Играя - познаём мир
статья по теме

Тузова Наталья Анатольевна

Проект «Играя - познаём мир» в полной мере отражает  актуальные   тенденции  современной системы дошкольного образования и ориентирует педагогов на  разработку нового содержания и внедрение в образовательную деятельность для детей дошкольного возраста ресурсов игровой деятельности, как оптимальных условий эффективного социально- коммуникативного  и экологического воспитания  дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРАЯ - ПОЗНАЁМ МИР

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

          Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, исследовательская деятельность детей способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков неизведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой.

Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Данная тема помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Целенаправленная работа по воспитанию экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде и артефактам прошлого позволит сформировать у детей  целостное представление о  природе, ответственное отношение к окружающей среде, выработать естественный интерес ребѐнка к истории развития животного мира на планете. У родителей возникнет потребность к созданию в среде, окружающей ребенка,  условий для её изучения и сохранения.

Данная проблема позволила определить тему проекта –  «Играя - познаём мир».

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование познавательных интересов у  детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурно-историческим ценностям региона, определение  эффективности  использования  интереса  детей к динозаврам для развития познавательных интересов и бережного отношения к окружающему миру.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм работы по изучению культурно-исторических ценностей региона детьми старшего дошкольного возраста,  выявлении уровня сформированности бережного отношения к окружающему животному миру, а также   активном вовлечении родителей в познавательно - исследовательскую деятельность ДОУ как равноправных участников педагогического процесса

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в формировании  у детей познавательно-исследовательской деятельности, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по экологическому и культурно-историческому воспитанию.

Ценность  изучения культурного наследия региона  заключается в его влиянии на разностороннее развитие  ребенка, а в особенности на формирование устойчивых познавательных интересов и экологической грамотности.

На протяжении всего проекта мы увидели, как проделанная работа достигла своей цели. У детей и родителей  расширился кругозор, появился интерес к эпохе динозавров.

         В результате работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере социально- коммуникативного   и экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Родители активно участвовали  в проектной деятельности, через совместную познавательно - исследовательскую деятельность. Произошло сближение семей в достижении общей цели. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, мероприятия. В течение года родители принимали активное участие  в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в организации экскурсии в «Палеонтологический музей» с. Ундоры, в помощи по организации экспедиции на берег р. Свияга, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

В период работы над проектом  у детей появилось эмоционально-чувственное отношение к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей активно развивалось воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. У детей  появилось желание трудиться, поскольку они увидели результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях.  Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.

Проект «Играя - познаём мир» в полной мере отражает  актуальные   тенденции  современной системы дошкольного образования и ориентирует педагогов на  разработку нового содержания и внедрение в образовательную деятельность для детей дошкольного возраста ресурсов игровой деятельности, как оптимальных условий эффективного социально- коммуникативного  и экологического воспитания  дошкольников.

Используемая литература.

  1.  Авдонина М., «Динозавры». Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо», 2007г.
  2.  Все о динозаврах, издательство «Астрель»,  Москва, 2000г.
  3. «Динозавры и другие исчезнувшие животные», издательство «Махаон» 2005г.
  4. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2,-

         М. Ломоносовская школа, 2009

  1. Камбурнак Л., «Динозавры». Детская энциклопедия, Москва, «Махаон», 2006г.
  2. Моя первая энциклопедия. «Динозавры» — М.: Эгмонт Россия, 2001
  3.  Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском саду.-

         М: Мозаика-Синтез, 2008

  1. Травина И.В. Моя первая книга о динозаврах. Научно-популярное издание для детей.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 95 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

играем,познаём, рисуем

«Через познания сути, содержания искусства в душе ребенка постепенно формируется нравственно – эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношения ко всем явлениям жизни – к природе, труду, л...

Консультация для родителей "Играя, познаём природу".

  Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает надёжным средством  социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна д...

"Играя,познаём"

Консультация для родителей о играх-эксперементированиях,которые очень важны для развития интелектуальных способностей детей. В консультации предложены примеры, как научить детей видеть волшебство в пр...

Рабочая программа кружка "Играем, познаём, размышляем"

Программа кружка «Играем, размышляем, познаём», направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. Программа разработана на основе: Основной общ...

Игровое пособие «Учимся играя, играя познаём»

Актуальность, новизна  «Учимся играя, играя познаём» - это увлекательное пособие и эффективное средство развития ребёнка. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, т...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"

Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...