дошкольного возраста,  материал. Задачи, формы организации совместной деятельности соответствовали тема занятия : «Интерьер и внутреннее убранство русской избы»  

Учебная задача была поставлена совместно с детьми. Для создания мотивации использовалась игровая ситуация «Гости». В игровой ситуации дети опирались на имеющийся у них опыт.  

 Для повышения мотивации к участию  в совместной деятельности была использована  мультимедийная презентация «Убранство русской избы», иллюстрации, предметы быта: прялка, веретено, самовар, домотканая дорожка, деревянная посуда; использовалась музыка (аудиозапись «Колыбельная»).

В ходе занятия дети выполняли  решали проблемные задачи, объясняя значение слов: рукомойник, ухват, половик. Каждый смог высказать свое мнение, пусть даже не совсем правильное, все ответы были приняты.Участие детей в обсуждении и совместной деятельности поддерживались и поощрялись. Главный вывод, который сделали дети, что в русской избе все было сделано своими руками с большой любовью и заботой о близких. Хорошо сохранившиеся предметы быта, которые были предложены детям для рассматривания, заинтересовали детей, и подтолкнули к мысли, что наши предки относились к ним очень бережно.

В ходе занятия была организована самостоятельная изобразительная деятельность детей (украшение изображений деревянной посуды). Все элементы занятия объединены одной темой.

Смена видов деятельности была направлена на снижение утомляемости, поддержание интереса и работоспособности на протяжении всей совместной деятельности.

В конце занятия организована рефлексия: дети отвечали на вопросы воспитателя, оценивали свои работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».

Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...

Конспект итоговой ООД (речевое развитие + познавательное развитие) в подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Цель:  Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ Тема: В поисках сокровищ

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и позновательному развитию в подготовительной группе...

CПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК 23 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» (для подготовительной группы)

Вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге, в прыжках, в метании, в играх, развивают двигательные качества и ...

Конспект интеграционного занятия по развитию речи и познавательному развитию в подготовительной группе "Морские обитатели"

Конспект совместной деятельности в соответствие с ФОП ДО по образовательной области «Речевое развитие»: «Морские обитатели»Автор: Гыпылова Е.А., воспитатель (высшая квалификаци...