Конспект русских посиделок «В гости к самовару» (для детей 4-5 лет)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Кузнецова Елена Николаевна

Данная работа способствует расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта; учит проявлять интерес к истории возникновения чайника; приобщает детей к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkih_posidelok.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект русских посиделок

«В гости к самовару»

(для детей 4-5 лет)

Задачи:

- Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете
народного быта;

- Учить проявлять интерес к истории возникновения чайника;

-Приобщать детей к истокам русской народной культуры;

- Формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;

-Учить понимать смысл пословиц;  -

-Побуждать к сохранению традиции семейного чаепития; 

-Развивать речь детей, используя все виды фольклора: потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки;

- Воспитывать у детей желание быть гостеприимными; воспитывать доброжелательное отношения друг к другу;

-Воспитывать уважение к предметам старины и любовь к родному краю;

-Воспитывать культуру поведения за столом.

Материалы и оборудование:

Русский народный костюм для  взрослого; народные инструменты (свистульки, ложки, трещотки, дудочки, треугольник, колокольчики); платочек; русская шляпа с цветком; самовар, чайные пары для каждого ребенка; сладкие угощения для чаепития (печенье, сушки, пряники, варенье); аудиозаписи народной музыки (Русская плясовая,  «Барыня», песня «Пы-пых-пых-самовар»).

Ход мероприятия

Хозяюшка :

Дай Бог тому, кто в моем дому, дорогим гостям, малым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.

 (Дети рассаживаются на лавки.)

Хозяюшка:

Мир вам, гости дорогие,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную я приготовила для вас.

Проходите, присаживайтесь на лавки. Для каждого у меня ласковое слово найдется:

Хозяюшка: отгадайте загадку

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.        (Самовар )

Хозяюшка: Я вас поджидала в гости и поставила самовар кипятить.

  • Пословицы (хозяюшка предлагает детям порассуждать о смысле пословиц).

Чай пить – не дрова рубить.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

Выпей чайку – забудешь тоску.

  • Игра «Повтори движение»

Звучит «Барыня». Дети стоят в кругу, передают платочек. Музыка останавливается. Тот участник, у которого в руках платочек, показывает движение, а дети под музыку повторяют.

  • Пословицы

Не спеши пить чай – язык обожжешь.

Пей чай – удовольствие получай.

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

Хозяюшка: Предлагаю поиграть на музыкальных инструментах.

  • Музыкальная игра под русскую плясовую.

Хозяюшка раздает детям русские музыкальные инструменты. Звучит «Русская плясовая», дети  играют на инструментах.

Хозяюшка:  ребята, а давайте мы с вами поиграем в русскую хороводную игру «Ходит Ваня»

  • Хороводная игра «Ходит Ваня»

Дети становятся в круг, и ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу, движется в противоположную сторону и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка . Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем меняют ведущего игра продолжается

Ходит Ваня, ходит Ваня

По среди кружочка, по среди кружочка.

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка, для себя дружочка.

 Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

Хозяюшка: отгадайте – ка мои загадки:

  1. Смесь из листьев и цветов 
    Заварил, и он готов!      
    (Чай ) 
  2. Подбоченилась она
    Жаль рука всего одна.
    Кто ни делает глоток,
    Хвать её под локоток.      
    (Чашка)
  3. Руки в боки, как начальник, 
    Раньше всех на стол встает, 
    Сам себе плита, и чайник - 
    Сам заварит, сам нальет.    
    (Самовар )

Хозяюшка: ребята, приглашаю Вас пройти ко мне, отведать чайку из самовара.

(Хозяюшка с детьми проходят к накрытым столам) 

Хозяюшка: Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (горница, горенка, изба, светелка)

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу.

Самовар в руках несу,

Прибауточку пою.

Хозяюшка (выносит самовар и ставит его на стол): А вы любите пить чай?

С кем из своих родных, друзей вы любите чаевничать? А из чего вам мама наливает чай?

Хозяюшка: Раньше в самоваре люди кипятили чай. Пригласят к себев гости на посиделки соседей, друзей, родных, поставят самовар, нальют воды, положат горячих угольков и раздувают их сапогом. Угольки начинают гореть и греть воду. (показ картинки)

Хозяюшка:  Сядем за стол, попьем чай из самовара с бубликами да пряниками, с ватрушками и плюшками.

Дети:

 На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай.

Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар 
Наш красавец самовар.

Выпивая чашку чая,
я обычно не скучаю…
Потому что никогда
Я не пью его одна

Ну давай же поскорей
Чай гостям и мне налей
Собери вокруг стола
Для мира, радости, добра

Хорош чаек после мороза,
И после баньки он хорош.
За самоваром все вопросы
Решишь, обсудишь, разберешь

Хозяюшка: Мы играли?

Дети: Да!

Хозяюшка: Танцевали?

Дети: Да!

Хозяюшка: Не устали? Сядем за стол, попьем чай из самовара с бубликами да пряниками, с ватрушками и плюшками.

Хозяюшка:

Хлебом – солью привечаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Самовар – птица-жар.

Кран открывается –

Чай наливается!

Чаепитие: дети и взрослые пьют чай с угощением.

(Хозяюшка напоминает, как надо размешивать сахар в чайной чашке. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце. Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.)

Хозяюшка:

Как называются наши посиделки? (чаепитие)

Хорошо чайку попить,

О том, о сем поговорить.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.

В конце чаепития Хозяюшка учит, как надо благодарить хозяев по русскому обычаю. Дети в ответ благодарят Хозяюшку и прощаются с ней.

Дети: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб-соль! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного развлечения « В гости к мишке» для детей 2-3 лет.

Конспект физкультурного развлечения « В гости к мишке» для детей 2-3 лет. Воспитатель: Ван О.Н.Тема: « В гости к мишке»Цель: Популяризация здорового образа жизни. Вызвать ...

Конспект интегрированного занятия «В гостях у зайки» для детей второй младшей группы (3-4 года)

Образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Ознакомление с окружающим ...

Конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки» для детей средней группы.

Конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки» для детей средней группы№7 детского сада совместно с родителями....

Открытое занятие в старшей группе в мини-музее «Русская изба» «В гости к самовару»

Программное содержание: обогащать словарь детей: жаровня, сосуд, медный самовар.активизировать словарь детей: кочерга, ухват, люлька, колыбелька;упражнять в произношении звуков «Ш», ...

Конспект занятия «В ГОСТЯХ У САМОВАРА» (для детей средней группы )

Патриотическое воспитание . Начальный познавательный в средней группе.Дети неосмысленно проникаются в образы и понятия окружения....