проект "Рождество Христово"
проект (старшая группа) на тему

Степанова Анастасия Анатольевна

Цель проекта:

Расширение знаний о традициях проведения святочных гуляний на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rozhdestvo_hristovo_starshaya_gruppa.docx1004.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Проект для старшей группы

«Рождество Христово»

http://wallpaper-house.com/data/out/10/wallpaper2you_430195.jpg

Воспитатели: Степанова А.А.

Ковалева Н.Н.

2018 год.

Содержание

Актуальность-------------------------------------------------------------------------------3

Цель проекта--------------------------------------------------------------------------------3

Задачи проекта-----------------------------------------------------------------------------3

Участники проекта------------------------------------------------------------------------3

Тип проекта---------------------------------------------------------------------------------3

Срок реализации---------------------------------------------------------------------------3

Виды деятельности------------------------------------------------------------------------3

Предполагаемый результат-------------------------------------------------------------4

Этапы проекта------------------------------------------------------------------------------4

План реализации проекта---------------------------------------------------------------5

Приложение 1-------------------------------------------------------------------------------7

Приложение 2 -----------------------------------------------------------------------------10

Приложение 3-----------------------------------------------------------------------------14

Приложение 4-----------------------------------------------------------------------------16

Приложение 5-----------------------------------------------------------------------------18

Приложение 6-----------------------------------------------------------------------------19

Приложение 7-----------------------------------------------------------------------------21

Приложение 8-----------------------------------------------------------------------------23

Приложение 9-----------------------------------------------------------------------------24

Приложение 10----------------------------------------------------------------------------26

Актуальность

Святки -две недели зимних праздников, с Рождества Христова(7 января) до Крещения(19 января).

 Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Так же как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Цель проекта:

Расширение знаний о традициях проведения святочных гуляний на Руси.

Задачи проекта:

- развитие познавательного интереса к народным традициям;

- пополнение словарного запаса детей;

- развитие коммуникативных умений и навыков детей,

умение сотрудничать, участвовать в массовых мероприятиях;

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и родители старшей группы.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации: краткосрочный (2 недели).

Виды деятельности:
Речевая, игровая, музыкальная; творческая; изобразительная; продуктивная; совместная и самостоятельная.

Предполагаемый результат: Развитие познавательного интереса у детей к традициям своего народа, расширение представлений о празднике Рождество и Святки. Обогащение словарного запаса, осознанное отношение к русскому народному творчеству. Вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность. Привлечение большего количества родителей в жизнь своей группы.

Этапы проекта:

Подготовительный

1.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

2.Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.

Основной.

1.Проведние НОД, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

2.Консультации с родителями.

Заключительный.

Проведение развлечения «Колядование», выставки детских работ.

План реализации проекта

Этапы

Дата реализации

Вид образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная д-ть детей

1 этап.

Подготовительный

9.01.18

(вторник)

Беседа

 «Рождество Христово»

Рассматривание иллюстраций:

Детская Библия о Рождестве Христовом;

Рассматривание Рождественских открыток;

Рассматривание изображений на тему «Волхвы и звезда»;

Рассматривание альбома «Зимние святки»;

Раскрашивание раскрасок  на тему «Рождество»,

«Крещение».

2 этап.

Основной

10.01.18

(среда)

Ручной труд

Просмотр мультфильма

Игры-забавы

«Ангелочек»

«Рождество Христово»

«Сдуй снежинку»

11.01.18

(четверг)

Чтение худ. лит. Рождественской сказки

П/игра

«Девочка мечтала о крыльях» И. В. Грушевский;

«Два Мороза»

12.01.18

(пятница)

Конструирование из бумаги

Игры-забавы

«Рождественская свеча»

«Снежки»

15.01.18

(понедельник)

Чтение худ. лит.

Рисование

«Колядки»

«Роспись игрушек для Рождественской ёлки»

16.01.18

(вторник)

Просмотр мультфильма

Игры-забавы

«Красные сапожки на Рождество»

«Плетень»

17.01.18

(среда)

Чтение худ. лит.

П/игра

Рождественская сказка «Ангел, который любил печенье с корицей»;

«Бубенцы»

18.01.18

(четверг)

Чтение худ. лит.

Загадывание загадок

Игра

Легенда «Рождественская елочка»

«О Рождестве»

«Как у дяди Трифона»

3 этап.

Заключительный

19.01.18

(пятница)

Проведение развлечения.

«Колядование»

Приложение 1

Как рассказать детям о Рождестве Христовом?

Ни для кого не секрет, что мы и сами порой не знаем о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад, а уж тем более дети.
Что-то случилось в мире – так Б.Пастернак сказал о Рождестве Христовом. С отдельной человеческой жизни началась новая эра в истории человечества.
Описание: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которые интересуются историей Христианских праздников, традициями и обычаями русского народа. 
Цель: 
Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.
Задачи: 
- познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова; 
- расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
- привлечь внимание детей к христианским традициям;
- воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа. 
Предварительная работа: Посещение церкви; ознакомление с иконами «Рождество Христово»; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве; чтение. Евангелие для малышей, сборника рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений. 
Материал: проектор; экран; компьютер; детская Библия; книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; старинные рождественские открытки; Рождественский вертеп; нарядная елочка; валенки.

Ход мероприятия:

Воспитатель:
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.
М. Ю. Лермонтов 

http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_58a9e3331e288c220d9b2f58b23b867a.jpg

Вопросы к детям.
- Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют

7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января

считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

Благая весть.

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира. 
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами. 
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_d86358a53fe1c813405771f9050b25eb.jpghttp://kladraz.ru/upload/blogs/4606_0f74eec39bf8f5c92c71f4b3b0f25d88.jpg

Весть Ангела пастухам.

Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_16a2648b6c394a82c77526fa73cc47e9.jpg

Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_abe6b59d57ceeffa05f1c1cdacbb5545.jpg

Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

http://kladraz.ru/upload/blogs/4606_25e79f6c2485cbc0c79630bfc6900759.jpg

В это время три мудреца, жившие на востоке, изучали небо. Они знали что должен родиться Божественный Младенец. И вдруг, они увидели, что на небе зажглась новая, ярчайшая звезда, и поняли, что родился сын Божий. Они отправились в Вифлеем, чтобы поклониться ему. Звезда указывала им путь, так, пришли они в пещеру, низко поклонились младенцу и вручили ему свои дары. 
Первый мудрец, даря золото, сказал: «Прими это золото как знак царя царей».
Второй мудрец преподнес ладан со словами «Прими ладан. Он принадлежит тебе как Богу». Третий мудрец положил свой дар и сказал «Это- смирна, знак страдания и гибели перед Воскресением»
Вот так и родился спаситель мира- Иисус Христос.
В Сочельник под Рождество.

С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.
В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник. 
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.
В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками. 

Приложение 2

Девочка мечтала о крыльях. Рождественская сказка

Игорь Грушевский

На грешный город падал мягкий, пушистый снег. Но и он не мог скрыть всей «серости». Но всё равно, кто мог почувствовать, и был светел, зимний город видел сказочным, чистым и светлым.
На город потихоньку опускались сумерки и постепенно зажигались праздничные огни в домах и на главной ёлке, которая каждый год устанавливалась на самом почётном месте – в центре Ратушной площади.
В этом году, по размеру, ёлка побила все рекорды. Горожане ею гордились – она оказалась единственной ёлкой таких размеров во всей округе.
Макушку ёлки украшала Звезда и от неё исходил неяркий свет. Так же ёлка была украшена пышными, блестящими гирляндами, большими коробками с перевязанными ленточками, шарами и другими игрушками.
По узенькой улочке старого города шла девочка, похожая на ангела, в старой, но чистой одежде с заплатками. Голову покрывал шерстяной платок, тоже не один раз штопаный. И ботиночки были старыми, не предназначенными для зимы, а рукавичек и вовсе не было. И, не смотря на мороз, она шла и улыбалась, радуясь зимней красоте.
В воздухе пахло кристальной свежестью. Она вдыхала ароматный воздух и снежинки, освещённые мягким светом фонарных столбов, улыбались и подмигивали ей.
Ручки и личико были румяными от мороза. Время от времени она тёрла ладошками и выдыхала на них тёплый воздух. От этого на время становилось теплее. Закоченевшими ножками приплясывала на месте, а потом опять шла дальше.
Вдруг, возле трактира, ей повстречались два человека, в хорошей тёплой одежде. Один из них был философ, а второй учитель славистики.
– Ах, бедно дитя! –  с грустью произнёс учитель, первым заметив девочку. – Ручки и ножки совсем замёрзли.
– Судя по виду, она не только замёрзла, но и очень голодна. – Заметил философ и с болью в голосе произнёс. – Ах, как жестоки люди. Как жестоки. Как можно довести до такого состояния это милое дитя?
Этот вопрос был явно риторическим.
Девочка услышала, что слова обращены к ней и остановилась. С надеждой, что это добрые люди, и они смогут обогреть или чем-то помочь, забилось её маленькое, яркое, как огонь, сердечко.
– До чего жестоки люди, – продолжал философ, чуть не плача. – Эх… – С сильной болью выдавил из себя.
Открыв трактирную дверь, философ продолжил:
– Прошу, после вас.
– Нет, нет. – Возразил учитель. – После вас.
В итоге зашли вместе, забыв про девочку.
Она, было, решила пойти за ними, но перед нею дверь захлопнулась, чуть не придавив. Девочка только и успела отпрыгнуть.
А философ и учитель уселись за стол, устроились поудобнее, заказали себе горячие блюда. Выпили по рюмочке водочки и принялись с большим аппетитом уплетать за обе щеки жареную курочку с гарниром. 
Косточки так и хрустели, когда они разламывали курицу и со шкуры по пальцам стекали капельки жира. Полностью не обглоданные кости с шумом бросали в миску.
– Уважаемый, – начал учитель, уже довольно сытый, неожиданно вспомнив о девочке. – А ведь до сих пор много нищих, голодных и обездоленных людей. Особенно детей. Они никому не нужны. У меня при их виде разрывается сердце. Но мне нельзя волноваться. Оно у меня слабое. Меня за это постоянно ругает жена.
– Милый друг, – начал философ. – Надо беречь своё здоровье. Мир жесток, а мы все жертвы. Вы не представляете, как мне жалко это милое дитя. Как мне жалко. – На глазах у философа появились слёзы. – Понимаете, она никому не нужна. Никому. Возможно, она не доживёт до утра. В мороз очень тяжко. Но сегодня такой день, такой день.
– Но, мой друг, – перебил его учитель. – А может и к лучшему, если это милое, хрупкое создание поскорее умрёт. Хоть не будет мучиться. И пускай это послужит тяжёлым ударом для тех, кто её обездолил.
– Пускай! – Без промедления согласился философ, начиная, есть сочное, хорошо прожаренное крылышко.
– Она мне напомнила моих малюток, – продолжил учитель. – Я представил, что это случилось с ними. Ах! Ах!
В этот момент он схватился за сердце и начал хватать ртом воздух, но спазм быстро прошёл и он смог продолжить:
– Но у меня слабое сердце, – ещё раз решил напомнить учитель. – Мне нельзя переживать. Бедные мои малютки. Бедные мои...
– Да полно вам! – Перебил его философ, наливая ещё по одной рюмочке. – Давайте, мой друг. - Они выпили и закусили.
Насытившись, философ начал философствовать:
– А знаете, мой друг, – с важностью начал он, – философ должен быть голодным. Он и есть голодный. Вот посмотрите, как бюрократы нас обирают, налоги повышают, людей крова лишают...
Девочка стояла возле витрины и смотрела, как они аппетитно ели и возбуждённо о чём-то говорили. Она в эти мгновения представляла всевозможные блюда, вкусные превкусные, и глотала слюнки.
Потом побрела дальше, скрипя по снегу, в сторону ратуши. Мороз понемногу усиливался.
Вдруг, возле ёлки, она неожиданно столкнулась с нищей женщиной, одетой, примерно, как девочка. 
– Ой, бедная ты моя! – Проговорила печально женщина. – Тебе же холодно и ты очень голодна! Я вижу по твоему лицу.
На женщине была старая престарая шерстяная шаль. Она её сорвала с себя и повязала на плечи девочки.
– У меня пятеро деток, – продолжала женщина. – Я достала для праздника шесть горячих булочек. Вот, возьми мою. – И она протянула девочке.
Женщина грустно смотрела на девочку, и вдруг, ей показалось, что та похожа на ангелочка. И у неё на сердце сразу стало радостно.
Девочка обрадовалась булочке, но ей было неловко брать у нищей женщины.
– Возьми, пожалуйста, – с улыбкой произнесла женщина. – Это мой Рождественский подарок.
И только тогда девочка взяла горячую булочку, прижав к замёрзшей груди. Тепло горячего хлеба моментально согрело тело.
– Хлеб, белый хлеб! – с восхищением произнесла девочка. – Горячий, белый хлеб!
Она прижала его к красненьким щёчкам, которые горели, и к носику, которого почти не чувствовала.
– Ах, какой он тёплый! А как вкусно пахнет!
В её глазах сияла радость. У женщины выступили слёзы.
– Спасибо! Большое спасибо! – Проговорила девочка. – Вы очень добры, и все ваши мечты сбудутся!
Поцеловав девочку в маковку и тихонечко сказав «милый ангелочек», женщина, плача чистыми, горячими слезами, поспешила к своим малюткам. А девочка направилась к праздничной ёлке.
Звезда, до этого бледно светившая, при виде нищей женщины и девочки, вдруг ярко загорелась. Залились ярким светом огоньки на ёлке и украшавшие её игрушки преобразились, словно мастер вложил в них частичку своей души. Всё сделалось ярким и очень красивым.
Девочка обошла вокруг ёлки, любуясь красотой и не чувствуя холода. А с неба падал мягкий снег. Всё было белым и ярко блестело от света фонарей.
Напротив ратуши стоял большой дом и окна его, откуда лился яркий свет, не были зашторены, поэтому можно было увидеть, что происходит в комнатах.
В одной из комнат стояла большая ёлка, вся нарядная, вся в разноцветных огоньках. А возле неё плясали дети. Им было весело, тепло и хорошо. В камине догорали дрова, и чувствовался запах древесного дыма.
Из соседней комнаты пришла горничная и позвала детей к праздничному столу. Они, тут же, с радостными криками помчались к угощениям.
Во втором окне была ярко освещена гостиная, в центре которой стоял богато накрытый стол. Даже небогато, а с излишнем шиком. Чего там только не было
Дети, усевшись за стол, набросились на сладости, перемазав руки и лица. Никто не делал им замечания. Они даже не могли представить, что стоит перед их домом бедная, полуголодная девочка, что ей холодно и она одинока.
Даже если они вдруг об этом узнали, то не поверили бы, у них впереди был сладкий торт с лимонадом.
А девочка, раздвинув широкие еловые лапы, устроилась поудобнее под ёлочкой. Отломила кусочек хлеба и засунула в ротик, он приятно грел язычок. Она его подержала во рту какое-то время, только тогда съела. 
Приятное, доброе тепло побежало по всему телу.
Она откусила ещё один кусочек. Эти мгновения были чудесными. Ей никогда не было так хорошо, как сейчас. Девочка была рада женщине. Давно ей не попадались светлые, добрые люди.
Съев весь хлеб, она свернулась калачиком под рождественской ёлочкой и сладко заснула.
Девочка мечтала о крыльях, она хотела улететь в прекрасные края. 
На улице был сильный мороз, но девочка этого не чувствовала. Очень ярко светила Звезда. Неожиданно перестал идти снег, небо озарилось светлыми лучами. На землю спустился Ангел.
Проснувшись, девочка увидела Ангела и очень обрадовалась Ему. Ангел улыбнулся ей. От Него шла любовь, доброта, свет и чистота…
– Ангел, я всегда мечтала о крыльях, – произнесла радостно девочка.
– Я знаю. – Ответил Ангел и его голос излучал доброту и любовь. – Они же есть у тебя.
И вдруг девочка заметила то, что никогда не замечала – у неё были маленькие крылышки.
Она засияла радостью, а крылышки стали больше.
Как же она не замечала их раньше?
– Спасибо Тебе, Ангел, – с радостью сказала девочка.
Она оттолкнулась от земли и взлетела. Покружила сначала возле ёлки, потом над городом. И когда собралась взметнуть ввысь, вдруг крылья понесли её на окраину города и принесли к небольшой каморке. 
Девочка остановилась и заглянула в небольшое окно, где увидела ту самую женщину и её детей: трёх девочек и двух мальчиков.
Они все плакали, потому что их завтра собирались выселить за долги. Об этом женщина узнала, только что, вернувшись, домой.
Но вдруг под её ногой подломилась доска и из возникшего проёма вылетела золотая монетка и ярко заблестела в тёмной каморке.
Женщина и дети долго смотрели на монетку, не веря своим глазам. А когда заглянули в проём, то ахнули – там был тайник с золотыми монетами. И монет было много.
Женщина и дети очень обрадовались, их радости не было предела. Теперь они смогут заплатить все долги и прокормить себя. И у них будет праздник. Праздник Рождества. 
А девочка от радости заплакала. Ещё немного посмотрев на радостные лица, она взметнула ввысь и скрылась в облаках зимнего неба.
А с неба падал чистый снег. 

Приложение 3

Карточка подвижной игры «Два мороза»

Педагогическая цель игры – развивать быстроту и ловкость.

Педагогические задачи игры:

  1. Развивающая: развивать координацию, равновесие, память, умение ориентировать в пространстве.
  2. Воспитательная: воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества.
  3. Образовательная: обучить игре, правилам и словам.

Место проведения и инвентарь. Спортивная площадка на улице или в спортивном зале.

Форма игры. Коллективная.

Подготовка к игре. На площадке отмечается линия «дома» и линия «школы». Игроки становятся за линию дома в шеренгу. В центре зала становятся водящие «Морозы». Все вместе учат слова:

Морозы: - Мы два братца молодые,

Два мороза удалые!

Я – мороз – Красный нос!

А я – мороз – Синий нос!

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Ребята: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

Описание игры. Игроки проговаривают слова, и после слов «… и не страшен нам мороз!» ребята перебегают в «школу» через площадку, а морозы их стараются осалить. Кого морозы осалили, тот останавливается и замирает на месте (либо стоит на одной ноге), превращается в ледяную фигуру. Морозы снова обращаются к игрокам «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?», игроки вновь отвечают и перебегают обратно в «дом», по пути размораживая своих «замерзших» друзей – дотрагиваются до них и вместе убегают. Морозы вновь стараются осалить игроков. Пойманные (замороженные) игроки подсчитываются и возвращаются в игру. Выбирается новая пара морозов из числа не пойманных.

Правила игры. Бег выполняется только в одну сторону, игрок, нарушивший это правило, считается пойманным. Нельзя долго задерживаться в доме или школе. Пойманный игрок стоит на месте и не двигается. Морозы имеют право осалить до линии «школы» или «дома». Размораживать можно только на обратном пути.

Определение победителей и подведение итогов. Побеждает пара морозов, которая осалила больше игроков, а также отмечаются игроки, которые ни разу не были пойманы.

«Бубенцы»

Количество игроков: любое

Дополнительно: колокольчик

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока

Приложение 4

«Рождественская свеча» — объёмное конструирование из бумаги.

Горит свеча на Рождество

И очищая естество

Моей души,твоей души-

Смотри её не потуши!

«Рождественская свеча» — объёмное конструирование из бумаги. Мастер-класс.

Материал:

Белая бумага (для основания свечки)-один лист;

Цветная бумага, красного и жёлтого цветов (для пламя);

Ножницы;

Клей-карандаш;

Гофрированный картон (для подставочки);

Различные декоративные элементы (для украшения)

Этапы выполнения:

Из бумаги белого цвета отрезаем две полоски (размер 29*3)

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418264420.jpg

Склеиваем полоски под прямым углом

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418264480.jpg

Начинаем складывать основу свечки.

Зависит от того,как склеины полоски (у меня верхняя полоса приклеина к нижней)

Начинаем складывать с нижней полосы:загибаем полосу влево,верхнюю загибаем вниз

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418264854.jpg

Повторяем способ складывания до конца

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418264984.jpg

Верхний стык приклеить

Основа-гармошка,готова. Если её растянуть,получиться такая форма

Из цветной бумаги вырезаем детали "пламя"

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418265379.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418265403.jpg

Склеиваем две детали вместе, оставляя внизу "ножку"

Приклеиваем пламя к основе-свечке

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418265559.jpg

Для устойчивости,приклеиваем свечку на подставку

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418265644.jpg

Подставку украсить по своему желанию.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418265735.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-28232-1418265829.jpg

Приложение 5

Русская народная игра « Плетень»

Количество игроков: любое

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется

 После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.

 Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

Игра «Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона

было семеро детей,

 было семеро детей,

 было семь сыновей.

 Они не пили, не ели,

 друг на друга всё глядели,

вместе делали вот так:

 (соль фа ми ре до до фа

соль соль соль фа ми ре до).

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах «вместе делали вот так» показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.

Приложение 6

Ангел, который любил печенье с корицей

Накануне Рождества (имя ребёнка) и его(её) мама решили испечь печенье с корицей. Мама замесила тесто, мальчик(девочка) ей помогал(а), насыпал(а) муку, сахар, добавлял(а) яйца. Как нравилось (имя ребёнка) печь печенье! Он(а) очень любил(а) приятный аромат разносившийся из кухни по всему дома. А тем более в преддверие такого прекрасного светлого праздника, как Рождество. (Имя ребёнка) никак не мог(ла) дождаться, когда же тесто будет готово, чтобы можно было с помощью формочек вырезать из него забавные фигурки: оленя, звёздочки, ёлки, ангела.

— Мама, а кто такой ангел? – вдруг спросил(а) мальчик(девочка).

— Ангелы, живут высоко на небе и помогают доброму и справедливому Богу. Ангелов много и у каждого из них своё предназначение. Есть, например, Рождественский Ангел.

— Рождественский Ангел?! – удивился(лась) (имя ребёнка).

— Да, Рождественский. Этот Ангел прилетает на землю каждый год на Рождество, чтобы ровно в полночь донести людям благую весть о том, что родился младенец Христос. Ты же помнишь историю про младенца Христа?

— Да, мамочка, помню, — ответил(а) мальчик(девочка), — Младенец Христос – сын Бога. Много-много лет назад он родился на земле, чтобы сделать мир добрей. Так?

— Именно так, — улыбнулась мама, — Так вот, Рождественский Ангел как раз и спускается на землю для того, чтобы рассказать нам о том, что много-много лет назад именно в этот час и родился младенец Христос. Ну, всё, тесто готово, давай делать печенье. Хочешь, возьми вот эту формочку ангела и начни вырезать печенья.

Мама раскатала тесто, а (имя ребёнка) наделал(а) из него печений самой разнообразной формы. Скоро печенья были на противне, а потом отправились прямиком в духовку. И вот по кухне разнёсся незабываемый аромат корицы. Он щекотал ноздри и веселил животик, ждущий своей доли печенья. Когда первая партия выпечки была готова, мама налила (имя ребёнка) стакан молока, положила несколько печений на тарелку, а сама пошла делать какие-то важные мамские дела.  Мальчик(девочка) с большим удовольствием ел(а) своё любимое печенье и запивал(а) его молоком. Тут вдруг он(а) услышала приятный тихий голос, который произнёс:

— А меня печеньем не угостишь?

(Имя ребёнка) огляделся(лась) вокруг и чуть не упал(а) со стула от удивления, ведь на дверце шкафа сидел самый настоящий ангел. Рождественский Ангел, с белыми крылышками и золотистыми локонами. Ангел был одет в прекрасное белое платьице. Он сидел на дверце шкафа, болтал ножками и улыбался.

— Так угостишь? – переспросил он.

— Ты Ангел?! – удивлённо спросил(а) мальчик(девочка), — А разве ангелы едят печенье?

— Да, я Рождественский Ангел. И вообще-то я не знаю про других ангелов, но я просто ужасно, больше всего на свете люблю печенье с корицей. Я пролетал мимо вашего окна, почувствовал запах и просто не смог устоять, чтобы не залететь ненадолго. Съем одно печенье, если позволишь, и полечу дальше. Сегодня ведь важная ночь. Мне надо будет рассказать людям о рождение младенца Христа.

— Угощайся, конечно, бери сколько хочешь, — радостно ответил(а) (имя ребёнка).

— Спасибо, — произнёс Ангел и взял с тарелки печенье в форме ангела, — Ничего себе, печенье-ангел! Никогда такого не видел! – рассмеялся он.

Смех у него был звонкий и приятный, как будто звенел небольшой колокольчик. Мальчик (девочка) заворожено смотрел(а) на Ангела, пока он ел своё печенье.

— Ну всё, теперь мне надо торопиться, — сказал он, дожевав последний кусочек, — А можно я буду прилетать к тебе каждый год в канун Рождества, чтобы ты угощал(а) меня печеньем?

— Прилетай, конечно! Я буду ждать тебя, и буду всегда печь печенье в этот день, — пообещал(а) (имя ребёнка).

— Спасибо, — улыбнулся Рождественский Ангел и исчез.

В воздухе парили остатки чуда, перемешанные с запахом корицы. (Имя ребёнка) сидел(а) и улыбался(лась).

С тех пор, каждый год накануне Рождества (имя ребёнка) с мамой пекут печенье с корицей. Иногда Ангел прилетает к ним, а если нет, то мальчик(девочка) оставляет несколько печений на тарелочки перед тем, как пойти спасть. И каждый раз печенья исчезают с тарелочки самым необыкновенным образом.

Мария Шкурин

Приложение 7

Легенда о Рождественской елке

Во многих странах на Новый год и Рождество принято наряжать елку. Впервые это начали делать в Германии в Средние века. Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости. Позже елку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами, а на самом верху вешали звезду — в напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей место рождения Иисуса Христа. А о происхождении этого обычая придумали красивые истории.

…Не только люди, но и деревья, которые росли около пещеры, где появился на свет Христос, и луговые цветы, пестреющие вокруг, — все по-своему принимали участие в великом торжестве. Но самыми счастливыми выглядели три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом Ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары,— говорила, обращаясь к маслине, пальма.

— Возьмите и меня с собой! — робко промолвила скромная елка.

— Куда тебе с нами! — окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

— И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу?— прибавила маслина. — Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом. Но Ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.

— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, — сказала она. А маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем. С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. «Они правы, — думала она, — где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу!»

Но Ангел сказал ей:

— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И Ангел взглянул на небо. А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он, и улыбнулся ей, и протянул к ней ручки. Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром. И Ангел видел это и сказал:

— Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. С этих пор, когда люди будут вспоминать Рождество Спасителя, и ты не будешь забыта. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. Будут радоваться и взрослые, вспоминая при виде тебя золотые дни детства. И ты, скромная. зеленая елка, сделаешься символом веселого рождественского праздника.

Приложение 8

Рождественские загадки:

Среди зимы – большое торжество. 
Великий праздник – … (Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам 
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, 
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки, 
красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, 
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают, 
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду, 
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – 
На земле родился … (Иисус Христос).

Приложение 9

История колядок

Изначально праздник с колядками был приурочен к зимнему солнцестоянию и назывался Коляда. Детей можно познакомить с древними традициями, используя древний обычай с карнавальными элементами. На святки проводились ярмарки, представления, переодевание в костюмы с масками и пение веселых колядных песен. Часть обычаев сохранилась и в наши дни.

Самые яркие традиции и народные верования в России, касающиеся святок, хорошо представлены в произведении Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вечером и в ночь перед Рождеством принято накрывать на стол постный ужин из 12 блюд, гадать на судьбу и ходить по домам соседей с веселыми колядками. Наши предки верили, что в этот день можно повстречать и нечистую силу.

Петь колядки на Рождество Христово не принято. Временем для песен является вечер 6 января (Святой вечер). Рождественские колядки могут быть длинными и короткими, с юмором и пожеланиями добра. Можно подобрать текст песен для детей и взрослых. Ходить в гости на святки принято всей семьей. Хозяйки готовят в домашних условиях лучшие блюда в качестве угощения и чтят семейные традиции.

Колядки в христианстве

Праздник Рождества Христова отмечают в разных регионах по-своему. Традиционно песни колядки пели большими группами, обходя все дома. Хозяева дома слушали колядки и щедро угощали гостей.

Традиции Рождества у славян впитали часть обычаев с языческих времен. В качестве угощения в домашних условиях пекут печенье в виде животных и пирожки. В старые времена мешок колядующих пополнялся хлебом, пирогами, домашней колбасой, окороком и другими деликатесами. В настоящее время колядные песни больше всего интересуют детей, которые рады исполнять короткие песни за сладкое угощение. Уместно положить в мешок конфеты, пирожки, вафли, мандарины, и апельсины. Некоторые дают за исполнение колядки на Рождество деньги, такой подход неуместен и не соответствует духу праздника. Лучше заранее купить несколько пакетов разных конфет и фруктов.

Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Вставай, народ,
Выходи из ворот —
Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

forest

Коледа — моледа,

Белая борода,
Нос — плошкой,
Голова — лукошком,
Руки — сабельками,
Ноги — грабельками,
Приходи под Новый год,
Величать честной народ!

forest

Коляда, коляда,
Приходи из далека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом трескучим,
Со стужей колючей,
Со снегами белыми,
С вьюгой, с метелями.
Самокаты — сани
Покатили сами —
От села до села,
Коляда весела.

forest

Ой, коляда
К ковалёчку пошла.
— Коваль-ковалёчек,
Скуй мне топорочек.
-На что топорочек?
-Сосну рубить.
-А на что сосну?
-Мост мостить.
-А на что мост?
-Морозу ходить, —
Новый год рядить!

Приложение 10

Конспект занятия по рисованию «Роспись игрушек для Рождественской ёлки»

Программное содержание
1. Учить украшать елочную игрушку, используя элементы росписи: линии, мазки, точки, с помощью нетрадиционной техники рисования «тампонирование», рисования ватными палочками.Развивать умение анализировать и сравнивать, делать выводы. 
2. Развивать художественно – творческие способности, эстетический вкус, познавательный интерес к традициям и обычаям своего народа.
3. Воспитывать умение внимательно выслушивать воспитателя, товарищей, аргументировать свой ответ.
Предварительная работа: изготовление елочных игрушек из соленого теста, беседа о елочных новогодних игрушках.
Оборудование. Для воспитателя:  елка, елочные игрушки, иллюстрации старинных елочных игрушек, таблица с элементами росписи, схемы росписи игрушек.
Для детей: муляж елочной игрушки, акварельные краски, штемпельная подушечка,  кисточки, ватные палочки, влажные и сухие салфетки, фартуки.

Ход занятия

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады гостям, как добрым вестям. Каждому найдется местечко, и доброе словечко.
- Я хочу вас пригласить мини-музей, а в какой отгадайте.  
Хоть не шишки, не иголки,
А висят на ветках елки.
(Елочные игрушки)
2. Основная часть.
- Верно, это елочные игрушки! Как вы догадались?
- Ни один новогодний праздник не обходится без елочных игрушек.
- Кто делает елочные игрушки?
 (мастера, художники, стеклодувы)
- Игрушки бывают самые разные. Давайте рассмотрим их в нашем мини-музее.
Сравнение старинной и современной елочной игрушки.
- Чем старинные елочные игрушки отличаются от современных? (Не такие яркие, чаще всего старинные  игрушки изображали в виде животных, людей)
- Из каких материалов могут быть сделаны ёлочные игрушки? (Стекло, пенопласт, пластмасса, ткань, дерево)
- А когда не было этих материалов, чем могли украшать елку? (ленточки, тряпочки, конфеты, орехи, пряники, свечи, печенье и т.д.) (Показ фотографий на проекторе)
- Спустя несколько лет мастера научились выдувать разноцветные игрушки из стекла. - Как называют этих мастеров? (Стеклодувы)
- Давайте посмотрим,  как стеклодувы изготавливают стеклянные игрушки? (Показ видео на мультимедийной доске)
- Какой  должна быть елочная игрушка? (Нарядной, яркой, красиво украшенной)
- Украшать елочную игрушку, целое искусство! Я приглашаю вас в художественную мастерскую, где мы станет настоящими художниками по украшению (росписи) игрушек. Заготовки елочных игрушек мы сделали заранее. (Дети одевают фартуки) 
- Помогут нам в оформлении новогодних игрушек схемы.
1. Первое: покрываем игрушку краской. Выбираем цвет из предложенных. У вас на столе коробочки с губочкой пропитанной гуашью и с помощью тампонов, наносим краску. Техника называется тампонирование, от слова тампон.  Скажем хором! 
(Тампонирование)
2. Второе: с помощью кисточки, ватной палочки и акварельных красок, прорисовываем узоры, элементы.
- Повторим, еще раз по порядку, как вы будете украшать пряник. 
(Дети проговаривают)
- А какие мы правила должны помнить при работе с кистью? (Каждый раз после нанесения краски кисточка промывается. Кисточки не оставляем в стакане с водой)
- На столах лежат влажные и сухие салфетки, для чего они вам могут понадобиться? (Вытереть руки, или убрать какие-то недостатки во время рисования)
- Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем свои пальчики:
Мы еще не мастера,
Мы пока что учимся.
(разжимание кулачков)
Если будем мы стараться,
(соединение пальчиков начиная с большого)
Многому научимся.
(руки сжимаем в замок, пальцы поднимаем вверх)
- А сейчас стульчики пододвиньте ближе, спинки выпрямите, следите за осанкой, приступим к росписи елочной игрушки, я вам буду немного помогать. А для хорошего настроения, рисовать будем под музыку. (Звучит музыка Jan A.P. Kaczmarek – Goodbye)
Дети украшают игрушку.
3. Заключительная часть.
- Ребятишки, посмотрите, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас новогодние игрушки. Теперь возьмите их, положите на салфетки и подойдите ко мне.
- Молодцы, вы замечательные художники, проявили все свои творческие умения! А сейчас давайте украсим нашу елочку! Вам нравится? Елочка получилась нарядная красавица!  Я думаю, что такие чудеса своими руками вы  сможете делать к любым праздникам дома и в детском саду.