Мастер-класс для педагогов ДОУ. Использование кальки при прорисовывании элементов Мезенской росписи. Игра "Древние люди"
консультация по теме

Лозовая Екатерина Витальевна

Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что большинство очень поверхностно знакомо с  народной  культурой нашей Архангельской области. Я считаю, что изучение сюжетов, мотивов и приемов росписей Архангельской области — весьма захватывающее и увлекательное занятие, особенно когда во время занятий используется атрибутика и диалект того места, о котором идет речь, позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории родного края.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Использование кальки при прорисовывании элементов Мезенской росписи. Игра «Древние люди»

 Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что большинство очень поверхностно знакомо с  народной  культурой нашей Архангельской области. Кто такие поморы и как они жили? Как работали и как отдыхали? Какие у них были обычаи, обряды  и традиции? Чем украшали свой дом и быт? Ответить на эти и другие вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.  А поможет в этом введение  в образовательный процесс  регионального компонента - знакомство с историей, культурой, промыслами и традициями родного края. В первую очередь – фольклор. Ведь именно содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, мысли и чувства. Знакомство с устным народным творчеством (слова – диалекты, скороговорки, пословицы, частушки, обряды) происходит в повседневном общении с детьми, что им очень нравится. Знакомимся с жизнедеятельностью предков и через народные игры и забавы. А так же внимание уделяется декоративно-прикладному искусству – знакомство с Каргопольской игрушкой, с росписями Северной Двины: Мезенская, Борецкая,  Пучужская, Пермогорская, Шенкурская, Ракульская,  Уфтюжская, Онежская и Пижемская.  

  В программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Вераксы, прописаны  цели и задачи по художественно-эстетическому развитию, касающиеся использования регионального компонента:

1. «расширять представления о разнообразии народного искусства, народных промыслов»;

2. «воспитывать интерес к искусству родного края; бережное отношение к произведениям народного творчества»;

3. «…развивать навыки декоративного творчества детей, умения создавать узоры по мотивам народных росписей Архангельской области»;

4. «учить детей выделять и передавать цветовую гамму той или иной росписи»;

5. «закреплять умение создавать композиции на листах различной формы, используя характерные элементы узора и цветовой гаммы».

 

Я считаю, что изучение сюжетов, мотивов и приемов росписей Архангельской области — весьма захватывающее и увлекательное занятие, особенно когда во время занятий используется атрибутика и диалект того места, о котором идет речь, позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории родного края.

Мастер – класс

 Уважаемые коллеги, я приглашаю вас познакомиться с мезенской росписью - простой, нехитрой, напоминающей чем-то наскальные рисунки, но в тоже время очень красивой.  Мы с вами совершим путешествие в деревню Палащелье на реку Мезень, откуда берёт своё начало распространение промысла, роспись название своё получила от названия реки Мезень, а мастерами росписи были мужчины - крестьяне. Посмотрите на доски расписные , подержите в руках тиску – измочаленную палочку для рисования и перо глухаря, которое использовали для прорисовки мелких и тонких мотивов и обводки. А вы знаете, из чего изготавливали в старину краски? Мезенскую роспись окружают легенды:  Почему конь красный, а утка чёрная. Давайте познакомимся  с элементами росписи, которые в народе называют символами, и научимся их читать. СЛАЙД «Символы».  

Многие изделия были ещё и оберегами для дома. Ведь каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

ИГРА «ДРЕВНИЕ ЛЮДИ»

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ДРЕВИЕ ЛЮДИ И ВАМ НАДО НАПИСАТЬ ПОЖЕЛАНИЕ СВОЕМУ СОСЕДУ ПО ПЛЕМЕНИ, НО БУКВ ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ – УМЕЕТЕ ТОЛЬКО РИСОВАТЬ СИМВОЛИЧНО, СХЕМАТИЧНО. ВОЗЬМИТЕ В РУКИ КАРАНДАШ И МАЛЕНЬКУЮ БУМАЖКУ И ПРИДУМАЙТЕ ПОЖЕЛАНИЕ ИЛИ РАССКАЗ О СВОЕЙ ЖИЗНИ С ПОМОЩЬЮ СИМВОЛОВ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ.  

Рисуют, обмениваются и читают послания.

  А сейчас я предлагаю вам изготовить оберег для своего дома в технике Мезенской росписи. (Показать образец)  А рисовать мы будем с помощью карандаша, кальки, кистей и гуаши, также нам понадобится листок – черновик и салфетка.  Садимся за столы.  Во время росписи изделия или прорисовки элементов нужна точность движений, чтобы рука не тряслась, а шла ровно, плавно.  Поэтому локти кладём на стол, этим как бы фиксируем руку.

 

Берём образец  с изображением оберега, и накладываем на него кальку, совмещая углы, что поможет нам в дальнейшей работе.  Левой рукой плотно прижимаем кальку, в правую берём карандаш и обводим изображение коня по контуру.  Откладываем образец в сторону, а кальку накладываем на квадрат белой бумаги, рисунком вниз и снова обводим.  Отодвигаем кальку в сторону, она нам больше не нужна.  В верхнем углу, за спиной коня, рисуем карандашом круг с точкой по середине. Наша заготовка готова.

 Можно приступать к росписи. Тело коня по контуру кончиком кисти обводим красным цветом и заливаем (закрашиваем) им же. Во время рисования локти лежат на столе, кисточку держим вертикально, тогда рука не будет трястись и линии более ровные и тонкие выйдут.

Пока туловище подсыхает, чёрной краской кончиком кисти рисуем небо в виде прямой и волнистой полос и солнце. Лучи солнца расходятся от центра ко краю круга немного изгибаясь. Обводим верх головы коня и спину, рисуем ноги, хвост и гриву. Не забудьте, что конь всегда ходит по земле, которую изображали в виде прямой чёрной полосы.

Ну и какой же оберег без символа «пожелание блага». Его чаще рисовали в ногах у коня  или на «небе». Когда желали достатка в доме, рисовали ростки растений на земле. А защиту женщинам давали маленькие звёздочки – снежинки, разбросанные по всему рисунку.

Ну и мастера, молодцы, какую красоту нарисовали.

Вы свои рисунки с собой возьмите да домой отнесите.

И будет мезенский конь-огонь и ваш дом оберегать, солнце и тепло в дом приглашать.

Спасибо за внимание.

Лозовая Е.В. 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

«ПРОРИСОВЫВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕВЕРНЫХ РОСПИСЕЙ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ»

Письмо – сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности сосредотачиваться,  управлять своей...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер-класс на ГМО педагогов-логопедов "Использование игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ"

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с современными игровыми приемамиЗадачи:• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;• заинтересовать их в использо...