Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми шестого года жизни на тему:"Путешествие в природный мир Урала"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Черных Светлана Анатольевна

Цель: Расширение  представлений  детей  о природе и богатствах  Урала.

Задачи:

1.     Вызвать интерес к окружающей природе, расширять знания и представления о растительном и животном мире Урала. 

2.     Учить устанавливать взаимосвязь между животными и растениями.

3.     Учить понимать и ценить красоту родной природы, беречь ее, уметь общаться с ней.

Закреплять умения составлять небольшие рассказы по предложенному плану.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ural.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированной непосредственно  образовательной  деятельности

образовательной  области «Познание»  с детьми шестого года жизни на тему:"Путешествие в природный мир Урала"



Цель: Расширение  представлений  детей  о природе и богатствах  Урала.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к окружающей природе, расширять знания и представления о растительном и животном мире Урала. 
  2. Учить устанавливать взаимосвязь между животными и растениями.
  3. Учить понимать и ценить красоту родной природы, беречь ее, уметь общаться с ней.
  4. Закреплять умения составлять небольшие рассказы по предложенному плану.

    Ход   образовательной   деятельности:

Традиционное приветствие «Свеча». Воспитатель приглашает детей  встать в круг  и передавая из рук в руки свечу, поздороваться друг с другом и сказать добрые  приветливые слова.
- Ребята, вы любите путешествовать? А где вы уже  бывали? (ответы детей)
- Да вы уже успели попутешествовать по всему свету
. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю. Кто знает, как наш край называется? (выслушивает ответы детей) Верно, Урал.

Художественное   слово сопровождается  презентацией  на экране. (Презентация №1)


"Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал.
Как девочки сосны большие сбегают с заснеженных скал
В лугах на ковровых просторах среди плодоносных полей
Лежат голубые озера осколками древних морей "
Вот как красиво написала о нашем крае уральская поэтесса Л.Татьяничева.

- Ну что отправляемся в путешествие по Уралу? Да.

- Но прежде чем отправиться в путешествие давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу». (Дети по очереди читают стихотворение, показывают карточки — знаки)

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом Дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря Цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?


- Хорошо!А на чем можно путешествовать?
(Речевая  игра «Назови виды транспорта»).

 - Я вам предлагаю отправиться в наше путешествие на паровозе. Вставайте друг за другом.

Проводится  массаж спины «Паровоз» под музыкальное сопровождение:

Паровоз гудит Ду-ду

Я иду, иду, иду (дети стучат кулачками по спине впереди стоящего)

А вагоны стучат, а вагоны говорят

Так-так-так   ( ладошками шлепают по спине впереди стоящего).

- Ну вот мы с вами и оказались в уральском лесу.
- Что вы здесь видите? Деревья.
- Посмотрите, сколько разных деревьев растёт в нашем лесу. И сейчас

я вам загадаю загадку, а вы должны угадать о каком дереве идёт речь и показать его.

(на мольберте прикреплены  картинки с изображениями каждого дерева). Попробуете? Да.
1." Её узнаешь по простой примете – нет дерева белей на свете" – Берёза!
- Опиши мне это дерево. (работа с мнемотаблицами) по схеме:  лиственное или хвойное,

какой ствол, какие листочки, когда цветёт, какие семена, какую пользу приносит человеку?
2." Что за дерево, ответьте: летом, когда я цвету, самый вкусный мёд на свете

 щедро пчёлам раздаю" – Липа!
- Опиши мне её.
3." Весной зеленела, летом загорала, а осенью надела красные наряды" – Рябина!
- Опиши мне её.
4." Зябнет она и дрожит на ветру; стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

 Дайте же её и пальто и ботинки – надо погреться бедной …" – Осинке!
- Правильно! Опиши мне её.

5." Что же это за девица: ни швея ни мастерица? Ничего сама не шьёт, а в иголках

 круглый год?" – Сосна!
- Молодец! Опиши мне это дерево.
- Хорошо! Молодцы! А какие ещё деревья растут на Урале?
- Какие деревья называют лиственными?
- А какие хвойными?
- Хорошо! Скажите, что же это за дерево и куда мы его отнесём:

к хвойным или к лиственным?
- " Ни сосна я и не ёлка, только осень на порог – до единой все иголки

скину с веток точно в срок" Лиственница.
- Итак, мы с вами повторили, какие деревья растут на Урале.

 А что еще мы можем встретить в лесу? (дети отвечают)

Хранит уральский лес чудес немало.

И их нам показать готов.

Хочу, чтоб здесь светлее стало

От звонких птичьих голосов.

(звучит запись голосов птиц). Дети, послушайте внимательно и ответьте голоса каких птиц  вы услышали? (кукушка, иволга, соловей, дятел,…)

Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, сколько птиц вокруг. Как вы думаете, а  что им всем помогает летать? (выслушивает предположения детей)

 Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка — воздух.

Давайте сейчас попробуем это  доказать.

В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на воздух. У каждого из вас на столе лежит лист бумаги. Возьмите его в руки. Теперь   поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал — быстро или медленно, плавно?

 Почему? (выслушивает ответы детей) Верно, лист опускался медленно, потому что  опирался на Невидимку - воздух, как и птицы своими крыльями. А теперь скомкаем лист  бумаги и вновь попробуем отпустить его. Что получилось теперь? Как падал лист’? Как вы  думаете, почему он упал быстро? (выслушивает ответы детей) Верно, скомканный лист

 стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю,  она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, Перестает опираться на Невидимку — воздух.

 А теперь немного отдохнем — сделаем лесную зарядку.

 Физ. минутка.

Дети по лесу гуляли,                 (маршируют на месте)

За природой наблюдали.         (прикладывают ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели         (поднимают голову вверх)

И их лучики согрели.                 («тянуться к солнышку»)

Бабочки летали,                 (делают взмахи руками)

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,                 (хлопают в ладоши)

Ногами топаем!                 (топают)

Хорошо мы погуляли                 (маршируют на месте)

И немножечко устали!                 (садятся на стульчики)

- Дети, посмотрите, а какие животные спрятались на картинке? (дети отгадывают ребус).
Дети находят животных Урала.
- А какие ещё животные, птицы и звери живут в нашем лесу? (ответы детей).
- А теперь встанем в кружок и поиграем с мячом в игру "Я начну, а ты закончи".

  1. Белка зимой серая, а летом…
  2. У зайца хвост короткий, а уши…
  3. Ёж маленький, а медведь…
  4. У лисы шёрстка мягкая, а у волка…
  5. Белка живёт в дупле, а ёж…
  6. Сова днём спит, а ночью…
  7. Соловей любит вить гнездо в черёмухе, а кукушка…
  8. Синица зимует в наших краях, а трясогуска…
  9. У снегиря на голове чёрная шапочка, а у сверистели…
  10. У дятла клюв большой, крепкий, а у клеста…?


-Дети, смотрите, а чьи это следы? (Типовые приемы фантазирования  «Чьи это следы?». Дети высказывают предположения реальные и фантастические)

Затем дети идут по «тропе Здоровья» (профилактика плоскостопия).

-Смотрите, мы пришли на цветочную полянку.  Скажите, вы любите цветы? Да.
- Цветы бывают луговые и садовые. Как вы думаете, почему они так называются?

- Кто-то перепутал все цветы. Давайте разберем  все цветы. (Игровая мотивация)

 и вернем их  к себе домой ( луговые и садовые).

 Дидактическая игра «Какой это цветок?»

- Дети, а для чего нам нужны цветы? Они дарят радость  и повышают настроение.

Мне очень нравится их аромат. Давайте возьмем по одному цветку и вдохнем

 его аромат (вдох – выдох) Аа-х! (проводится дыхательная  гимнастика

 + Ароматерапия( в серединке цветочка на паролоновой подушечке –

капелька аромамасла)).

Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и письмо.

 Давайте его прочитаем.

 «Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю.

Вижу, что вы, хотите побольше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской  посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы  природу родную? Если вы друзья природы, если дружите друг с другом, помогаете  друзьям и своим близким, то  раскрою я перед вами сокровищницу  Уральских гор»

 Воспитатель: «Посмотрите, ребята, вот дорожка. Видно Хозяйка Медной горы нам место заветное показывает‘ (приглашает детей к столу, на котором размещены коллекции  минералов, иллюстрации,  фотографии).

Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный. то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной‘?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь  камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей)

 Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах.

Посмотрите, как красивы Уральские горы (размещает на магнитной доске

 фотографии с видами Уральских гор). Подземные кладовые Уральских гор богаты  разными  полезными ископаемыми.

 Вот это - простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они драгоценными.

Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной

красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).

 Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие.

 Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней рассыпанные бусы. Собрать их очень непросто. Соберете,  возьмете их с собой в подарок от Хозяйки  Медной горы. Дети нанизывают бусины на леску, а потом эти бусы забирают с собой.

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мыс тобой живем...

В. Степанов

- Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка. Наше путешествие по родному Уральскому краю подошло к концу. Я предлагаю  встать в круг, и передавая друг другу свечу, сказать несколько слов о том, что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми шестого года жизни "В стране сказок" (Образовательная область «Познание»)

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми шестого года жизни "В стране сказок"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми шестого года жизни по теме "Звук"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни по теме "Звук" (интеграция образователных областей: "Познание", Художественно - эстетическое разв...

Рабочая программа по освоению образовательной программы дошкольного образования с детьми шестого года жизни в группах общеразвивающей направленности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта....

ООД с детьми шестого года жизни "Путешествие в страну воздушных шаров"

Цель: Закрепить родовидовые понятия о транспорте, обогащать словарь по лексической теме «Транспорт»...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми седьмого года жизни на тему: «Путешествие в сказочную страну»

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»....

Конструкт непрерывной образовательной деятельности. с детьми шестого года жизни. Тема: «Русские валенки».

Цель: Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре....