Конспект НОД «В гости к жителям Байкала»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Толмачева Елена Вячеславовна

Тип занятия:

-  комбинированное (закрепление имеющихся у детей представлений и знаний; формирование новых представлений),

- интегрированное (интеграция познавательной и продуктивной деятельности (художественный труд).

Цель: расширение  представлений детей об обитателях озера Байкал и Байкальского заповедника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Родничок»

 «В гости к жителям Байкала»

(конспект  непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе)

                        Подготовила Толмачева Елена Вячеславовна.

Форма непосредственной образовательной деятельности: занятие - путешествие.

Тип занятия:

-  комбинированное (закрепление имеющихся у детей представлений и знаний; формирование новых представлений),

- интегрированное (интеграция познавательной и продуктивной деятельности (художественный труд).

Цель: расширение  представлений детей об обитателях озера Байкал и Байкальского заповедника.

В соответствии с образовательной программой детского сада в ходе совместной деятельности предполагается решение следующих задач:

Обучающие:

 - расширить  представления  о животном мире Байкала,  свойствах и отношениях объектов окружающего природного мира (познакомить детей с понятиями «эндемик», «заповедник», «травоядные», «хищные», «насекомоядные», «всеядные», «пищевые цепочки»;    раскрыть взаимосвязь между обитателями  леса, их пищевой зависимости);

- формировать познавательные действия (умение выдвигать предположения, высказывать свое мнение, делать выводы).

Развивающие:

-  развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;

- развивать внимание, логическое мышление, связную речь;

-  развивать воображение,  творческую активность, мелкую моторику.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

- воспитывать аккуратность в процессе продуктивной деятельности.

Интеграция образовательных областей.

В ходе непосредственной образовательной деятельности решаются задачи следующих  образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие».

Формы организации детей на занятии:

фронтальная работа и работа в паре.

Оборудование для познавательной деятельности:

- авторский макет озера Байкал и Байкальского природного заповедника (имеет 2 тематические части: с одной стороны – изображение озера Байкала в разрезе с фигурками рыб (большая широколобка, осетр, белый байкальский хариус, омуль, большая  голомянка, желтокрылая широколобка, байкальский сиг), рачков, улиток, водорослей; с другой стороны – изображение Байкальского заповедника с фигурками животных и птиц);

- изображения байкальских рыб, разрезанные на части (названия находятся на оборотной стороне);

-материал для дидактической игры «Паутина жизни Прибайкалья» (изображения растений, животных, насекомых обитающих в Байкальском заповеднике,  поле для крепления изображений, нити для построения паутины питания);

-загадки о животных.

Оборудование  для продуктивной  деятельности: ноутбук для презентации « Изготовление сувенира «Нерпа», фотографии взрослой нерпы и детеныша; картонный шаблон в виде нерпы; белая и серая пряжа, нарезанная на небольшие части; горошки черного перца; клей ПВА; кисти; салфетки.

Музыкальное сопровождение: «Звуки природы. Лес». «Звуки природы. Шум моря, крики чаек».

Ноутбук для показа презентации «Славное море - священный Байкал»,

Оборудование для путешествия: стульчики по количеству детей, гимнастические палки (одна на двоих детей), отрез материала голубого цвета.

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Действия воспитателя

Действия воспитанников

  1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение

Дети выполняют действия по тексту стихотворения вместе с воспитателем.

  1. Мотивация к совместной деятельности

Сюрпризный момент: воспитатель зачитывает письмо с приглашением на праздник – День Байкала, просит  отгадать того, кто его написал.(Нерпа).

Отгадывают загадку и принимают приглашение нерпы отправиться на праздник.

  1. Основная часть.

  • Просмотр презентации «Славное море - священный Байкал»

  • Работа с макетом озера Байкал.

  • Динамическая пауза «Рыбаки».

  • Дидактическая игра «Собери и назови рыбку».

  • Работа по  картинкам.

  • Физкультминутка «В лес»

  • Работа со второй стороной макета «Байкальский заповедник»

  • Дидактическая игра «Паутина жизни»

  • Динамическая пауза «В лесу я просто погостил»

  • Продуктивная деятельность

  • Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

  • Работа по изготовлению сувениров.

Воспитатель и дети обсуждают вид транспорта. на котором можно добраться до Байкала. Воспитатель предлагает лодку. Звучит фонограмма «Шум моря, крики чаек».

Воспитатель  демонстрирует красивые виды Байкала под стихотворение Н. Ковалевской.

Воспитатель предлагает рассмотреть макет,  назвать знакомых рыб, называет незнакомых. Знакомит с понятием «Эндемик». Называет «эндемиков» Байкала: рачков, улиток, рыб,  помещённых внутрь макета.

Предлагает поиграть в игру «Рыбаки», вместе с детьми выполняет действия  по тексту.

Предлагает детям поделиться на пары и объясняет действия игры.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, определить общие и отличительные особенности рыб.

Предлагает  найти особенную рыбку, объясняет особенность эндемика Байкала –голомянки.

Воспитатель приглашает на прогулку в лес, выполняет вместе с детьми действие по тексту под фонограмму «Звуки природы. Лес»

Воспитатель знакомит с понятием «Заповедник» и его обитателями (кабарга, росомаха) 

Воспитатель сообщает правила игры, загадывает загадки, раздает жетоны детям, правильно отгадавшим загадки, помогает детям с определениями «всеядный», «насекомоядный», «травоядный»,  

«хищник». Задаёт вопросы о «паутине жизни» животных в лесу, затем о правилах заповедника. Подводит итоги игры: определяет победителя, подсчитав количество жетонов.

Читает текст стихотворения и подводит детей к следующему этапу.

Воспитатель показывает слайды с фото взрослой нерпы и детёныша, вспоминает с детьми, что это «эндемик» Байкала, обсуждает отличия и сходства взрослой нерпы и детёныша. Предлагает сделать сувенир на память о поездке на День Байкала. Воспитатель показывает образец, сообщает о последовательности исполнения поделки с помощью слайдовой презентации.

Проводит пальчиковую гимнастику

Помогает воспитанникам в изготовлении.

Дети принимают участие в обсуждении вида транспорта, садятся в лодку.

Дети рассматривают фотографии Байкала, слушают стихотворение.

Дети рассматривают макет, обсуждают, тактильно обследуют помещённых в макет ракушек,  камни, рачков, улиток, рыб. Называют знакомых рыб, повторяют новые названия.

Дети вместе с воспитателем выполняют действия по тексту.

Дети делятся на пары, собирают картинку из отдельных кусочков и дают названия  составленным   рыбам.

Дети рассматривают рыбок, называют   сходные и отличительные особенности  рыб, находят особенную рыбку и определяют, чем она отличается от других рыб. Отвечая на вопросы воспитателя, закрепляют понятие «Эндемик». Вспоминают название эндемиков.

Дети действуют по тексту вместе с воспитателем.

Дети рассматривают изображение животных на макете, называют животных.

Отгадывают загадки, находят и помещают изображение отгаданного животного на игровое поле. Определяют, чем питается, и в зависимости от питания присваивают категорию «всеядный», «насекомоядный», «травоядный»,  

«хищник». Отвечая на вопросы воспитателя, делают выводы о паутине жизни в лесу и о правилах заповедника. Подсчитывают количество жетонов и называют победителя.

Идут на носочках под   текст стихотворения вместе с воспитателем.

Рассматривают слайды, участвуют в обсуждении, рассаживаются за столы.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Изготавливают сувенир, оценивают свою работу.

4. Рефлексия.

Воспитатель включает фонограмму «Шум моря, крики чаек», приглашает в лодку, проводит беседу.

Отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими впечатлениями.

Подробный ход занятия:

1. Орг. момент:

Здравствуйте, ребята! Приятно вас видеть здоровыми и веселыми! Предлагаю вам размяться!

-  Эй, ребята, не ленитесь!

На разминку становитесь!

Справа друг и слева друг.

Вместе все в веселый круг!

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку,

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку,

Сделай шаг вперед, дружок,

Станет тесным наш кружок!

2. Мотивация на совместную деятельность:

- Ребята, сегодня рано утром почтальон принес нам письмо. Давайте откроем и прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам всем известный житель озера Байкал. Чтобы вы быстрее меня вспомнили, предлагаю отгадать загадку: «В снежном логове родится. Простудиться не боится. Подрастет-начнет нырять, шубку белую менять. Что за зверь такой с усами? Ну, подумайте-ка, сами!» Угадали? Конечно, это я - нерпа! Я и мои друзья приглашаем вас на наш любимый праздник - День Байкала! Приезжайте, мы очень хотим с вами познакомиться!»

3. Основная часть:

- Ну что, ребята, поедем! А на каком транспорте мы можем добраться до Байкала? (Ответы детей)

-Предлагаю плыть на лодке по реке. (Садимся в имитацию лодки: стульчики по 2 в ряду, стоят на большом отрезе ткани голубого цвета).

Звучит фонограмма «Шум моря, крики чаек».

- Берем в руки  весла (гимнастические палочки) и все вместе гребем: 1,2,3,4- вот мы с вами и приплыли! (Делаем наклоны вперед-назад, имитируя греблю).

Показ презентации: «Славное море-священный Байкал».

- Послушайте стихотворение Натальи Ковалевской:

Между гор и между скал

Блещет озеро Байкал.

Дует с северных низин

Сильный ветер Баргузин.

Волны бьются в берега,

А кругом гудит тайга.

Проступает сквозь туман

Великан Хамар-Дабан.

Дальше, белый как старик

Снеговой Мунку-Сардык.

С гор бегут вперегонки

Триста тридцать три реки.

А в средине-между скал

Блещет озеро Байкал!

(Подходим к макету).

- Давайте знакомиться с теми, кто живет в самом озере Байкал. (Рассматриваем макет, называю обитателей Байкала, помещенных в макет).

- С кем мы уже знакомы? (Ответы детей).

- Чем знаменита нерпа?

-Только в Байкале живет пресноводная нерпа, другие ее сородичи живут в море, а вода там соленая.

- Ребята, в озере Байкал обитает много видов рыб (окунь, осетр, щука, хариус, таймень и др.), но есть такие интересные рыбы, животные, рачки и даже водоросли, которые живут только в Байкале. Называют их  эндемики. Давайте повторим это интересное слово хором. Эндемики Байкала - это нерпа, омуль, голомянка. (Показываю их на макете).

- На какой праздник мы приплыли?

-  А на празднике принято играть. Поиграем в рыбаков.

Динамическая пауза «Рыбаки».

В синем небе облака (встать на носочки, руки - вверх)

Под горой бежит река (присесть, руки - вперед)

Рано утром из реки (встать)

Тянут сети рыбаки (перебирать руками сеть)

Много рыбы наловили (развести руки в стороны)

Вкусную уху сварили (круговыми движениями помешивать уху в котелке).

Работа в парах:

- А теперь поиграем  в игру «Собери и назови рыбку». (Каждая пара детей получает одну картинку рыбки, разрезанную на части. Дается задание: собрать картинку из частей).

- Давайте вспомним, как называются ваши рыбы. (Ответы детей.)

- Внимательно их рассмотрим и объясним, чем рыбы похожи? (Наличие плавников, хвоста, головы, жабр.)

- Чем отличаются? (Размером, окраской, длиной хвоста, плавников, размером чешуи.)

- Какая рыбка отличается от других сильнее? Найдите самую необычную рыбку (Голомянка).

- В чем ее отличие? (Отсутствием чешуи, прозрачностью).

- Эта рыбка - особенная. Она состоит в основном из жира и если ее оставить на солнце, то она просто растает.

Вот мы и познакомились с особенными жителями Байкала – эндемиками, которые живут только в нашем знаменитом озере. Кто они? (Омуль, голомянка, нерпа).

- А теперь приглашаю вас на прогулку.

Физкультминутка.

Звучит фонограмма «Звуки природы. Лес». Дети двигаются тихой поступью и выполняют движения, о которых говорится в тексте:

- Только в лес мы войдем-

Перед нами водоем.

Прыгать мы умеем,

Будем прыгать веселее.

Раз- два, раз- два,

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем…

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим-

На носочках пробежим.

Серый зайчик проскакал

И от волка убежал.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке.

Раз- два, раз- два-

Вот и кончилась игра.

Обходим макет кругом и останавливаемся напротив обратной стороны макета -  Байкальского заповедника. (Звучит фонограмма «звуки леса»).

- Ребята, мы с вами добрались до Байкальского заповедника. Заповедником называют определенную территорию, которая охраняется. На этой территории запрещено охотиться, рубить деревья, вести строительство.

- Как вы думаете, почему на территории заповедника установлены такие правила? (Для того, чтобы сохранить животных, растения от исчезновения).

- Давайте знакомиться с жителями заповедника. (Рассматриваем, называем знакомых животных).

- Я хочу вас познакомить с животным по имени кабарга. Давайте ее рассмотрим, определим, на кого она похожа.  Это парнокопытное оленевидное животное.

- А еще здесь живет животное росомаха. Росомахи живут поодиночке, днем отсыпаются, а с приходом темноты выходят на поиски пищи: питаются погибшими  животными, спасая, лес от болезней.

- А теперь предлагаю поиграть в игру о жизни животных «Паутина жизни».

- Правила игры: я читаю загадку, тот, кто ее может отгадать поднимает руку, называет животное, находит его изображение, объясняет, чем питается и помещает его на игровое поле, соединяя изображение животного с изображением того, чем питается этот зверь.

- Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж, питается насекомыми и растительной пищей).- НАСЕКОМОЯДНЫЙ.

- Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка, питается растительной пищей).- ТРАВОЯДНАЯ.

- Длинный хвостик гол у крошки, и пищит при виде кошки,

В норке скрыт ее домишко, а зовут малютку …(Мышка, питается растительной пищей).- ТРАВОЯДНАЯ.

- Мои прекрасные рога, всегда угроза для врага,

Но добрый нрав имею я, поверьте мне мои друзья.

И я в лесу у вас не гость, живу я здесь, красавец …(Лось, питается растительной пищей). - ТРАВОЯДНЫЙ.

- Немытое в рот ни за что не возьмет,

И ты будь таким, как крошка …(Енот, питается растительной пищей, но может съесть и мышку).- ВСЕЯДНЫЙ.

- Родственник домашней хрюшке,

Хоть стоячие есть ушки.

С пятачком. Большой. Всеядный!

А еще он дикий, стадный. (Кабан, питается растительной пищей. А также тем, что можно схватить: насекомыми, улитками, мышами, лягушками).- ВСЕЯДНЫЙ.

- Он ходит в рыжей шубке, как пилка остры зубки.

Прожорливый зверек - гроза мышей…(Хорек, питается мышами, лягушками, птицами, змеями).- ХИЩНИК.

- Кошка красивая, мех рыжеватый, кисточки, уши и мощные лапы.

Только, пожалуй, ты с ней не водись - хищник опасный. Зовут ее…(Рысь, питается мелкими животными). – ХИЩНИК.

- В яме спит зимою длинной, но, чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной отправляется…(Медведь; питается, как растительной пищей, так и мелкими животными, но когда пищи мало, то может напасть и на лося).- ВСЕЯДНЫЙ.

- На овчарку он похож. Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк, питается мелкими животными).- ХИЩНИК.

- Ну, вот мы и узнали, какие разные животные живут в наших лесах и заповедниках, кто и чем питается. Давайте еще раз повторим: как называются животные, которые питаются только растительной пищей (ТРАВОЯДНЫЕ).

- Животные, которые питаются другими животными, называются?.. (ХИЩНИКИ).

- Как будем называть животных, которые питаются как растительной пищей так и другими зверьками? (ВСЕЯДНЫЕ).

- Как вы думаете, ребята, связаны ли между собой в живой природе растения, насекомые, звери?

- Кто останется без пищи, если исчезнут растения?

- Что будет происходить с хищниками, если станут исчезать мелкие зверьки?

- Посмотрите на игровое поле и подумайте, почему наша игра называется паутина жизни?

       - Что вы можете сказать о жизни животных в заповеднике?

- Почему заповедник называется Байкальским?

- Пора нам возвращаться к самому знаменитому жителю Байкала - нерпе. Выходим из заповедника, на носочках, чтобы никого не потревожить, под стихотворение:    

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглазел на муравьев:

У них домище - будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не замутил,

В лесу я просто погостил!

- Я думаю, что мы с вами надолго запомним нашу поездку на праздник День Байкала. Люди всегда привозят из путешествий разные сувениры. Предлагаю вам сделать его своими руками.

Показываю фотографии нерпенка и взрослой нерпы.

- Кто это? (Нерпа и ее детеныш-нерпенок) Что мы еще узнали сегодня о нерпах? (Эндемики Байкала)

- Чем отличается взрослая нерпа от детеныша?

- В зависимости от того, кого вы выберете для себя в качестве сувенира, ваша поделка может выглядеть так. (Показываю образец).

4. Продуктивная деятельность.

- Для вас приготовлены: шаблон нерпы из картона, белая и серая пряжа, кисти, клей ПВА, салфетки, горошки черного перца (для глаз).

Показ последовательности работы:

- Сначала намазываем клеем часть картона, кладем на нее кусочек пряжи и слегка прижимаем. И так с головы до хвоста. Затем намечаем место для расположения глаз, намазываем клеем горошинки перца и приклеиваем.

В итоге у вас получится симпатичный нерпенок или его мама. (Показ готового образца).

- Приготовим руки к работе (пальчиковая гимнастика):

Рыбка плавала в пруду,

Хвостиком виляла (делаем ладонью плавные движения)

Корм глотала на ходу,

Ротик разевала (пальцы обеих рук сжаты вместе, большие пальцы противопоставлены остальным, изобразить открывание и закрывание рта).

- Приступаем к работе. (Звучит фонограмма «Шум прибоя, крики чаек»).

5. Рефлексия:

- Давайте возвращаться домой на нашей лодке. Садимся. Звучит фонограмма «Звуки природы. Шум моря, крики чаек».

Беседа в лодке:

- Понравилось вам на Байкале?

- Кто из эндемиков озера Байкал запомнился?

-Кто показался интереснее других в Байкальском заповеднике?

- Чем отличается жизнь животных в заповеднике от жизни в обычном лесу?

- Ну, а теперь берем весла и гребем:

Раз- два, три- четыре,

Вот домой мы и приплыли.

Библиографический список:

1. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.-80 с.

2. Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.-112 с.

3. Приложение №1. Описание дидактического оборудования.

4. Приложение №2. Описание изготовления сувенира.

5. Приложение №3. Презентация «Славное море - священный Байкал». Фонограмма «Звуки природы. Шум моря, крики чаек» «Звуки природы. Лес».

        



Предварительный просмотр:

                                                                                                Приложение №2

                       Изготовление сувенира «Нерпа».

Материалы для работы:

 - картонный шаблон в виде нерпы;

 - белая и серая пряжа, нарезанная на небольшие части,

 - горошки черного перца,

 - клей ПВА,

 - кисти,

 - салфетки.

Этапы работы:

  1. Рассматривание материалов для работы. Показ последовательности изготовления сувенира.

  1. Последовательное приклеивание пряжи на картонный шаблон.

  1. Использование горошин черного перца для обозначения глаз и носа нерпы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Славное море – священный БАЙКАЛ!

Слайд 2

Между гор и между скал Б лещет озеро Байкал

Слайд 3

Дует с северных низин Сильный ветер Баргузин .

Слайд 4

Волны бьются в берега, А кругом гудит тайга.

Слайд 5

Проступает сквозь туман Великан Хамар-Дабан .

Слайд 6

Дальше – белый как старик Снеговой Мунку- Сардык .

Слайд 7

С гор бегут вперегонки Триста тридцать три реки.

Слайд 8

А в средине – между скал Блещет озеро Байкал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «В гостях у жителей Лесного городка» (для детей 4-5 лет)

Конспект включает в себя закрепление знаний по формированию математических представленийи развитию речевого аппарата дошкольников....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи На тему: «В гостях у жителей зимнего леса»

Занятие по развитию речи с элементами песочной терапии и продуктивной деятельности детей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи На тему: «В гостях у жителей зимнего леса»

Занятие по развитию речи с элементами песочной терапии и продуктивной деятельности детей....

Конспект занятия "В гости к лесным жителям"

Конспект познавательного занятия с детьми второй младшей группы...